Из книги В. Р. Рамачардры Дикшитара "Война в Древней Индии:"
Варна Защитников и Воинов
Война и ее индийские особенности
Война - ровесница рода людского.
В древности в правилах ведения войны отражались лучшие, а не худшие качества людей. Даже в самых ожесточенных сражениях воины Древней Индии проявляли такие качества, как благородство и героизм, милосердие и великодушие. В частности, к числу правил ведения боевых действий относятся следующие:
- 1) воин в доспехах не должен сражаться с хуже экипированным противником;
- 2) он обязан биться только с одним врагом и отказаться от продолжения схватки, если тот был ранен;
- 3) стариков, женщин и детей, а также отступающих и тех, кто держит во рту соломинку в знак безоговорочной капитуляции, убивать запрещено.
Согласно другому древнеиндийскому закону армия не должна наносить урон засеянным пашням, фруктовым садам и цветникам, а также тиртхам и священным местам, предназначенным для богослужений.
Одним словом, перед нами реальный пример «военного театра», который обязывает своих участников не выходить за границы ограды. Войны ведутся в нейтральных полях и долинах, где нет ничего, полезного для жизни. При этом армия на марше со всеми своими слонами и колесницами обходит стороной засеянные поля, сады, деревни и святые места, чтобы действия кшатриев - осуществление ими своей Дхармы на благо всего общества - негативно не отражалось на мирном населении любой части Индии. Провиант и дойных животных такая армия должна брать с собой. Древний индус бережет свою землю и знает, что такое один за всех.
Причина этого в древнейшем институте царской власти, который возник еще до того, как дикие племена накрыла анархия, и принцип безоговорочной власти сильного над слабым стал нормативом. Культура Древней Индии имеет полное право считаться более древней, чем правление Саргона I, датированное ассирийскими писцами, и чем воцарение первой царской династии в Египте. Одним из интересных понятий в этой древней культуре является матсья няйя, приводимый эпическими поэмами Рамаяна и Махабхарата и являющийся синонимом анархии. Дословно словосочетание матсья няйя переводится как «обычай рыб».
Это неписаный закон, согласно которому большие рыбы поедают более маленьких. «Сильный грабит слабого и невинного, унося его добро. Подобно рыбам в пруду, люди причиняют друг другу вред и убивают один другого. Никто не относится с почтением к родителям, учителям и пожилым людям. Земледелием и ремеслом почти никто не занимается. Официальные браки больше не заключаются, и любой может свободно перейти из одной касты в другую. Религиозные традиции открыто презираются. Никто не может спать, не испытывая страха».
Нет государства - нет Общества, - говорят индийские книги. Для того чтобы упорядочить социум, древние индусы разделили его на несколько групп (варн), каждая из которых должна была выполнять свой долг (свадхарма), чтобы вносить вклад в общее благосостояние, не посягая при этом на права и обязанности других групп и не нанося им таким образом вред. Появление монархии и новый общественный строй, основанный на распределении обязанностей (в 4-х варнах), положили конец матсья няйе.
Итак - представление о Справедливой войне, которая не затрагивает общество в целом, а затрагивает лишь таких же воинов, как и ты.
Исторические свидетельства по этому вопросу вполне единодушны, хотя и упоминают древнейшие примеры угона чужого скота и женщин как часть военной добычи. Лихость кшатриям отнюдь не чужда. На нашей игре есть такие цари, способные забрать у побежденных то и это. У них точно есть свои резоны и оправдания. Но это как раз Прецедент, а не норматив.
Важно следующее:
- Царь, армия которого побеждена, не лишается трона (если он, конечно, не убит в бою - тогда ему наследует законный Наследник).
- Его столица и деревни не разграбляются, весь уклад его царства остается прежним.
- Сохраняются язык, традиции и религия.
- Армия победителей не входит в его город, чтобы насладиться мародерством: туда входит только царь-победитель с ближайшей героической свитой - чтобы принять почести и получить заслуженные дары (выражаются в золоте и ценностях).
- Города не штурмуются: все бои ведутся снаружи, потому что для любого царя немыслимо не выйти воевать, если к нему подходит армия.
Даже так:
Война сначала объявляется, потом генералы договариваются о тонкостях ее ведения и месте, а потом армии сходятся для битвы.
Об этом нам говорит Канон.
Какова будет награда победителю в такой войне? Историки вопроса утверждают: экономический фактор не был причиной войн в Индии. Общество и государство были построены таким образом, что человек не сталкивался лицом к лицу с экономическими проблемами. В Древней Индии не было независимых торговцев оружием. Практически не было частных предприятий. За производство и распределение благ там отвечало государство, в том числе и за производство и распределение оружия. При военном ведомстве функционировал арсенал, входивший в его структуру.
Войны в Древней Индии велись из самоутрверждения, от зависти, от страха, от жажды защитить свою территорию, ради Славы и Свадхармы, от драчливого характера кшатриев и потому что мир для них не имел никакой цены. Кшатрии отрицательно относились к миру: для них он был связан с бездеятельностью и регрессом. Они искренне полагали, что мир лишает их благородной службы и возможности выплеснуть свою энергию. Он негативно действовал на их сердца и умы. Они считали, что мир порождает войну.
Итак, цена победы. Проигравшая в войне сторона должна была периодически доставлять правителю-завоевателю подарки, оказывать ему помощь в военных действиях своими акшаухини (единица измерения армии) и не имела права на самостоятельные международные отношения.
Царь, победивший всех и заставший их признать свое исключительное право, становился императором.
Имперская власть в Древней Индии обозначала правление конкретного монарха, который благодаря своим способностям и храбрости подчинил соседних правителей и провозгласил себя единоличным владыкой всей земли. Это называлось диг-виджая. Ему не обязательно было завоевывать все государства с помощью меча. Правитель небольшой страны мог покориться ему по доброй воле. Искренне или неискренне это делалось - не важно; принципиален только сам факт признания власти определенного человека.
Главными бонусами императорской власти выступали самоутрверждение, Слава и Признание.
Психология кшатриев
Вооруженные конфликты в Древней Индии происходили по следующим причинам:
1) интеллектуальная атмосфера, царившая в обществе
Индийское общество было разделено на несколько замкнутых групп. Неудивительно, что в герметичной специальной касте, члены которой занимаются исключительно войной, распространены воинственные настроения.
С другой стороны, кшатрии чистосердечно считали, что, участвуя в военных действиях, они выполняют благородную и высокоморальную службу, увеличивая благосостояние общества и страны. Движимые подобными представлениями и идеалами, они на поле боя проявляли чудеса героизма.
В эпосе сказано следующее: важнейшим долгом и радостью кшатрия является смерть во время битвы. Согласно бытующим верованиям, погибнув в сражении, он продолжит свое существование на небесах. Древние индусы вне зависимости от того, к какой варне они принадлежали, с детства искренне верили, что, выполняя свой долг, они освободятся от уз сансары (то есть цикла рождений и смертей) и будут наслаждаться блаженством на небе, пребывая там в качестве гостей богов.
2) отношение кшатриев к миру как к чему-то непродуктивному
Рожденные воинами и не имеющие права заниматься другими профессиями, кшатрии отрицательно относились к миру. Мир для кшатриев, как уже говорилось, был связан с бездеятельностью и регрессом.
Война для кшатрия является не только смыслообразующим фактором, но и уделом, их свадхармой. Нет ничего удивительного в том, что кшатрии находятся в зависимости от своей отваги и силы. Если кто-то из них бежал с поля боя, так и не вступив в сражение, или просил у врага пощады, то считалось, что он совершил гнусное преступление против Бога и государства. Подобные настроения, подпитываемые моральным кодексом, заставили многих военных вождей прокричать: «Я выбираю славу даже ценой жизни!»
В эпосе сказано следующее: важнейшим долгом и радостью кшатрия является смерть во время битвы.
3) героизм и страсть к приключениям
Война - это школа деятельной жизни, смелости и славы! Сражения и подвиги не дают тем, кто участвует в них, разнежиться. Древнеиндийских воинов называли сурами, а иногда - вирами, причем оба этих термина свидетельствуют о бесстрашии. Суры и виры занимают гораздо более высокое положение, чем обычные кшатрии. В «Атхарваведе-самхите» Индра назван сурой. Кроме того, в тексте сказано, что для него характерен «стократный героизм». Он разрушил укрепления дасью и разбил их армию, убив сотню, тысячу, десять тысяч и сто тысяч миллионов!
Более высокое положение, чем суры и виры, занимают ратхи и махаратхи. Эти слова означают опытных «воинов на колесницах», получивших свои титулы благодаря храбрым деяниям. Среди удостоенных почетного звания ратхов - Яяти и Картавирья, Арджуна, знаменитые легендарные цари. Махаратхов довольно много. В частности, этим высоким титулом обладали все пять сыновей царя Аюсы, сумевшего избежать смертоносного топора Парашурамы.
4)драчливость
Одними из характерных черт кшатриев являются склонность к насилию и неуживчивость. Воинов-кшатриев обучали и тренировали таким образом, чтобы развить в них агрессивность. «То, что воин не добыл силой, ему не принадлежит».
Это яркий пример, как вместо того чтобы «уменьшать и контролировать вспышки коллективной агрессии», древнеиндийское общество поощряло их в рамках системы цивилизованной законности. Кодекс воина основывался на законах и обычаях, которые не только одобряли такую систему, но и насаждали ее как моральную и законную. Считалось, что тот, кто придерживается Кодекса воина, сможет соблюдать более высокие стандарты жизни в обществе.
Отдельно следует отметить Дхармаюдху - кодекс справедливого ведения войны. Об этом будет в другом месте.
5) стремление защищать свою территорию
Обществом кшатриев управляют страсть, страх и агрессия: жажда славы, комплекс защиты и комплекс нападения.
Царей в мире, современном Махабхарате, не покидало чувство опасности, что привело к созданию ими сложной системы обороны. Это можно назвать фактором страха. Этот страх был взаимным. Например, подчиненный народ боится, что однажды его поглотит народность-победитель. А держава-захватчик пристально следит за ситуацией в покоренном государстве, так как оно может постепенно тайно мобилизовать свои силы, выжидая удачного момента.
Со страхом (стремлением к защите) связаны мольбы о Бесстрашии:
«Атхарваведа» (кн. VI, 40): «Отсутствие страха даруй нам здесь, о Небо-и-Земля! Отсутствие страха пусть создаст нам Сома, Савитар! Отсутствием страха пусть будет полно широкое воздушное пространство! С помощью возлияния Семерых Риши пусть будет нам отсутствие страха!»
6) агрессивное поведение и чувство ревности
Мотивация - защитить себя от агрессии соседа, который в свою очередь рассматривает твою защиту как агрессию против себя - сама по себе не приводит к военному действию. Оно происходит автоматически, когда у человека появляются подходящий стимул и мотив.
Итак, военное действие = мотивация + стимул + мотив.
…Пока царь сидел в тронном зале, охваченный негодованием из-за оскорбления, нанесенного ему северными правителями во время их совместной встречи, ему предложили построить храм в честь непорочной Дэви, вырезав изображение богини на камне, привезенном со священной горы.
Царь сказал, что добудет каменную плиту из Гималаев (северные горы, ага) и по обычаю погрузит ее в Гангу лишь после того, как подчинит северных правителей, «если они вздумают противостоять ему». После тщательных приготовлений к экспедиции он отправился на север. Царю удалось достичь успеха - он победил союз северных царей и, пленив своих основных противников, заставил их нести на головах каменную плиту вплоть до его далекой столицы в тамильской части Индии.
Война, которую царь вел на берегах Ганги, не была оборонителной - ее причиной стали агрессивные стремления монарха.
«Если вы надеетесь избежать войны, изучите людей, в частности, исследуйте проявления агрессии; изучите их в первую очередь там, где они лучше всего поддаются анализу, - в самих себе»
7) зависть
Кшатриям свойственна зависть. Причиной масштабной битвы, описываемой в Махабхарате и разразившейся возле Курукшетры между Пандавами и Кауравами, родственниками по мужской линии, была именно зависть.
«Когда царь Панду понял, что не может больше нести бразды правления, на трон был избран Дхритараштра. Пять сыновей Панду и сотня отпрысков Дхритараштры обучались у одного и того же гуру, и Пандавам науки и обращение с оружием давались гораздо проще и быстрее, чем Кауравам. Из-за этого последние воспылали завистью к своим двоюродным братьям, и с этого момента они под руководством своего старшего брата Дурьодханы стали думать, как им избавиться от Пандавов, власть и влияние которых продолжали возрастать. Кришна, правитель Двараки и умелый дипломат, понял, что правда на стороне Пандавов, и встал на их сторону. Это только преумножило зависть Дурьодханы, который пытался придумать тайные способы расправы над пятью братьями. Осознав, что все его планы рухнули, Дурьодхана разозлил своих двоюродных братьев настолько, что предотвратить войну было уже невозможно».
На поле битвы были стянуты огромные силы, сражение продолжалось в течение восемнадцати дней. В живых осталось 8 человек.
8) ощущение превосходства и стремление к власти
Зависть влечет за собой имперское стремление к господству (адхипатья) и страсть к славе. Эти тенденции отражают две знаменитые Яджны - Радхасуя и Ашвамеддха, принимать участие в которых могут только представители варны кшатриев.
Отличительной чертой Ашвамедхи является то, что предназначенному в жертву коню позволяют поскитаться по стране. Другие правители могут пропустить его или оставить в своих владениях, что обозначает их превосходство над другими и, следовательно, готовность доказать его. Довольно часто жеребца никто не задерживал. Но иногда завистливые цари возмущались, и в итоге развязывалась война. Каждому индусу известна судьба шестидесяти тысяч сыновей Сагары, отправившихся на поиски коня. Молодые отпрыски Рамы - Лава и Куша - обуздали жертвенное животное Рамы, и это привело к масштабной битве. В подобных случаях армия использовалась не в целях обороны страны, а для удовлетворения тщеславия отдельных правителей.
Честолюбие кшатриев-царей этим не ограничивалось. Его часто питало стремление достичь индратвам (состояние Индры). Древние правители Индии искренне верили, что, совершив сотню жертвоприношений ашвамедха, они достигнут состояния Индры, став таким образом правителями богов и владыками небес.
Преимущества варны кшатриев
Индия вошла в историю культуры как «мирная страна», испытывающая неприязнь к насилию. Надо сказать, что все не так просто. В социуме, разделенном на четыре варны, три из них занимаются мирными профессиями, естественно, огромное количество людей не может быть агрессивным, и со стороны кажется, что Индия - страна вегератианства и ахимсы. Но для кшатриев Древней Индии характерны необузданная агрессия и неуживчивость. Если бы индийское общество сознательно не поддерживало на протяжении веков такое разнообразие функций и не уважало своих кшатриев, оно распалось бы на части, было завоевано, и вскоре прекратило бы свое существование как народ.
Вне зависимости от того, идет война или нет, армии Древней Индии должны были быть постоянными, чтобы лицом к лицу сталкиваться с любыми обстоятельствами. Словосочетание кшатрам дхармам обозначает такую основную обязанность, как участие в войне.
Исторически это окончательное разделение мирного и военного населения и не менее четкая дифференциация гражданских и военных функций государства очень помогли этическому и материальному благополучию Индии. Психологической установке, которую в настоящее время принято называть милитаризмом, был нанесен решительный удар.
Да, это именно так!
Считается, что системы образования в фашистской Италии и нацистской Германии были разработаны таким образом, чтобы формировать милитаризированный взгляд на окружающую действительность. Они должны были подготовить все общество к войне. В некоторых странах до сих пор существует всеобщая воинская повинность - там службу в армии обязаны проходить все мужчины, достигшие совершеннолетия. Это приводит к разобщению полов и влияет на социальную структуру в целом.
В Индии сложилась совсем другая ситуация. Без всякого сомнения, там существовала всеобщая воинская повинность, но она распространялась только на членов одной касты, а не на все общество. Специализированное обучение, тренировки и дисциплина, направленные на развитие милитаристского мышления, предназначались для представителей только одной группы - кшатриев.
Благодаря этому в сознании тех, кто входил в другие слои населения, не укоренилось чрезмерно агрессивное отношение к окружающему миру. Общественная структура в целом не испытывала на себе воздействия войн и армейских институтов. Все жители страны считали членов этого сообщества - кшатриев - защитниками родины и, следовательно, не завидовали влиянию и могуществу кшатриев, игравших в обществе вторую по значимости роль после варны, удовлетворявшей его интеллектуальные и духовные потребности.