Отступление для тех, кто не хочет ничего придумывать, а хочет пойти классическим путем, и ребенок ему это позволяет.
Какие прописи я видела и что о них думаю.
Для правшей
[Spoiler (click to open)]Как правило, одной прописью дело не обходится - во многих мало места на отработку буквы.
1. Классические прописи, безотрывное письмо: Соболева. Космические прописи - эти прописи были бы в глубоком полете в космос у моего ребенка уже на четвертой странице. Масса обводок, все мои "любимые" верхние соединения из о, черточки снизу из-под заглавных букв и т.п. Классика в яркой обертке и с сюжетом. Проблема только одна - так потом никто не пишет. Но если в немецкой школе классический шрифт и ребенок его легко осваивает - то это один из лучших вариантов. Прописи к учебнику Горецкого (ссылка). Еще одна классика, только растянутая на 4 части и намного-много-много более нудная, чем предыдущий вариант. Прописи Илюхиной (ссылка) - также классический вариант, с косыми линейками - для тех, кому обязательно нужен наклон. Места для отработки одной буквы довольно мало.
2. Ника Дубровская "Хулиганские прописи" (ссылка). Классический шрифт, но забавное оформление. Подойдет, скорее, детям постарше, на которых уже парочку прописей опробовали, но никак не получалось, а тут и забавно, и не нужно много места на отработку, так как кое-что ребенок уже писал. У меня вариант для левшей, но для правшей все аналогично. Не поняла, зачем оставлено так много места на полях, а вот строчек на одну букву часто не слишком много. Насколько интересно писать слова, значение которых не понимаешь, пока не знаю, так как нам эта пропись не слишком подходит из-за соединений.
3. М. Безруких. Прописи (ссылка). Единственные найденные прописи, которые не предполагают безотрывного написания. Но здесь другая крайность - буквы предлагают писать в каком-то безумной последовательности. Например, Л надо начинать сверху сначала в одну сторону вниз, потом в другую.
Для левшей
1. М. Безруких. Прописи для левшей (ссылка). Никаких отличий от прописей для праворуких - все тот же наклон, отсутствие образца справа. И то же безумие в порядке написания букв. Вам удобно писать букву "я" сначала сверху одну сторону, потом снова сверху вторую палочку? Левой рукой такой порядок - это просто издевательство над ребенком.
2. Т. Шклярова. Прописи для левшей (ссылка). Здесь человеку уже подсказали, что левшам нужен образец с обеих сторон тетради и наклон вправо не нужен. Поэтому автор сделал наклон влево. Ну ладно, это еще ничего. Но вот предложение рассказать детишкам параллельно с обучением письму еще и про гласные первого и второго ряда - это просто чудесно. И еще мне понравилось написание пары букв, попробуйте сами такое изобразить на досуге: сначала у заглавной Д пишем палочку вниз, потом начинаем дугу сверху и приходим в нижнюю часть первой палочки, но так, чтобы получилась классическая петелька. Вы с какого раза попали одной палкой в другую? Я с пятого. Так, правда, издеваются только над левшами. В аналогичной книжке для правшей пишут как обычно.
3. Ника Дубровская. Прописи для левшей (ссылка). Аналог прописей для правшей, только образец слева. Не совсем понимаю, зачем в прописях сделаны такие огромные поля - вопрос к издателям. Мне здесь нравятся нижние соединения из круглых элементов вроде о. Но не нравится тотально безотрывное письмо.
4. Прописи какой-то специализированной лаборатории. Скачала с сайта левшей, в продаже нет. Чувствуется, что писали левши. Есть образец справа, наклона нет совсем. Формы буквы более "леворукие". Но чувствуется и то, что прописи набраны на компьютере - соединения там, где они удобны, отсутствуют. То есть письмо "отрывное" даже там, где это не нужно.
- шрифт Propisi (скачивается из Интернета, в генераторе как раз такой)
- тетради с разлиновкой (косой линейки здесь не водится, но водится удачная разлиновка): с домиками (есть буквы с "крышей", есть буквы с "подвалом") - SL (как писать буквы - сначала крупно, потом мельче), Lineatur 0
для историй - одна сторона пустая, другая разлинованная, могут быть с домиками и без (Lineatur 1g )
Писать лучше толстыми трехгранными простыми карандашами. Тем, у кого проблемы с правильным захватом, пригодятся карандаши Stabilo (например ). Они бывают для правшей и для левшей и с разной толщиной стержня. Мой ребенок говорит, что научился правильно держать карандаш благодаря этим карандашам.
А теперь перейдем к шрифту
Поскольку у меня растет редкий экземпляр недо-амбидекстра со склонностью к левшизму в билингвальных условиях, приходится изощряться.
Что это за зверь и что оно значит на практике
[Spoiler (click to open)]Как известно, амбидекстр - это тот человек, который владеет обеими руками одинаково хорошо. Недо-амбидекстр (термин мой) - это такой человек, который владеет обеими руками одинаково плохо, использует при этом обе и имеет еще проблемы амбидекстров до кучи. Вы, наверное, думаете, что быть амбидекстром здорово: заболела правая - перешли на левую. Между тем амбидекстры используют при выполнении всех заданий оба полушария мозга одновременно, в отличие от нормальных людей. Типичная картина: мой ребенок обводит кружочки по 5 штук, как сказано в задании, но одновременно продумывает форму обводки и пририсовывает к обводке колеса, окошки, двери и проч., превращая их в разные картинки. Все это делается не потом: сделал одно - подумал, отдохнул - сделал другое, а одновременно. Ну совсем как я в своем компьютере открываю два браузера, несколько вордовских файла, несколько пдф-файлов, хтмл-редактор, пару проводников, лингву и редактор картинок и пользуюсь всем этим одновременно. Что делает нормальный комп в этом случае? Правильно, отрубается. Так и амбидекстровый мозг делает чпок! и вырубается от перегрева. В реале это выражается в воплях, падении со стула, падении на стол или каляках-маляках на четвертой обводке. Что еще значит такой режим использования для моего компьютера? Он очень часто виснет и все делает долго-долго. Мой ребенок делает все точно так же долго-долго и частенько зависает. Что делать маме с таким чудом? Правильно, поменять компьютер сопровождать непрерывно в учебной (а частенько и в неучебной) деятельности вместо того, чтобы дать задание и пойти учить разговаривать младшего ребенка.
Учить каллиграфический шрифт в наших условиях - непозволительная роскошь. Столько часов убить зря, чтобы потом ребенок 1) все равно писал по-другому, 2) вообще не захотел писать по-русски.
Поэтому, как всегда, идем другим путем. Путь сложился из анализа почерка нескольких взрослых. Сначала картинка, потом объяснение букв и соединений. В каждой букве мы с ребенком находим общее с другими буквами и пытаемся понять, почему удобнее писать так, а не иначе.
Для правши
Для левши
А - без хвостиков, так как третья палочка горизонтальная, т.е. нижние завитушки суть украшение Б - поскольку опрошенные взрослые пишут без петелек, то и не утруждаемся. б маленькая - левше удобнее прямой вариант, правше с загибом В - аналогично, не тратим время на выведение петельки Г - пишем, как маленькую, так как иначе она будет аналогична Т. Д - стандартный вариант Е, ё - стандартные Ж - три палки вместо выведения соединений, так как у большинства взрослых получается почти ш - тогда ребенка надо учить отличать на письме ж и ш (подчеркивать ш, к примеру) З - обычно И, й - обычно К - левше удобнее наклонные палочки делать от центра. Лично мне удобнее сверху вниз. Л - обычно. Большую букву без завитушки слева - по желанию М - обычно. Большую букву без завитушки слева - по желанию Н - будет состоять из трех палок, возможно, из двух (одна прямая и одна "галочка") - буду ориентироваться на ребенка. О - обычно П - большая как печатная, маленькая - обычно Р - большая как печатная, маленькая - обычно С - обычно Т - как печатную, иначе превратится в ш и к тому же будет путаться с латинской м У - обычно Ф - палочка и восьмерка Х - две палки без хвостиков Ч - стандартно Ц - стандартно Ш - стандартно Щ - стандартно ъ, ь ы - стандартно Э - стандартно Ю - как печатная Я - без хвостиков большую букву, маленькую - пока не решила
Последовательность введения
А, О, С - вслед за немецким л, м д, у, з б, и, ш г, п, р к, е, в т, х, ж, э, ю, я н ч, ц, щ ы, ь, ъ ф
Соединения
Соединяем только там, где есть соединения. Для этого будем отдельно отрабатывать сочетания с соединением, отдельно - сочетания без соединений. В написании и соединениях ориентируюсь на удобство ребенка. Если он говорит, что ему удобнее снизу наверх или справа налево, а не наоборот и делает это хорошо, то так тому и быть. Окончательная цель - понятный как окружающим, так и самому ребенку почерк.