Месяц в школе. Учебник математики. Что делать с религией

Oct 19, 2015 09:34

Навигация Детские темы

Позади почти месяц в школе. От ребенка моего не добьешься ответа, что в школе было, но кое-какая информация все-таки просачивается.

Что они за месяц делали?

- гуляли по окрестным горам неоднократно
- были "исследователями яблок", ходили на яблочную плантацию
- познакомились с кенгуру Салли, который умеет говорить только по-английски. Разучивают с ним песенку. "Мама, - спрашивает меня ребенок, - а что такое Уот из ё нейм?" Очевидно, Салли не переводит себя на немецкий:)
- читали книжку про классного (в смысле живущего в классе) зверя - ворона Руди. Руди задает все домашние задания, и он такой бестолковый, ничего не знает!
- изучили букву а, две недели непрерывно ее писали во всех видах, учились находить букву а в словах на слух
- изучили цифры 1-4, учились их писать
- проходили каждую неделю противопожарную безопасность и как эвакуироваться из здания
- за каждым ребенком закрепили "партнера" - третьеклассника, который проводил экскурсию по школе и помогал освоиться. Моему достался русскоязычный мальчик Саша
- закончили первую тетрадку: небольшую тетрадку, где рисовали себя, учительницу, как я шел в школу, мой школьный кулек, что там лежало и т.п.

Что мне нравится: по пятницам их пересаживают за другие столы. Столы соединены по три. Так дети знакомятся друг с другом, и есть шанс, что к концу октября Валентин запомнит как зовут хотя бы мальчиков:). После уроков первыми выпускают девочек, а только через 5 минут мальчиков.
Что мне не нравится: не вижу пока потенциальных друзей для него. Вот от кого надо подальше держаться - уже вижу, а друзей пока не видать.

Приносил домой учебник математики и тетрадку к нему. Пользуясь случаем отфоткала и сравнила с российско-советскими, чтобы понять, нужно ли углублять и добавлять.

Учебник математики в сравнении со старым советским учебником и современными российскими учебниками

Лично я считаю, что в начальной школе должны отрабатываться основы и что в советской школе эти основы отрабатывались прекрасно. А вот нынешнее российcкое образование меня совершенно не убеждает в том, что идея набить как можно больше наукообразия в начальную школу правильная. Мы даже в международных математических олимпиадах стали терять свои позиции.

Советский учебник

Я нашла учебник 59 и 67 годов. Они оба вполне применимы и сегодня, даже октябрят вы там с трудом отыщете. Очень много задач, много примеров на два действия. Вообще много-много примеров. Никакой геометрии даже близко. Есть немного практической математики: регулярно обращаются к деньгам, сообщают, что есть такие единицы измерения метр, килограмм и литр и как они записываются (т.е. без подробностей). И вы удивитесь, но я не смогла найти эти ужасные слова, в которых всегда путалась - уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности. Зато в конце учебника уже идет умножение, которое сейчас везде вынесено в следующий класс.

Учебник Гейдмана (ссылка)

Учебник Гейдмана рекомендуется в Интернете одним математиком-экспертом, как я понимаю, как лучшее из имеющегося. Но назвать это шедевром тоже сложновато. Как мне кажется, его основной плюс в том, что в детский мозг вбивается наименьшее количество ненужного по сравнению с другими учебниками. Если не обращать внимания на дурацкие дециметры, которые потом в жизни никому никогда не будут нужны, и перенести отрезки с прямыми в будущую учебную жизнь, то можно спокойно пользоваться. Что мне кажется неудачным: отработка перехода через десять откладывается практически до конца года и возникает на последних двадцати страницах. Поздновато однозначно.

Учебник Моро (ссылка)

Очень много лишнего, на мой взгляд, и ужасные картинки. Налеплено всего, что и не разберешься. Есть и ломаные с их звеньями и вершинами, и отрезки с прямыми, и дециметры, и многоугольники. Обучение переходу через десяток меня просто порадовало: записано несколько примеров в табличку, как будто это правило, и предлагается запомнить! Видимо, дальше нужно будет и остальные вариации зазубривать, вплоть до сотни, а там калькулятор возьмем и больше не будем мучиться.

Учебник Башмакова (ссылка)

Производит впечатление более логичного, чем учебник Моро, но и тут мы найдем тьму ненужного в первом классе: числовой луч, отрезки, ломаные и многоугольники.

Учебники Петерсон и Александровой (ссылка и ссылка)

Петерсон, которую упорно рекламируют во всех сообществах как нечто особенное, я не люблю еще с дошкольных тетрадок, которые к нам попали: дурацкие задания, плохое исполнение. Математики-эксперты добились-таки, чтобы из рекомендованных учебники этого автора убрали, так что моя интуиция в данном случае подтверждается более образованными людьми.
В качестве иллюстрации достаточно сказать, что эта мадам вводит уравнения в 1 классе. Видимо, все остальное дети уже усвоили.
Александрова - достойная последовательница Петерсон в смысле создания учебника, в котором "ничего лишнего" как выразился один рецензент: достаточно посмотреть фотографии, пестрящие буквами а, б, х, у, чтобы понять, что там действительно "ничего лишнего".

Немецкий учебник Das Zahlenbuch (Klett)

(Das Zahlenbuch Schulerbuch 1 (учебник)
,
Das Zahlenbuch / Arbeitsheft 1 (тетрадь к учебнику)
,
Verstehen und Trainieren: Grundaufgaben (тетрадка на дополнительную отработку)
,
Das Zahlenbuch (тетрадь на отработку написания цифр)
,
Probieren und Kombinieren 1: Igelaufgaben (тетрадь для умных)
)

По-моему, неплохой учебник. Я ожидала чего-то гораздо худшего. Северным землям, вроде Гамбурга, которых ругают за уровень образования и очень слабые учебники, стоит обратить внимание - можно использовать как дополнительный материал.
Содержание
1. Сначала цифры до 10 - пишут крупно, пишут мелко. Почему в наших учебниках сразу мелко надо писать? Непонятно мне.
2. Уделяется внимание понимаю чисел на глаз - без пересчета.
3. Довольно много практической математики - от сколько чего на теле человека до разного вида монет и купюр.
4. Сразу после чисел до 10 переходят к числам до 20, вводятся понятия десятков и единиц.
5. Изучают состав числа. Одновременно начинают складывать и вычитать на простых примерах и задачах.
6. Симметрия на разных практических примерах (вырежи симметрично, приложи зеркало).
7. Изучают правило на перемену мест слагаемых, но без формулировки в виде правила, а на примере. Складывают в пределах 20 без перехода через 10.
8. Очень быстро начинают переходить через 10. Объясняют разницу в способах вычисления.
9. Задачи и примеры на плюс-минус чередуются с танграмом, ритмом в орнаменте, завязыванием шнурков, ориентацией в пространстве, таблицей сложения, числовыми треугольниками, числовой пирамидой.
10. Вводится понятие четных и нечетных чисел.
11. Считают шагами - пятерками, четверками...
12. В конце решают примеры на несколько действий, изучают "магический" квадрат, циферблат часов.

Как видим, "слабым" этот учебник назвать затруднительно. На мой взгляд, достаточно интересно, разнообразно, с практической направленностью (деньгам много внимания), есть задания и для "смекалистых". Можно попробовать добавить побольше задач во втором полугодии и примеров на два-три действия - в этом учебнике маловато.
К учебнику есть 3 дополнительные тетрадки (для неуспевающих, слишком быстрых и плохо пишущих) и диск с заданиями. Дополнительные тетради не видела, но нам дают распечатки на написание цифр, возможно, из соответствующей дополнительной тетради. Думаю, что тем, кому не будет хватать примеров, будут также отпечатывать дополнительно листики на отработку.
Диск был в нашей основной тетрадке вынут, видимо, дадут позже.

Учебник. Внизу мелким шрифтом комментарии к заданиям


























Тетрадь
















Религия

Как я уже говорила, религия в Ба-Вю - обязательный предмет в виде религии или в виде этики. Для меня было новостью в последнее время, что: 1) ее надо посещать с первого до последнего класса (я думала, можно избавиться раньше), а этики в начальной школе нет (несправедливость-то какая!), 2) решение можно менять туда-сюда неоднократно.
Пока у нас две религии в середине учебного дня, и дети все равно обязаны отсидеть эти два урока, поэтому я решила ничего не менять, оставить ребенка на активном посещении религии. Но он все время ноет, что ему не нравится, так что подумываю отправить на пассивное посещение. Может, в следующем году поставят в начало дня или в конец, тогда можно будет смело отказаться от посещения.

школа в Германии, первый класс, обучение, жизнь в Германии, дети

Previous post Next post
Up