1. Азбуки 2. Буквари 3. Вспомогательные пособия 4. Книжки для первого чтения с мальчуковым уклоном
Но сначала оффтоп о современной ситуации с учебниками для тех, кто смотрит немного вперед (а нам, учитывая получение книг через полгода после их подбора в корзину, это весьма актуально).
[Spoiler (click to open)]Почему я собираюсь подобрать российские учебники? Во-первых, кто знает, как жизнь повернется. Во-вторых, русский все равно нужен. В-третьих, местное образование поругивают. Я пока не знаю, насколько все ужасно. Больше всего ругают север, и особенно Гамбург. Больше всего хвалят Байерн, потом идет вроде как Ба-Вю. Будем надеяться, но хочу все же иметь под рукой альтернативу, как минимум по математике. Теперь о ситуации. Я пока только начинаю въезжать в тему, и меня начинает терзать ужас. Наш минобраз, минобрнауки или как там его сейчас делает все, чтобы погробить остатки достойного школьного образования. Делается это все, очевидно, для получения прибыли от продажи учебников: учебники стоят неадекватно дорого, к ним еще прилагаются тетрадки и методички, меняют программы и учебники очень часто - и это все увеличивает заработок авторов и издательств. Сначала вводят один ФГОС, потом другой, вводят новые требования, заставляют учителей выбирать конкретную программу, потом заставляют их переходить на другую. Сейчас, к примеру, в моде патриотичность, поэтому втискивают в школы массово УМК "Школа России" (до этого она была непопулярной как "слабая"), а один из приличных учебников по математике вычеркивают из разрешенных списков за отсутствие патриотичности. В выигрыше все участники процесса, кроме последнего звена.
Начну с русского, поскольку приличный опыт репетиторства и проверки тетрадей имею. Так вот, грамотность куда-то подевалась у детей. Появились ошибки ужасные совершенно, пресловутые "исчо" и "каровы". Если у моего поколения были в основном ошибки в пунктуации и сложных орфограммах, вроде не/ни слитно/раздельно, то у последующих поколений - вот эта жуть, которую раньше в первом классе искореняли. Готовила одну девочку на филфак (и она туда поступила), и у нее тоже были такие убогие ошибки как система, а не как случайность. Искала я анализ программ и учебников, что там такое произошло в начальной школе в начале-середине 90-х, что так повлияло на детей. Конечно, говорят о телевизоре и компьютерах. Но это все было доступно уже моему поколению, перестройка почему-то не повлияла на нашу грамотность. Виновата, по всей видимости, система Эльконина-Давыдова с повсеместным введением развития фонематического слуха. Плясать при обучении дошкольников и начальных классов стали от звуко-буквенного анализа. В Вики написано, что фонематический слух - это различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребенок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Согласитесь, что эта логопедическая проблема ближе к школе должна уже не так часто встречаться и достаточно легко выявляться, ошибки будут характерные, очевидные, когда ребенок не различает звуки и повторяет то, что ему хотелось услышать, а не то, что ему действительно сказали. Как неразвитость фонематического слуха при этом мешает быть грамотным, мне не совсем ясно. Ну напишет ребенок "том" вместо "дом", так как неправильно слышит. Но почему же неразвитость фонематического слуха виновата в том, что он пишет "карова" вместо "корова"? Очевидно, что как раз наоборот: ему так развили этот самый слух, что он привык писать то, что слышит, а не то, что дОлжно. Подробно это рассматривается в статьях Л.А. Ясюковой. Похоже, это единственная критика доминирующего подхода в обучении со стороны человека, занимающего какое-то более-менее видное положение. Родители от этого обучения тоже часто в недоумении (ко мне уже обращались с просьбой объяснить темы первого-второго класса), но кто же их услышит. Под каждым словом Л.А. Ясюковой могу подписаться три раза - о традиционности нашего правописания, о том, что мы не пишем так, как слышим, и т.д. Ясюкова считает, что единственная достойная система обучения чтению - это кубики Зайцева и его методика. Насчет кубиков ничего не скажу, я не стала с ними связываться. Но учебники и буквари на основе звуко-буквенного анализа брать в дом буду, только если найдутся интересные с точки зрения текстов, - выдергивать, переделывать под тот минимум, который ребенку действительно нужно освоить в начальной школе. Этот минимум ничуть не изменился со времен нашей школы. И остается нам по русскому языку брать Рамзаеву, по информации в сети - последний осколок старой советской системы, и качать из сети старые учебники. По старым учебникам - давать основу, по новым учебникам - подбирать тексты поинтереснее, избегая ненужных упражнений.
Теперь о математике. Знаете, какие задачки есть в современных учебниках? Например. Девочка читала каждый день по 7 страниц. Читала 3 дня. Всего в книге 30 страниц. Сколько страниц ей осталось прочитать? Выбери правильный ответ: 30-7х3 или 30-3х7. И о каком обучении математике после этого идет речь, если в этом задании больного методического мозга опровергаются основные математические законы? На сегодняшний момент математики считают адекватными учебники: начальная школа - Гейдман (тот самый непатриотичный и с гадкими хоббитами, может исчезнуть, если так и не был принят в списки одобренных), Башмаков, Моро, Истомина (это не один учебник, у каждого учебника свой автор), средняя школа - Бунимович, Башмаков, Виленкин, Дорофеев, Киселев, геометрия - Кадомцев, Бутузов. Я могла ошибиться в написании фамилий, так как пока это первое приближение, заброс удочки в мутную воду. Я еще не проверяла информацию и не искала эти книги.
Азбуки
Сначала в нашем доме появились убогие азбуки с убогими стишками под каждую букву. Их я отдала на съедение. Авторов писать не буду, хотя они достаточно известные (в смысле - много настрочили). Мне гораздо больше нравятся следующие азбуки. Интересные азбуки я бы разделила на две группы: где главное текст и где главное рисунки.
Первая группа:
Классика - С.Я. Маршак "Про все на свете" (с хорошим изданием сейчас проблематично, есть, например, здесь или классика с картинками Конашевича (думаю, не только у меня была такая тонкая книжка)). У Михалкова тоже есть симпатичная азбука, но это больше стишок со славными картинками (чуть ли не единственный случай, когда я люблю Чижикова) - ссылка. М. Яснов "Азбука с превращениями" (ссылка). В этой азбуке перепутаны слова (вместо "веснушек" - "волнушек" и т.д.), поэтому она подойдет детям постарше, которые сообразят, в чем загвоздка. Я ее планирую читать сейчас, для закрепления букв, а не для их выучивания. А. Шибаев "Язык родной, дружи со мной" (ссылка) То же самое касается этой книги: скорее как закрепление, поиграть со словами и заодно как первое чтение - короткие строчки отлично для этого подходят. И. Бродский. Рабочая азбука (ссылка). На мой взгляд, скорее азбука для взрослых и далеко не всех детей.
Где-то посередине между этими двумя группами Г. Юдин "Букваренок" (ссылка). Каждая буква сопровождается познавательным рассказом или сказкой. В конце есть таблица с буквами, одновременно изображающими и предмет, на который они начинаются. Мне кажется, это больше для детишек немного постарше, ближе к пяти.
Вторая группа:
Д. Плаксин "Такие разные буквы" (ссылка). Это просто буквы, одна буква на страницу, но сделанная из слов на эту букву - "а" из арбузов, "к" - кирпичей и т.д. Очень наглядно, но дети, которые не интересуются буквами, скорее всего не оценят. Николай Воронцов "А-а-азбука" (ссылка). Хулиганская азбука, как раз под характер нашего мальчика, поэтому я выбрала ее. Не могу сказать, что он выучил буквы по ней, но несколько раз она читалась. Дарья Герасимова "Азбука превращений" (ссылка). Буква на глазах превращается в что-нибудь другое. Забавно, мило, местами немного пестровато - на мой взгляд, больше для девочек.
Немного особняком стоят азбуки из Эрмитажа (серия): буква идет с изображениями шедевров музея, картин, скульптур или статуэток. Не думаю, что это эффективный способ научить буквам, но эти азбуки отлично подойдут для первого знакомства с искусством.
Для меня важный критерий - чтобы буква не звучала в азбуке с призвуком (бэ, вэ...). Кроме того, чтобы понять, почему А - это аист, ребенок должен уметь выделять первую букву в слове. А если он этого делать не умеет, то остается надеяться на то, что оригинально нарисованные буквы помогут запоминанию. Еще больше должно помочь включение букв в игры - лепить, печь, раскрашивать, вырезать, выставлять на магнитную доску.
Буквари
Буквари сочетают изучение букв с научением чтению. Во многих из них знание, хотя бы частичное, букв уже предполагается.
Е. Бахтина "Букварь для малышей" (ссылка). Первая часть букваря - буквы, местами очень удачно изображенные (мне очень нравится, к примеру, виноградная В и Д-домик), но местами, на мой вкус, очень неудачно, вроде З. Дальше автор дает несколько таблиц с сочетанием согласная+гласная, построенных по принципу: согл+ а, о, у, е (или и), потом в столбике ниже оставшиеся сочетания букв, кроме ю, и третьим столбиком сочетание с ю. В чем глубокая логика расположения согласных и их сочетаний - лично я поняла не очень хорошо. Начать читать по таким таблицам можно с очень опытным учителем, который дополнительно еще что-то будет давать, или использовать их для закрепления, научившись в другом месте. Третья часть - слова столбиками. Система заключается в том, что сначала идут слова из двух слогов из четырех букв, строго с сочетаниями согл+гл, столбик состоит из четырех слов на одну букву. Далее пойдут слова из 6 букв/3 слогов, согл+гл, слова из 4 слогов / 8 букв. Потом добавляются слова, где один слог - это сочетание согл + гл+ согл. В таком духе продолжается страниц тридцать, пока, наконец, не вводится обратное сочетание гл+согл. Особой отработки на него не дается, сразу вводятся й, ь, ъ. Следующий этап - стечение согласных. Картинки не имеют никакого отношения к читаемым словам. Моя общая оценка: выучить можно только очень смирных и интересующихся детей.
Н. Жукова "Букварь" (ссылка) Пока это самый последовательный и логично составленный букварь из тех, что мне попадался. Чтение начинается с соединения двух гласных, к чему быстро добавляется сочетание гл+согл, а потом согл+гл. Потом постепенно вводятся новые звуки и увеличивается количество букв в словах, которые надо прочитать. Очень быстро начинаются предложения, сначала вроде таких: "У мамы Вова. Вова мал", потом уже тексты. Самый сложный момент в букваре - это осознание м+а=ма. Каждому ребенку нужно разное время на освоение этой сакральной мысли. Поэтому если на третье-четвертое занятие ребенок не догоняет, чего от него хотят, лучше оставить букварь в покое, иначе ребенок не захочет возвращаться к букварю. Что мне нравится: - материал бесконечно повторяется и закрепляется, чего нет в большинстве аналогов. - есть картинки, чтобы разбавить тоскливые тексты Что мне не нравится: - скучноватые тексты, можно было бы разбавить какими-то веселыми стишками - в стремлении решить еще и логопедические задачи автор дает слова на отработку той или иной логопедической проблемы, а ломать язык ребенку еще не интересно. Ему бы поскорей навык приобрести, а потом уже логопедию отрабатывать.
С. Федин, О. Федина "Как научить ребенка читать" (ссылка). Этот букварь хвалят за быстрое обучение чтению. То есть если у вас сообразительный ребенок, знает буквы, легко учится, то это может быть ваш вариант (повторять многократно сочетания по Жуковой ему будет скучно). На первых двух страницах предлагается запомнить 5 гласных и 10 согласных звуков. На вторых четырех страницах дается таблица сочетаний этих согл + гласная и предлагается тренироваться в чтении этих согласных сначала по первому столбику с буквой а, потом по второму и т.д., добавляются еще пять согласных. Когда эта таблица освоена, вводятся слоги с гласными е, ё, я, ю - еще три странички таблицы. Потом слоги наоборот: гл+согл. Вот так 10 страниц. Если ваш ребенок способен и схватывает на лету, он не успевает соскучиться. А вот если ваш ребенок не очень вникает, чего от него хотят, ему не интересно и вообще это не надо, то результат будет отрицательный. После заучивания складов согл+гл, гл+согл ребенок переходит к чтению трехбуквенных слов. Тут есть некоторая непоследовательность в использовании черточки между складами, которая, впрочем, наблюдается в той или иной степени у всех авторов. Склады гл+согл писались слитно: он, ум... А трехбуквенные пишутся с черточкой: до-м. И дальше так и идет - то делим, то не делим, исходя из представлений авторов о том, как должно быть удобно детям. Я не считаю, что это как-то катастрофично скажется на понимании детьми, что такое слог, но когда нет последовательности, некоторых детей это сбивает с толку. Опять же - для быстрых и сообразительных. Дальше авторы переходят к четырех- и более буквенным словам, с 50-й страницы к предложениям. С 70-й страницы даются тексты для чтения: первая половина с разделением на даже не склады, а как бы для удобства, вторая - без разделения. Моя оценка: первая половина книги, предназначенная для обучения, нам не пригодилась вовсе, мой ребенок как раз абсолютно не такой, какому такой способ подойдет. Вторую, с текстами, попробуем использовать.
Т. Резниченко "Занимательный букварь" (ссылка). Первые несколько страниц посвящены гласным звукам А, У. Звуки выделены в подписях к картинкам. Потом предлагается заучить несколько буквосочетаний согл+гл и узнавать их в текстах. Ребенок читает только выделенный слог - мама все остальное. Количество слогов постепенно увеличивается. Во второй части вводится сочетание согл+гл+согл. На мой взгляд, букварь подойдет детям, готовым пассивно что-то запоминать без желания понять, почему так, а не по-другому. Что мне в нем нравится: - подборка текстов - таблицы с сочетаниями согл+гл, они удобны для повторения - ребенку нравятся небольшие картинки со словами в верхней части страницы Что мне не нравится: - нет маленьких букв "а" и "б". Если ребенок трудно переучивается, то потом ему придется помучиться. - слишком долго автор остается на сочетании с "а". Для нас это было фатально: Валентин запомнил согласные только в сочетании с а, и потом мы долго отвыкали от этого. - из-за запоминания сразу буквосочетанием возникает искусственная трудность - автор говорит, что детям трудно произносить только одну согласную, у них получается призвук, поэтому она специально рисует точку под одинокой согласной, чтобы ее читать отрывисто. Так вот, призвук получается, если учиться по этой системе, а так вообще-то никаких призвуков нет, если учить сразу отдельную согласную. - мало отработки выученного К букварю прилагаются тетради для дополнительных занятий (ссылка). Учитывая их стоимость, без них вполне можно обойтись. Особенно без первых двух, где нужно просто правильно выбрать один из четырех слогов и поставить их на пропущенное место. В третьей и четвертой к этому заданию добавляются еще тексты на чтение.
Буквари, которые я сразу отвергла (они достаточно популярны, и у вас может быть другое мнение):
Н. Павлова "Букварь с крупными буквами" (ссылка). Это для тех, кому очень хочется уже в дошкольном возрасте работать над слогами и звуко-буквенным составом слова. Сначала бесконечные слоговые схемы слов, потом не очень понятная система обучения (на каждую букву несколько сочетаний согл+гл, их, видимо нужно запомнить, потом читать слова).
Н. Нищева "Мой букварь" (ссылка). Снова букварь от логопеда и снова масса звукового анализа.
О. Соболева "Новый букварь" (ссылка). Здесь лично мне было достаточно посмотреть на фотографии, чтобы понять, что мне это не нужно. Имхо.
Другие пособия
Пока идеальной книги на закрепление чтения с словесными играми я не нашла. Все как-то подходит листочками, кусочками. Возможно, еще что-то попадется позже.
Хорошая вещь - звуковой плакат "Учимся читать" от фирмы "Знаток". Он доехал к нам немного поздно, когда мы уже начали учиться по букварю, то есть честь осознания главной идеи принадлежит не ему. Но он очень полезен для закрепления.
Разрезные карточки (ссылка и ссылка). По-моему, довольно бесполезно. Когда мы сложили разрезную картинку, то мы уже не читаем, а догадываемся по картинке, что там написано. А слова с другой стороны карточки с картинкой никак не соотносятся. Полезнее, на мой взгляд, было бы собрать слово со слепой стороны, а потом перевернуть и проверить по картинке, правильно ли мы прочитали. Я так делала: разрезала маленький календарь с картинками, с обратной стороны писала слоги. Тут важно подобрать картинки с неповторяющимися слогами. Впрочем, можно и не разрезать, а просто читать и переворачивать.
Пособия типа "составь слово" (перевертыши или сделать самим нечто подобное: ссылка)
Игра "Найди слово". Набираем некоторое количество картинок (например, от речевых игр, о которых я уже писала), пишем к ним карточки с названиями и подбираем одно к другому.
Слоговое домино (ссылка, в сети нашелся еще один вариант). Не очень часто (быстро запоминается) можно поиграть, разнообразив работу с букварем или чтение текстов.
Эрудит и подобные. Наш старый эрудит к нам еще не приехал, но я не уверена, что по возрасту мы уже до него созрели. Еще подумываю о вот такой штуке: Hubelino Bunte Buchstaben . Наклеить русские буквы и играть.
Книги для первого чтения
К книгам для первого чтения у меня следующие требования:
- они должны быть короткими, побольше картинок и поменьше текста - слова не должны быть разбиты по слогам. Все-таки единица чтения у нас не слог, а слово, а чтение по слогам затрудняет понимание того, что в книге собственно написано. - содержание должно быть не избито до невозможности и как-то соответствовать интересам не только девочек, но и, в конце концов, мальчиков! Заставлять вредного мальчика продираться в очередной раз через простые русские народные сказки или истории о животных, которые ему не слишком интересны, - это верный путь полностью лишить его интереса к чтению. - шрифт должен быть крупный
Ну в общем, я пока в пребываю в тупике. Потому что мысль нашего издателя весьма примитивна и однобока. Если серия для первого чтения, то либо слоги, либо вечные колобки с репками, либо рассказы о зверушках. А если что-то приличное - то безнадежно "отсутствует в продаже". Можно было бы почитать современные книги с картинками, где по два предложения на страницу. Но, извините, там цена ниже 250-300 рублей за книжечку не опускается! Чтобы прочитать и забыть, как необходимый этап к нормальной литературе, это, мягко говоря, разорительно. В Германии продается масса тонких книжек с короткими рассказами на все вкусы: хочешь - принцессы, а хочешь - экскаваторы. Почему наши такое сбацать не могут? Сколько можно штамповать зайчиков с мишками?
Что я отобрала
серия "Озорные книжки" (ссылка). Здесь можно выбрать что-то подходящее, книжки тоненькие, хорошие картинки
серия "Чарушинские зверята" (ссылка). Очень небольшие квадратного формата книжечки. Взяла на пробу, сколько-то зверят и мы способны пережить.
серия "Библиотека начальной школы" (ссылка). Это серия на вырост, довольно много текста.
П. Щессов "Моя первая машина ссылка. Я покупала эту книжку, конечно, не за почти 400 руб. Столько она стоить не должна. Мне нравится тематика (два братика едут на машине), небольшое количество предложений на страницу. Не нравится - темные цвета.
серия про Мулли Мека (ссылка). Купили пока одну на пробу, еще не читали. Дороговато, конечно.
Мой замечательный папа (ссылка). Рассказы Раскина, Драгунского и Каминского.
А. Толстой "Как ни в чем не бывало" (ссылка и ссылка, у меня вторая, первая только вышла). Два малыша, постарше и помладше, два хулиганчика - ну как тут пройти мимо? Пробовали начать читать, но на его уровне еще трудновато.
Познавательная литература
Дома мира (ссылка) и другие книги из серии "Настя и Никита" (ссылка), хотя я не могу сказать, что мне нравится там многое.
Три энциклопедии "Что? Зачем? Почему? (ссылка) - короткие тексты и крупный шрифт.
"Жизнь города" (ссылка). На странице по три-четыре предложения к картинкам на тему развития городской жизни. Эта книга у нас уже давно. Не могу сказать, что это идеальный вариант на эту тему, но читается часто и послужит еще раз для первого чтения.