Навигация
Детские темы Пару месяцев назад мой младший ребенок пошел в игровую группу. Шикарный вариант этот (3 раза в неделю по 3 часа, 10 детей и две воспитательницы) встречается далеко не везде и не удивительно, что нам пришлось отстоять более чем годовую очередь, чтобы туда попасть. Но дело не в рекламе садика как такового, а в том, что мне очень нравится, как они занимаются развитием мелкой моторики. Что сподвигло меня собрать все, что мне на эту тему попадалось.
Общепринятым является заявление, что развитие мелкой моторики развивает речь. Я же уверена в том, что дело в сочетании характер + наследственность + насколько много с ребенком говорят. Во время занятий по развитию моторики с ребенком много говорят - чем больше говорят, тем лучше он говорит, с поправкой на его личные особенности. Сомневаюсь, что кто-то проводит эксперименты по молчаливому развитию мелкой моторики с целью проверить, насколько это развивает речь.
Но как бы эти занятия ни влияли на речь, они действительно необходимы: здесь в школу идут очень рано, в школе надо будет писать, вырезать, клеить и т.п., а эти навыки развиваются достаточно медленно, поэтому откладывать их развитие на последний год перед школой не стоит. Тем более что, сказать, что большинство детей как-то особенно любят сортировать и выполнять прочие подобные утомительные действия, нельзя, приходится это делать спонтанно, как бы случайно и не слишком часто, чтобы каждый раз это было как будто что-то новенькое.
Все многочисленные занятия по развитию моторики можно свести к нескольким категориям, дальше начинается только лишь ваша фантазия по выбору материалов и сопровождающим завлекающим маневрам.
1. Ощупывание и перебирание. От 6-8 месяцев под строгим присмотром.
Материал: крупы (крупные) - крашеные и некрашеные, деревянные шарики разных размеров и деревянные игрушки с разными деталями, колокольчики, крупные пуговицы, разноцветные помпоны, мотки шерстяных ниток, туалетная бумага.
На улице: трава, листья, шишки и все остальное, что можно в дом принести.
Способы:
- крупу насыпаем в емкость, например в прозрачную коробку, засовываем туда же леговские игрушки, или резиновых зверей, или маленькие машинки/паровозики, или пуговицы/шарики, или... и ищем "сокровища" (пресловутые сенсорные коробки).
- крупу рассыпаем по мешочкам для лаванды и даем щупать
- делаем коврик или "развивающую" книжку.
* Как покрасить крупы. Я делала двумя способами: 1) оставляла на ночь в окрашенной пищевыми красками воде, а утром высушивала (не очень понравилось, часть размякла, потом прилипла к бумаге при высыхании), 2) красила в пакете с небольшим количеством спирта и пищевыми красками. Лучше всего окрасилась кукурузная крупа, рис стал после окраски ломким, горох покрасился только частично, макароны изменили цвет (так, фиолетовый из красного и синего вообще не получился, а вышла какая-то "морская волна").
** Как я делала коврик: взяла детский пододеяльник, разделила на 4 полосы, туда засунула колготки, в которые насыпала разные крупы, разделяя их швом; сверху нашила массажные губки для спины, пуговицы и мелкие плоские игрушки для хождения "по камушкам". Особенно сильно из круп ногами ощущается горох (локтями на него опираться тоже крайне неприятно).
Мое имхо. Это больше развлечение для мамы и проявления ее творческих способностей. После пары месяцев, потраченных на коврик, видеть, как дети старательно коврик игнорируют, довольно неприятно. Поэтому, на мой взгляд, более разумное сочетание: резиновый массажный коврик или подушка + игры с крупами по настроению и востребованности. Если все же делать коврик, то делать его меньше (приблизительно 60 на 40 см), и желателен резиновый низ, а иначе все это сворачивается, несмотря на тяжелый наполнитель.
2. Удочка, лабиринты, пирамидки. Удочка в зависимости от размеров деталей - может быть уже от года. Лабиринты и пирамидки уже до года.
Об этих покупных игрушках уже писала:
здесь и
здесь.
3. Пересыпание, просеивание и переливание. Ближе к году и до школы.
Материал: крупы (можно уже более мелкие), вода - крашеные и некрашеные, различные емкости (бутылки, стаканчики из-под йогуртов, нестеклянные банки из-под питания, ведерки, чашки, лейки с разными насадками, сито, воронка, пипетка, шприц.
Способы:
- оборудовать место (лучше всего отправить летом на балкон) и выдать материалы. Дети готовы этим заниматься очень долго, особой "рулежки" процессом не требуется, но надо быть готовым к конечному "бабаху".
- воду можно подкрасить и смотреть, как смешиваются цвета
- соединить две бутылки и пересыпать/переливать
4. Сортировка, раскладывание, вылавливание и запихивание. От полутора плюс/минус полгода.
Материал: крупы (крупные: фасоль разного цвета, горох), ватные мячики (Wattekugeln), пенопластовые (стиропоровые) шарики и другие формы, деревянные шарики, пробки от бутылок, крышки от детского питания, пуговицы, детские кубики для постройки городов, помпоны, деревянные бусы, ледяные кубики и т.п. Покупные сортеры (если найдется достойный) - немного подробнее в игрушках на 2 года.
Емкости: картон или пластик из-под яиц, разноцветные миски и стаканы из ИКЕИ и подобные, коробки из-под чипсов и напитков в порошке с пластиковыми крышками, разноцветные картонки для мелких подарков (дешево можно найти в магазинах типа "все за 1 евро").
Подручные предметы для сортировки: ложки, половники, щипцы, пинцет, сито.
Способы:
- предлагаем одну большую емкость со смешанными двумя (для начала) видами круп и предлагаем разделить под каким-нибудь предлогом: девочкам - накормить кукол, мальчикам - развезти разный груз на разных самосвалах. Но моему практическому мальчику такая "ерунда" может и не пройти - ему надо что-то другое, например, кто быстрее.
- предлагаем разделить разноцветные предметы в цветные стаканчики из-под йогурта или окрашенные нами заранее ячейки для яиц.
- делаем в коробках из-под чипсов или картонных коробочках нужные дырки: например, круглую для шариков или прямоугольную для крышек от детского питания; или большую круглую для больших шариков и маленькую круглую для маленьких шариков; или красную для красных предметов, а синюю - для синих... Коробки можно обклеить красивой бумагой (например, голографической). Крышки от детского питания, кстати, очень интересно щелкают, если на них нажать в центре.
- достаем из тазика с водой с помощью половника игрушки или мячики и т.п.
5. Доска с разными замками и материалами. От полутора. Для пап и мам с руками, желанием и свободным временем.
На русском это обычно называют "пульт управления", на немецком - Tastwand. Альтернатива - игра с замками от Мелиссы и Ду (
Melissa and Doug Bord der Schlosser).
Берем доску, набираем всяких замочков, щеколд, веревочек с разными поверхностями, песочные часы, несколько труб из очень плотного картона от бумажных полотенец, кусок старой одежды с вшитой молнией и т.п.
Набиваем на доску замки, делаем загогулины из веревок, на них сажаем деревянный шарик с дыркой (найти можно в Мюллере, в Оби в отделе для творчества) или много маленьких шариков, приклеиваем различные материалы (пушистые, ершистые, колючие, блестящие и т.д.), песочные часы (берем такие для чистки зубов, которые вращаются приклеенными к стене). Из трубок от бумажных полотенец делаем дорогу для шарика (сверху бросаем, бежит по паре колен и выпадает в миску или мешочек.
Имхо. Я такое делать не стала: мои дети слишком прекрасно справляются со всеми замками, поэтому в целях безопасности чем позже - тем лучше.
6. Прищепки. От полутора.
Материал: крепкие разноцветные прищепки (очень непросто подобрать удобные, у меня все время ломаются), веревка для вешания вещей или маленькая сушка, детские вещички (кукольные или для новорожденных), картонная коробка. Для креативных и жаждущих творческой работы: распечатываем зверей, отрезаем хвосты или уши, наклеиваем их на прищепки. Ну и далее, что придумается: машины и прицепы, домики и крыши, паровозы и вагоны... Для детей постарше есть такой набор:
SES Wäscheklammerfiguren Способы:
- сложить вещички в тазик и предложить развесить.
- классика: надеть на тарелку - сделать солнышко
- соединить животных с хвостами/ушами, паровозы с вагонами...
7. Завинчивание и отвинчивание, закрывание и открывание. От полутора и старше.
Материал: бутылки и банки разных форм и размеров, коробки с крышками из разных материалов. Машины с винтами (
в Амазоне).
Способы:
- найти правильную пару и навинтить крышку
- открыть сюрприз/конфету в бумажке
- отвинтить - достать спрятанный сюрприз
- сделать погремушку - насыпать крупу, завинтить и погреметь
8. Нанизывание и шнуровка. Нанизывание - приблизительно от двух, шнуровка - от трех, вышивание на картонке - в четыре/пять.
Материал: покупные бусы (
Fädeln), крашеные макароны. Скрепки. Шнурки, дыроколы.
Способы:
- вместе покрасить макароны, потом сделать бусы. Маленьким надо завязать на конце шнурка крупный узел, чтобы не соскакивало, и выдать веревочку с узлом (и одной бусиной), предложив одеть вторую. В начале, скорее всего, придется держать шнурок. Удобнее всего им это будет делать стоя - и хорошо видно, как бусина скользит вниз.
- нацепить скрепки на вырезанный рисунок (классически - ежик).
- крашеные картонки от туалетной бумаги нанизать на шнур
- сделать дыроколом дырки и провести по ним шнурок (шнуровка). Это более сложное задание, чем нанизывание
- пришнуровать предмет к основе (одежду к кукле, птиц к дереву и тп).
Покупные игрушки, например:
Ravensburger Sticken ohne Nadel,
Anziehbaren,
Bauernhoftiere,
Bauernhaus,
Stickkarten "Spaziergang".
Это еще не все...
часть 2