Во втором классе появилась отдельная учительница по математике и физкультуре. Количество учителей в начальной школе здесь не нормировано: может быть и один учитель на все-все предметы и четыре учителя на разные предметы.
Подробно о начальной школе
здесь. Подход стал строже. Просят над домашними заданиями вместе с ребенком не сидеть - не сделал, сам виноват, пусть сам и оправдывается. На мой взгляд, половина детей уже достаточно самостоятельна для такого подхода, но другая половина еще малыши. Разница в зрелости пока довольно большая. В классе их до сих пор пересаживают с места на место, но уже реже, не каждые пару недель: образовались более-менее постоянные группы, которые хотят все время сидеть вместе, дети, которых никак нельзя сажать рядом из соображений дисциплины. Учительница пробует по-разному ставить столы, чтобы минимизировать шум. Детишки кучкуются уже не по старым "садиковским" связям, а по принципу "кто рядом живет", по национальному и религиозному признаку: славяне почему-то сбиваются в свою кучку, хоть уже и говорят они только по-немецки, мусульмане - в свою. Это особенно у мальчиков заметно, девочки лучше перемешаны. Отдельная группа - активные, более зрелые дети, отдельная - "тормоза".
Дети участвуют в школьном совете - два ребенка от класса ходят на собрания, перед этим класс обсуждает, какие темы на это собрание они вынесли бы (например, что делать, если часть учеников не убирает свои вещи в коридоре или дерется на переменах). Старшие школьники (3-4 класс) являются "мировыми судьями": если тебя обижают более сильные ученики, ты идешь жаловаться не к учительнице, а к этим выбранным ребятам. Впрочем, это далеко не всегда работает.
В школе есть несколько кружков для 3-4 классов, например театральный и садоводческий. Когда в них есть свободные места, на них могут быть выбраны дети из второго класса. Если ребенок захотел ходить на кружок, то посещение обязательно.
Из культурной жизни были спектакль школьного театра, несколько дней чтений, день творчества (мастерили поделки к Рождеству, можно было свободно перемещаться между "станциями" и выбирать, что хочешь делать). Вместо физкультуры нередко ходили гулять по виноградникам.
Обещают совместный с музыкалкой курс знакомства с музыкальными инструментами. Музыкалка переехала в наш дом, окна во всю стену, поэтому прекрасно виден состав учеников - и там много и взрослых (в том числе пожилых) людей. Играют много современной популярной музыки, детишки чего-то там сами делают с подключенными к инструментам компьютерами - в общем, если бы медведь мне на ухо не наступил, сама бы пошла туда учиться. Как-то явно свободнее и интереснее и больше для души, чем, по рассказам, в российской музыкалке .
Хозяйственные мелочи
- тонкие карандаши Farber Castell мне совсем не нравятся по качеству древесины: они слишком часто ломаются при чистке.
- точилки оказались очень расходным материалом, надо изучить вопрос с точильными машинками.
- левше неудобно пользоваться обычной линейкой. Вопрос: стоит ли облегчать жизнь или пусть привыкает, все-таки леворукие линейки в природе редко водятся.
- картонная папка "Постмаппе" для домашних заданий за полгода превращается в тряпочку. А пластиковая трескается и царапается. Что-то надо бы придумать с этим, возможно, укрепить заранее края.
Немецкий и природоведение
Грамматические темы первого полугодия: гласные, имена существительные и заглавная буква в них. Почему-то проходят только гласные, согласные пока не трогают. Существительные и заглавную букву в них мучают очень долго, видимо, эта тема усваивается непросто.
В прописях грундшрифта тренируют сочетания отдельных букв. Кроме тетради с прописями, выдают листики А5 с написанными словами, которые надо переписать в тетрадку. Грундшрифт - очень щадящий вариант. Насколько я знаю, те, кто учится по классическим шрифтам, пишут очень много.
Читают сборник текстов для начинающих читать, что-то вроде "Букваря", но тексты там уже немаленькие - страница А4 стихотворения или короткий рассказ. Требуют читать немного, но по три раза: про себя, вслух и кому-нибудь. Иногда учат наизусть, тоже очень щадяще: один день одно четверостишие, другой - следующее и только на третий-четвертый день все стихотворение. Рассказывают по желанию.
Пишут, кроме прописей, еще и маленькие рассказики по картинке.
Была по-немецкому большая тема "Звери", делали доклады. Надо было рассказать очень коротко о каком-то выбранном самостоятельно звере и сделать плакатик. Готовиться можно было и группой, и индивидуально. Сейчас тема "Времена года".
По природоведению проходили мышей, дроздов, деревья (название, форма листьев и плоды).
Математика
Математика у нас довольно сильная, по сравнению с другими классами, о которых мне рассказывают. Продолжают учиться по книге Zahlenbuch для второго класса (
ссылка) плюс дают дополнительные материалы. За осень они повторили счет до 20, дошли до ста и сейчас складывают и вычитают в формате, к примеру, 72 + 9. Во втором полугодии будет уже умножение и деление. Очень много усилий и времени уделили десяткам и единицам - для немцев больная тема. Дают немного геометрии: использование линейки, сантиметры и миллиметры, измерение линейкой, сравнение длиннее - короче, простые формы.
Религия
Отписались от религии. Она в этом году первыми уроками, поэтому мы решили спать. Учителя говорят, что каждый год все больше родителей от нее отказываются, так что это создает уже организационные проблемы.