Опробовали новый способ добраться до бабушек. По соотношению стресс - страх - цена - удобство - длительность для меня это самый лучший вариант.
Билеты можно купить по Интернету, а обратные билеты можно поручить купить бабушкам (если едут несколько человек, то в кассе бывают скидки, которых нет в Интернете). На нижние полки билеты дешевле покупать детям, но тогда надо быстро-быстро нажимать все кнопки, потому что программа не позволяет выбрать, кому какой билет дать, и надо оформлять детей отдельно, взрослых отдельно. Продажа открывается за 60 дней и первые две недели есть небольшая скидка. Билеты уходят быстро, на популярные даты надо покупать ровно за 60 дней с утра. В этом году поезд дешевле самолета, если покупать на самолет на те же даты за те же 60 дней.
По сравнению с обычными и даже фирменными поездами двадцатилетней давности поезд производит очень приятное впечатление. Как сейчас вспоминаю кондиционер, который либо сломан, либо работает на полную мощность, заставляя одевать все имеющиеся вещи или закрывать его бумагой, уползающие с полки подушки и матрацы, влажное белье, матрацы жуткого вида, незакрывающиеся окна в купе, пирожки, вареную кукурузу и дыни на станциях... В то же время кое-что было в старых поездах удобнее.
Плюсы:
- в пути две ночи один день (Берлин - всего сутки).
- новые вагоны.
В купе четыре полки, нижние полки двойные: днем сидишь на диванчике, вечером спинку опускаешь и получаешь застеленное спальное место.
Регулируемый кондиционер.
Умывальник под столом.
Двери открываются по магнитной карточке.
Удобный ящик для вещей под нижней полкой.
Электронные табло в коридоре с информацией о температуре и свободном туалете.
Окна закрываются вертикальной шторой.
Есть две розетки.
Один туалет с душем.
- вежливые проводники. За чистотой почти всегда следят.
- в туалетах есть нормальная туалетная бумага и салфетки для рук.
- есть маленький холодильник.
Минусы в основном связаны с недодуманностью и с длительной остановкой в Бресте.
- на нижних полках нет ограничителей, а сами полки, поскольку они двойные, выше обычных (мои ноги, к примеру, до полу не достают). Поэтому с детьми 4-6 лет, которые слишком коротки для верхней полки, придется спать вместе или придумывать свои собственные способы удержания чада на полке.
- нет крючков - небольшие сумки и рюкзаки можно только класть на полку. В этом старые вагоны выигрывают.
- большой багаж вообще не предполагается: багажное пространство есть только под нижними полками, плюс небольшие сетки наверху и небольшие полочки вдоль стенок, где уместятся только мелочи вроде кофт, игрушек, зубных щеток и подобного. Если едет одна семья, то места должно быть достаточно, а вот если встретятся разные семьи, едущие к бабушкам, то могут возникнуть проблемы.
- коридоры стали узкими, разойтись очень трудно.
- двери открываются наружу, как обычные, несдвижные. Так уменьшается шум, но тому, кто идет по коридору с горячим чаем, такой сюрприз в виде двери в нос вряд ли понравится. Ну и детям бегать не стоит.
- расписание висит по старинке в конце вагона. Могли бы писать станцию и длительность остановки на табло, раз уж оно есть.
- стоп-кран внутри купе расположен рядом с ручкой, за которую хватаешься, чтобы подняться на верхнюю полку, - отличная ловушка для семьи с подрощенными, но еще бестолковыми мальчиками.
- есть ощущение, что в Бресте колеса меняют не с широких на узкие, а с круглых на квадратные: начинает трясти во всех направлениях одновременно. Справедливости ради надо сказать, что раньше не просто трясло, а бросало от стенки к стенке и налить чаю было непростой задачей.
Во время остановки в Бресте минусов становится больше. Электричество отрубают, поэтому девайсы от сети перестают работать - сэкономьте аккумуляторы к Бресту. Кондиционер перестает работать - становится душно. Если решите пойти гулять, когда едете в сторону Москвы, то рассчитывайте на 2 часа прогулки. В обратную сторону выпускают где-то на полчаса. Пока ходит белорусский паспортный контроль, лучше не отлучаться даже в туалет, так как при отсутствии человека паспорт не отдадут и будут ругаться (они его сначала забирают, уносят, потом отдают через некоторое время).
Вагон-ресторан в поезде имеется только до Варшавы, когда едешь от Парижа, и потом только после Бреста. То есть в сторону Москвы поесть можно только до 13 часов, а потом после 21. Обратно получается более адекватно. Меню в польском вагоне-ресторане весьма приличное и разнообразное, цены нормальные, качество по отзывам тоже. Российский вагон-ресторан не проверяли.