Что происходит в промежутке между намерением и решимостью действовать? Почему некоторым людям столь трудно принимать решения?
Решения бывают трудны по многим причинам, некоторые из них ясны, некоторые не осознаются, а некоторые достигают глубочайших основ бытия.
Исключающий эффект альтернатив - одна из фундаментальных причин, по которой решения трудны. Выбрать что-то одно всегда означает отбросить что-то другое. Приходится отрекаться от возможностей, иногда от таких, которые никогда больше не возникнут. Решения болезненны, потому что они означают ограничение возможностей, и чем больше это ограничение, тем ближе человек подходит к смерти. Хайдеггер так и определил смерть: «невозможность дальнейшей возможности». И вот эта реальность поставленной границы - это есть подрыв одного из наших главных способов совладания с экзистенциальной тревогой - иллюзии исключительности, уверяющей нас в том, что хотя другие могут быть подвержены ограничениям, мы - свободные, особенные, неподвластные естественному закону.
Конечно, можно избегать осознания отказа. И эта ситуация прекрасно выражена с помощью метафоры, где решение - встретившийся на пути перекресток, а отказ - невыбранная дорога.
«Некоторые люди могут двигаться вперед не беспокоясь из-за того, что движутся вслепую, полагая, что они идут по большаку, а все пересечения - с проселочными дорогами. Но двигаться вперед с осознанием и воображением - значит переживать память перекрестков, которых человек никогда больше не увидит. Некоторые люди сидят на перекрестках, не выбирая не одной дороги, потому что не могут выбрать обе, лелея иллюзию, что если они просидят достаточно долго, оба пути сольются в один и, следовательно, оба будут возможны. Зрелость и мужество - это в значительной степени способность именно к таким отречениям, а мудрость - в немалой доле способность находить пути, которые позволяют обходиться как можно меньшим числом отречений» (Wheelis).
Решение как пограничный опыт. Полностью осознавать свою экзистенциальную ситуацию означает осознавать факт своего жизнетворчества, отсутствия внешних точек отсчета, произвольного присвоения смысла миру нами самими, а значит - осознавать отсутствие почвы под собой. Важное решение не только открывает нас тревоге отсутствия почвы, но и представляет угрозу для наших защит от тревоги смерти. Принятие фундаментального решения также сталкивает нас с экзистенциальной изоляцией, с тем фактом, что каждый из нас в одиночку отвечает за свою индивидуальную ситуацию в мире. Поэтому для многих людей принятие решения очень мучительно, и они пытаются избежать его, убеждая других принять решение вместо них.
Решение и вина. Экзистенциальная вина обусловлена сожалением, осознанием непрожитой жизни и неиспользованных внутренних возможностей. Она может быть также мощным фактором блокировки решений: человек может избегать принятия ответственности за свою жизненную ситуацию и решения измениться, так как это ставит его лицом к лицу с осознанием того, что он один в ответе за прошлое крушение своей жизни и мог бы измениться уже давным-давно.
Методы избегания решений
Наиболее очевидный - промедление, но есть много и более тонких методов обходиться с неотъемлемой болью решения, методов, позволяющих человеку решать, скрывая от самого себя, что он решает. Мы можем избежать осознания отречения искажая альтернативы, а столкновения с экзистенциальной тревогой и виной - устроив так, чтобы решение было принято вместо нас кем-то или чем-то.
Торг. Если решение трудно, потому что человек должен отбросить одну возможность в то же самое время, когда выбирает другую, то оно станет легче, если организовать ситуацию так, чтобы отречься от меньшего.
Девальвация невыбранной альтернативы. Мы боимся свободы. Психологические исследования указывают на то, что чувство свободы (и сопутствующий ему дискомфорт) усиливаются, когда альтернативы, относительно которых надо принять решение, понимаются практически как равные. Поэтому на бессознательном уровне мы можем усиливать легкие различия между двумя достаточно одинаковыми возможностями, чтобы выбранная альтернатива рассматривалась как привлекательная, а невыбранная - как непривлекательная, тогда решения можно принимать без усилий, избегая болезненного столкновения со свободой. К примеру, женщина может оставаться в неудовлетворяющем ее браке, потому что альтернатива (в искаженном и обесцененном виде) выглядела как присоединение к жалкой армии брошенных и неудачников.
Делегирование решения кому-то или чему-то. Человек может избежать решения, медля до тех пор, пока оно не будет принято за него другим человеком или обстоятельствами. Хотя такой человек может не понимать, что принимает решение (например, не закончить учебный курс), на самом деле за его промедлением, в результате которого дело переходит на суд преподавателя, скрывается решение провалиться. Еще один удобный фактор принятия решения - «правила», и людям свойственно искать комфорта во всеобъемлющем наборе правил, чтобы освободиться от боли решения. Мы склонны питать успокаивающую иллюзию существования абсолютных внешних критериев, определяющих, что хорошо и что плохо, таким образом избегая осознания экзистенциальной изоляции - то есть того, что мы сами формируем свой мир и наделяем его структурой и смыслом.
(из книги И.Ялома «Экзистенциальная психотерапия»)
Буду благодарна, если кто-то поделится тем, как эта тема преломляется в его/ее жизни. А еще мне крайне интересно, на что опираетесь вы, с чем соотноситесь, принимая в своей жизни важные решения?