Фотолюбителям

May 05, 2010 12:12

Каждый день на улицах города приходится сталкиваться с фотографами: дилетантами, любителями, профессионалами. Их пристальному вниманию подвергается все - любые объекты без запретов и ограничений. По крайней мере, мне всегда так казалось. Пока случай не заставил убедиться в обратном. Объектом съемки было выбрано отреставрированное здание с интересным фасадом, после пары кадров к нам подошел человек в форме и поставил в известность, что здание фотографировать нельзя. Присмотрелись - оказалось что-то связанное с контрразведкой...

Помню, для меня было неожиданным открытием, что фотографировать питерское (да и вообще в России) метро запрещено - тут же подходит милиция и просит удалить кадры, ибо стратегически важный объект, хотя в интернете фотографии всех станций можно запросто найти. В минском метро, кстати, с подобным я не сталкивалась.

И я задумалась, а какие объекты законодательно и официально у нас нельзя снимать? Поискала законы, почитала обсуждения на форумах... Результаты, честно говоря, малость удивили: возникло четкое ощущение, что фотографировать можно только себя самого и в собственном закрытом бункере, а лучше и этого не делать - утопить фотик и жить спокойно. Ибо не дай бог в кадр попадет чья-то собственность или, собственно, тело - малой кровью не отделаешься. В общем, читайте сами.

Для начала выдержки непосредственно из законодательных документов, напрямую запрещающих фотосъемку:

1. Про охраняемые гос. объекты
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8 мая 2009 г. № 16-З 
О государственной охране
Статья 16. Права органа государственной охраны
Орган государственной охраны в целях выполнения возложенных на него задач имеет право:
устанавливать обязательные для выполнения гражданами и организациями требования при проведении охранных      мероприятий, правила поведения на охраняемых объектах, в местах пребывания охраняемых лиц, в том числе правила фото- и видеосъемки охраняемых лиц, охраняемых объектов, автомобилей специального назначения и иных транспортных средств, предназначенных для передвижения охраняемых лиц;

охранное мероприятие - совокупность действий, осуществляемых органом государственной охраны самостоятельно или с привлечением сил и средств других государственных органов и иных организаций, направленных на обеспечение безопасности охраняемых лиц в местах их пребывания, в том числе на трассах проезда;
охраняемое лицо - лицо, подлежащее государственной охране в соответствии с настоящим Законом;
охраняемые объекты - здания, строения, сооружения, территории и акватории, определяемые Президентом Республики Беларусь, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности охраняемых лиц, а также иные объекты, подлежащие защите по решению Президента Республики Беларусь;


2. Про судебные заседания
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 декабря 1998 г. № 219-З
Статья 176. Порядок проведения судебного заседания
Кино-, фотосъемка, звуко- и видеозапись, а также трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения хозяйственного суда, рассматривающего дело, с учетом мнений лиц, участвующих в нем. О применении технических средств делается соответствующая запись в протоколе судебного заседания.


Но в то же время:

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь 16 июля 1999 г. № 295-З
Статья 287. Обеспечение гласности судебного разбирательства
Присутствующие в открытом судебном заседании вправе вести письменную и магнитофонную записи. Фото-, киносъемка и видеозапись допускаются с разрешения председательствующего в судебном заседании и с согласия сторон.


И еще:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 декабря 2005 г. № 28
О порядке рассмотрения хозяйственными судами дел, связанных с государственными секретами
Применительно к частям второй и пятой статьи 21, частям пятой и шестой статьи 176 ХПК по делам, связанным с государственными секретами, лица, присутствующие в зале судебного заседания, не вправе делать письменные заметки, вести стенограмму и звукозапись, а также не допускается кино-, фото-, звуко- и видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению, если иное не установлено законодательством о государственных секретах.

(Статья 21. Гласность разбирательства дела
Разбирательство дела в хозяйственных судах открытое.
Разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается, если открытое разбирательство может привести к разглашению сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, содержащихся в материалах дела, в том числе при удовлетворении хозяйственным судом ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость неразглашения таких сведений либо на иные обстоятельства, препятствующие открытому разбирательству.
При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях - свидетели, эксперты, специалисты и переводчики.
О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании выносится мотивированное определение.
Разбирательство дела в закрытом судебном заседании ведется с соблюдением правил судопроизводства в хозяйственном суде и с учетом особенностей, предусмотренных законодательными актами о государственных секретах.
Резолютивная часть судебного постановления всегда объявляется публично.)

3. Про игорные заведение
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 10 января 2005 г. № 9
Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь
Положение об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь
7. Посетителям игорных заведений запрещается:
7.5. вести кино-, фото- и видеосъемку посетителей без их разрешения и разрешения специально уполномоченного должностного лица в игорном заведении (за исключением кино-, фото- и видеосъемок, осуществляемых сотрудниками правоохранительных и контролирующих органов при исполнении ими служебных обязанностей).


4. Про тюрьмы, наказания и подобное
Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь 11 января 2000 г. № 365-З
Статья 22. Посещение учреждений, исполняющих наказание
3. Кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование, в том числе с использованием средств аудио-, видеотехники, разрешаются администрацией учреждений или вышестоящими органами управления учреждениями, исполняющими наказание, с письменного согласия самих осужденных.
4. Кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность учреждений и охрану осужденных, осуществляется с разрешения администрации учреждений или вышестоящих органов управления учреждениями, исполняющими наказание.


И еще:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 сентября 2006 г. № 1220
Об утверждении Положения о порядке осуществления республиканскими и местными общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности

ГЛАВА 3
ПОЛНОМОЧИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
При осуществлении контроля членам комиссии запрещается:
осуществлять кино-, фото-, видеосъемку и аудиозапись;


И в конце интересная и очень полезная статья, написанная компетентным лицом, где четко и ясно понятным языком поясняется что же все-таки у нас можно фотографировать, а что лучше не стоит:

Запрет на фотосъемку (о некоторых ограничениях, связанных с фиксацией материальных объектов при помощи специальных технических средств и устройств)
Каждый фотограф, будь то любитель или профессионал, сталкивался с проблемой запрета на фотосъемку. Всем известно, что фотографировать в музеях или картинных галереях разрешается только с предварительного согласия администрации и, разумеется, после внесения определенной денежной суммы в кассу. В новомодных магазинах сотрудники охраны также могут вежливо попросить вас спрятать фотоаппарат или даже уничтожат пленку. В чем же скрыта причина, послужившая основанием для ограничений такого рода?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к основным источникам, регулирующим вопросы авторского права в Республике Беларусь. Итак, Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее - ГК), в частности ст. 2, предусмотрено, что осуществление гражданских прав не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц, иными словами, законодательством установлен принцип приоритета общественных интересов. Далее, как известно, комплексным нормативным правовым актом в сфере регулирования отношений, складывающихся между автором и иными лицами, является Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон), которым установлены основные права авторов. К ним относятся: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование) (ст. 15 Закона).
Кроме неимущественных прав, всем авторам в отношении их произведений предоставлены и имущественные права.
В соответствии со ст. 1б Закона к таким правам относятся: воспроизведение произведения; распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности; импорт экземпляров произведения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения автора или иного обладателя авторских прав; публичный показ оригинала или экземпляра произведения; передачу произведения в эфир; иное сообщение произведения для всеобщего сведения; переделку или иную переработку произведения и др.
Каждый автор имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения.
В Законе существует и норма, на которую редко обращают внимание, - ст. 17 Закона предусматривает так называемое право следования. Речь идет о том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства, оригиналов рукописей писателей и композиторов (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.д.) автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере пяти процентов пере продажной цены.
Следует отметить, что Законом устанавливаются и некоторые ограничения прав авторов (иных правообладателей), которые применяются при условии, что ограничения не наносят неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и необоснованно не ущемляют законные интересы автора (иного правообладателя). Так, ст. 18 Закона (за некоторыми исключениями) разрешает воспроизведение произведения в личных целях, Т.е. допускается без разрешения автора (иного правообладателя) и без выплаты вознаграждения воспроизведение правомерно опубликованных произведений в единичных экземплярах физическим лицом исключительно в личных целях.
Давайте представим гипотетическую ситуацию. Ваше произведение (художественная фотография) представлено в качестве выставочного экспоната в галерее искусств. Посетитель Иванов, фотограф-любитель, сфотографировал ваше произведение, а затем передал свой фотоснимок компании, занимающейся разработкой этикеток для продуктов питания. В свою очередь компания заключила договор с предприятием, производящим и реализующим эту продукцию с этикетками, которые представлены копией вашего фотоснимка. Таким образом нарушены ваши неимущественные и имущественные права: право авторства, право на имя, право на защиту репутации, право на обнародование; право на воспроизведение произведения, распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности; публичный показ оригинала или экземпляра про изведения и др. Как видно, приведенный перечень нарушенных прав требует правовой защиты. Для того чтобы избежать массовых нарушений авторского права, многие музеи, выставки и т.п. своими локальными нормативными актами (например, правилами пользования музейным фондом и др.) устанавливают запрет на проведение фотосъемки без разрешения администрации. Разумеется, прямого указания закона на запрет такой фотосъемки не существует, и, думается, можно было бы создать судебный прецедент, предъявив жалобу в суд в порядке производства по делам, вытекающим из административно-правовых отношений. Однако не следует забывать положения ст. 2 ГК Республики Беларусь, которые определяют основные начала гражданского законодательства.
В качестве при мера хотелось бы сослаться на некоторые нормативные правовые акты, изданные на республиканском уровне. Так, приказом Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 25.11.1999 № 52 утверждены «Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов Республики Беларусь», в которых п. 5.10 устанавливает, что в исключительных случаях при отсутствии технических возможностей у архивов допускается копирование документов техническими средствами пользователей. Копирование техническими средствами пользователей, в том числе сканерами, фотоаппаратами, видеокамерами, производится только с разрешения руководства архивов в их помещениях и под контролем сотрудников читальных залов. Негативы фотокопий и микрофильмов безвозмездно поступают в распоряжение архива, предоставившего документы. Скажем, постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 марта 2007 г. № 14 «Об утверждении правил работы с научно-технической документацией в государственных архивах Республики Беларусь» определено, что при отсутствии в архиве технических возможностей допускается копирование документов техническими средствами пользователей: сканерами, фотоаппаратами, видеокамерами. Копирование техническими средствами пользователей производится только с разрешения директора архива в помещении читального зала и под контролем его работника на договорной основе.
Положением о порядке работы посетителей музеев с предметами и (или) музейными коллекциями от 3 августа 2006 г. № 998 также установлено правило, согласно которому «Публiкацыя выяў музейных прадметаў i (або) музейных калекцый i выкарыстанне iнфармацыi аб ix ажыццяўляюцца толькi з дазволу музея. Выраб выяўленчай, друкаванай, сувенiрнай i iншай тыражаванай прадукцыi i вытворчасць тавараў народнага спажывання з выкарыстаннем выяў музейных прадметаў i (або) музейных калекцый, будынкаў музеяў, аб'ектаў, размешчаных на тэрыторыях музеяў, у тым лiку з выкарыстаннем ix найменняў i сiмволiкi, ажыццяўляюцца толькi з дазволу музеяў».
Более того, некоторые данные, объекты фотосъемки, могут представлять сведения, являющиеся государственными секретами. В нашем государстве, как и во многих других, действует 3акон «О государственных секретах» (3акон Республики Беларусь 29 ноября 1994 г. № 3410-ХII (в ред. от 20.07.2006 № 162-3)), на базе которого Указом Президента Республики Беларусь утвержден перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 12.04.2004 № 186). Этот перечень достаточно широк, приведем только некоторые его положения.
Государственную тайну Республики Беларусь составляют следующие категории сведений, разглашение или утрата которых могут повлечь за собой тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам:
1. Сведения в области внешних сношений:
- о переговорах между представителями Республики Беларусь и представителями иностранных государств по выработке единой принципиальной позиции в международных отношениях;
- о содержании или объемах экономического сотрудничества с иностранными государствами в военное время, а также взаимодействии с их мобилизационными органами по этим вопросам.
2. Сведения в области экономики и финансов:
- о содержании планов подготовки экономики Республики Беларусь к отражению возможной военной агрессии (мобилизационные планы экономики Республики Беларусь, отраслей экономики, областей и города Минска);
- об объемах добычи, переработки, производства, отпуска, потребления драгоценных металлов (кроме золота);
- о технологии изготовления системы защиты (совокупность методов и средств защиты), при меняемой при производстве денежных знаков, бланков ценных бумаг и других документов с определенной степенью защиты, обеспечиваемых государством.
3. Сведения в области науки и техники:
- о прогнозных оценках научно-технического прогресса по направлениям, определяющим национальную безопасность Республики Беларусь;
- о конкретных пара метрах технологических процессов, методах их организации, исходных материалах, компьютерно-информационных системах и оборудовании, которые могут быть использованы в создании принципиально новых изделий, применяемых в военной и специальной технике в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь;
- о содержании научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ по созданию новых или коренной модернизации существующих образцов техники, технологий, ожидаемая экономическая выгода от внедрения (реализации) которых составит свыше пятидесяти миллионов долларов США.
4. Сведения в военной области:
- о системе управления Вооруженными Силами Республики Беларусь (в том числе автоматизированной);
- о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения принципиально новых или перспективных образцов вооружения и военной техники;
- об объектах, имеющих стратегически важное значение (стратегически важные объекты), согласно перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.
5. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
- об организации, тактике, силах, средствах, объектах, методах, планах разведывательной, контрразведывательной и (или) оперативно-розыскной деятельности, мероприятиях по обеспечению собственной безопасности, их результатах, а также финансировании этой деятельности;
- о лицах, сотрудничающих (сотрудничавших) на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и (или) оперативно-розыскную деятельность, а также штатных негласных сотрудниках и сотрудниках этих органов, в том числе внедренных в организованные преступные группы, выполняющих (выполнявших) специальные задания.
6. Сведения в области национальной безопасности Республики Беларусь:
- об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности охраняемых лиц и защиты охраняемых объектов, а также данные о финансировании этой деятельности;
- о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь;
- о системе и средствах защиты информации, составляющей государственную тайну Республики Беларусь, при ее обработке и хранении средствами электрон но-вычислительной техники и др.
Все названные в нормативном правовом акте сведения не могут быть объектом пользовательской фотосъемки.
В развитие положений, указанных выше, можно сослаться и на нормы Указа Президента Республики Беларусь от 2б июня 2001 г. № 355 (в ред. от 01.03.2007 № 11б) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь», которым установлено, что порядок хранения и пользования фотоаппаратами, магнитофонами, радиоприемниками и другой бытовой радиоэлектронной техникой для военнослужащих срочной службы определяется командиром бригады (полка). Таким образом, даже любительский фотоснимок «на память» может обернуться как минимум дисциплинарной ответственностью для фотографа.
Интересно было бы отметить, что процессуальное законодательство также предусматривает некоторые правила для проведения фото- и видеосъемки в залах судов общей юрисдикции. Кино- и фотоосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция допускаются с разрешения суда и с учетом мнения юридически заинтересованных в исходе дела лиц, участвующих в нем. Эти действия не должны мешать нормальному ходу судебного разбирательства дела и могут быть ограничены во времени. Председательствующий по делу в любое время вправе потребовать прекратить кино- и фотосъемку, видеозапись судебного процесса, если это мешает осуществлению судопроизводства (Инструкция о порядке предоставления информации о деятельности общих судов Республики Беларусь для освещения в СМИ).
Многие журналисты ведут свои фото- и видеорепортажи из мест лишения свободы. Понятно, что доступ в такие места и тем более фотосъемка в них определяется также законодательными актами. Основным источником правового регулирования отношений, связанных с отбыванием наказания, служит Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь (далее - УИК). В соответствии с положениями ст. 22 УИК представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения, исполняющие наказание, по разрешению администрации этих учреждений или соответствующих вышестоящих органов управления учреждениями, исполняющими наказание.
Что касается кино-, фото- и видеосъемки осужденных, их интервьюирования, в том числе с использованием средств аудио-, видеотехники, то они разрешаются администрацией учреждений или вышестоящими органами управления учреждениями, исполняющими наказание, с письменного согласия самих осужденных.
Кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность учреждений и охрану осужденных, осуществляется с разрешения администрации учреждений или вышестоящих органов управления учреждениями, исполняющими наказание.
3аконодательству нашей республики известен и такой институт как коммерческая тайна. В обиходе нам часто приходится слышать реплику: « ... а это коммерческая тайна». Что же в действительности понимается под этим термином? В Республике Беларусь действует Положение о коммерческой тайне (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от б ноября 1992 Г. № 670). Государство гарантирует право субъекта хозяйствования на коммерческую тайну и ее защиту. Под коммерческой тайной понимаются преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования. Таким образом, многие юридические лица (например, магазины европейского уровня) запрещают производить фотосъемку на своих объектах, мотивируя положениями коммерческой тайны. Одним из примеров, скажем так, действия коммерческой тайны, служит понятие мерчендайзинга, Т.е. искусства дизайна и оформления магазинов, расположения товаров в торговом пространстве, обусловленного маркетинговыми исследованиями (изучением конъюнктуры рынка, мониторинга и диагностики рынков сбыта товаров, оценки конкурентоспособности товаров и т.п.). Как правило, субъект хозяйствования заключает договор на оказание комплекса консультационных услуг с консалтинговой компанией, которая выполняет для него работы по разработке плана размещения товара и стеллажей, прогнозу товарооборота, оказывает помощь в определении ассортиментной линии товаров и др. Естественно, эти услуги требуют значительных капиталовложений.
Очевидно, что про ведение фотосъемки, даже просто фотографом-любителем, расценивается такими субъектами хозяйствования, как попытка коммерческого шпионажа (в соответствии со ст. 254 Уголовного кодекса Республики Беларусь под коммерческим шпионажем понимается похищение либо собирание незаконным способом сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, с целью их разглашения либо незаконного использования).
В заключение хотелось бы отметить, что приведенные примеры ограничения прав на производство фотосъемки далеко не исчерпаны. В практике фотографов существуют и иные «казусы».
Вопросы для рубрики «Юридическая консультация» присылайте на e-mail: fm@tio.by или по адресу 220004, Г. Минск, пр. Победителей, 19а, К. 17, журнал «Фотомагия».
Юлия ГАБДУЛЛИНА (Старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права Акаадемии МВД Республики Беларусь. Автор ряда публикаций по гражданско-правовой тематике)
Фотомагия №2(7), июнь 2008 (Белорусский журнал о фотографии, фотобизнесе и фотоискусстве).
Взято: http://binro.net/publ/5-1-0-149

где-то что-то, заметки

Previous post Next post
Up