Александр Кайдановский сыграл Сталкера у Тарковского. После этого он занялся режиссурой. Когда я посмотрел его курсовую «Иона или Художник за работой» я нашел очередной повод ехидно заметить, что есть вещи лучше, чем «8 ½» Феллини на ту же самую тему (ранее я сравнивал с ним захаровских «Мюнхгаузена» и «Свифта»). Когда я посмотрел его дипломную работу «Простая смерть» (по «Смерти Ивана Ильича» Толстого), я понял, что это сильнее всего Тарковского (тот тоже собирался экранизировать эту вещь, но, к сожалению, не успел) - даже при отсутствии столь изощренного оператора и художника.
Я философ и, как уже неоднократно говорил, в искусстве для меня главное - прежде всего, смысл. И только во вторую очередь - изображение переживания, внутреннего мира - иначе всё это будет бессмысленным и зря пропадет (обратная связь переживания и смысла также необходима). Второе у Кайдановского сделано идеально, не хуже, чем у Тарковского - эмоциональное состояние передается с ужасающей силой. Но фильмы Тарковского загадочны - он всегда недоговаривает, вызывая массу неоднозначных интерпретаций - что, конечно, предпочтительнее примитивной ясности. Однако, именно поэтому лично я не могу назвать его великим, гениальным. Гениальность не предполагает вариантов - с величайшей очевидностью она раскрывает единственно возможную Истину - понятную каждому, несмотря на разность субъективных миров. И именно этим отличается «Простая смерть» Кайдановского от фильмов Тарковского (хотя от «Сталкера» - в наименьшей мере).