Почему дети бывают капризными и что с этим делать

Mar 25, 2014 19:18

Всем привет. Нашла интересный, но в чем-то спорный список причин детских капризов и способов их преодолеть. Давайте обсудим, что можно взять для себя, а что категорически не подходит.

  1. Родители детям слишком много запрещают.
  2. Родители постоянно заняты своими делами.
  3. Дети не видят непосредственного (ближайшего) результата той деятельности, которая им навязывается взрослыми.
  4. Дома не с кем соревноваться в том, чтобы "быть хорошим", родители и так любят, а плохим быть легче (не надо стараться).
  5. Родители относятся к детям как начальник к подчиненным.
  6. Родители не учитывают силы и возможности своего ребенка.
  7. Родители слишком нетерпеливы, бескомпромиссны и категоричны.
  8. У родителей недостаточные знания о воспитании.
  9. Родители "ленивы и нелюбопытны", им безразличны интересы своих детей.
  10. Родители "не слышат детей", а слушают только самих себя.

  1. Родители говорят на "взрослом" языке, который непонятен для детей.
  2. Отношение родителей к ребенку как к малышу делает контраст с их требованием к нему как к взрослому.
  3. Родители забыли какими они были в детстве.
  4. Ребенку трудно выразить свои мысли, он расстраивается из-за того что его не понимают и это внешне выглядит как каприз.
  5. Ребенок устал, голоден или не выспался.
  6. У ребенка плохое настроение.
  7. Родители не стремятся сделать задание более интересным для ребенка.
  8. Ребенку "выгодно" быть капризным, больным, потому что в этот момент на него обращают больше внимания, тогда как его "взрослое" поведение не подкрепляется вниманием и воспринимается как должное.
  9. Ребенок забыл или не уяснил "кто в доме хозяин" и считает, что он "пуп земли".
  10. Родители не учат детей думать, рассуждать, а дают готовые решения и ответы.
  11. Родители часто торопят детей или делают за них то, что те хотели бы закончить самостоятельно.
  12. Слишком мало время общения с ребенком.
  13. Когда ребенку интересно то или иное "взрослое" дело (стирка, приготовление пищи), родители останавливают его попытки из-за экономии времени или опасения травмы, а потом в более старшем возрасте требуют помощи по хозяйству.
  14. Ребенок отказывается от того или иного дела из-за боязни ошибиться, не справиться, а не из-за своего строптивого характера.
  15. Родители не интересуются мнением ребенка, а своё считают единственно правильным.
  16. Родители возлагают на детей обязанность реализовать то, чего сами не добились в жизни, не интересуясь подходит (нравится) ли это им.
  17. Ребенок с детства избалован и не приучен к подчинению старшим.
  18. Дома не ставят "оценок" и ребенку трудно оценить свое поведение.
  19. В школе относятся по-взрослому, значит уважают, а дома как со взрослым не общаются. Школьнику одной любви уже мало, требуется уважение родителей.
  20. Капризы - способ "показать характер", добиться своего, самоутвердиться, выбраться из родительской гиперопеки.
  21. Капризы - способ уклониться от выполнения обязанностей, работы.
  22. Родители требуют убрать игрушки, когда ребенок не доиграл.
  23. Родители регламентируют жизнь ребенка исходя из соображений удобства и собственного спокойствия.
  24. Среди родителей нет единого подхода к воспитанию ребенка.
  25. Родители непосредственны, сегодня запрещают то, что вчера разрешали.
  26. Родители действуют по шаблону, не учитывая индивидуальных особенностей ребенка, его характера, потребностей, интересов, умственных и физических возможностей, психологического возраста.
  27. Родители тормозят развитие самостоятельности ребенка, не передают своевременно ответственности за принятые решения (когда вставать, что надевать)
  28. "Правила игры" в семье расходятся с "правилами", принятыми в обществе.
  29. Отношения к разновозрастным детям разнится только в смысле обязанностей, тогда как старший вправе рассчитывать на большие права и привилегии.
  30. Родители не подкрепляют "взрослого", "здорового" поведения ребенка и потому "детское" и "больное" выглядит привлекательнее.
  31. Родители не держат слова, не выполняют обещанного.
  32. После понесенного наказания продолжают упрекать, читать нотации, настаивать на формальном извинении, тем самым продлевая время и усиливая степень наказания.
  33. Родители не способствуют проявлению взрослости, силы, мужества (в том числе в качестве "маминого защитника", "папиной хозяюшки" и т.д.)
  34. Дети завидуют тому, что родители всегда правы и безошибочны, чувствуют собственную неполноценность рядом с "образцово - показательными " родителями.



Что делать?
  1. Выяснить причину каприза и по возможности устранить ее.
  2. Предложить ребенку интересное занятие.
  3. Хвалить не только за конечный результат, а и за старание.
  4. Сразу же наградить за желательное поведение и наказывать за плохое.
  5. Четко и конкретно формулировать требования, инструкции и ожидания и проверять, правильно ли их понял ребенок.
  6. Дать ребенку отдохнуть, побыть одному или утешить.
  7. Переключить на другую тему, "озадачить" неожиданным вопросом, предложить на выбор несколько альтернатив подавляемому поведению.
  8. Удивить нестандартной реакцией, проявив сочувствие, приласкав, предложить "выбросить капризки", неожиданно извинившись.
  9. Рассказать о своих чувствах, возникших во время капризов ребенка, подчеркнув, что родители любят его всегда и всякого, но данное поведение им не нравится.
  10. Проявить гибкость, отказаться от категоричности, предложить компромисс, не ограничиваться одними и теми же формами стимуляции и последствий.
  11. Предложить поменяться ролями, предварительно обсудив мотивы поведения каждого участника конфликта и пообещав испробовать тот "педагогический прием", который ребенок считает эффективным.
  12. Изменить форму обращения (вместо приказа и запрета использовать просьбу или обращение за советом).
  13. Настоять на подчинении во что бы то ни стало, дав понять "кто в доме хозяин".
  14. Спросить: "Ты меня любишь?" и предложить доказать свою любовь.
  15. Сказать: "Если ты заболел, то давай лечиться, ложись в постель".
  16. Проконсультировать у психолога, психиатра и пролечить, если надо.
  17. Уговорить, доходчиво объяснив смысл предъявляемых требований.
  18. Не требовать немедленного прекращения игры, но четко обозначить (переходный период), когда она должна закончиться (можно с помощью будильника).
  19. Если проступок нельзя исправить, время наказания или лишения удовольствия должно быть четко ограниченным и не чрезмерным.
  20. При проявлении агрессии предложить разрядить ее на боксерской груше, спортивных упражнениях, физической работе.
  21. Перестать баловать, не покупать лишних игрушек.
  22. Лишить внимания, не разговаривать и не смотреть на ребенка, пока тот не перестанет капризничать и не выполнит инструкцию.
  23. Дать ребенку свободно высказаться.
  24. Самим родителям подавать пример выполнения нового, трудного задания, вдохновлять, создавать ситуацию успеха.
  25. Составить список поведенческих проблем и решать их последовательно, одну за другой, а не пытаться решить все сразу.
  26. Отказаться от стремления сделать ребенка сверх совершенным, ограничить список проблемного поведения только теми поступками, дискомфорт от которых не перекрывается радостью от успехов в учебе, творческих достижений ребенка, его душевным теплом.
  27. Последовательно передавать ребенку ответственность за те проблемы, которые он в состоянии решить самостоятельно, показывая пример решения собственных проблем.
  28. Увеличить время "чистого" общения с ребенком.
  29. Переводить трудные задания в игровую и соревновательную формы.
  30. Разделить общую проблему (например, проблему "неаккуратности") на конкретные поведенческие "мишени" (сбор игрушек, складывание одежды).
  31. Учитывать черты характера своего ребенка, его индивидуальность.
  32. Рассказать ребенку об отрицательном влиянии капризов на здоровье, на отношение к нему окружающих.

родительский опыт, дети, Ехидна, давайте поболтаем, воспитание

Previous post Next post
Up