Всем привет. Нашла интересный, но в чем-то спорный список причин детских капризов и способов их преодолеть. Давайте обсудим, что можно взять для себя, а что категорически не подходит.
- Родители детям слишком много запрещают.
- Родители постоянно заняты своими делами.
- Дети не видят непосредственного (ближайшего) результата той деятельности, которая им навязывается взрослыми.
- Дома не с кем соревноваться в том, чтобы "быть хорошим", родители и так любят, а плохим быть легче (не надо стараться).
- Родители относятся к детям как начальник к подчиненным.
- Родители не учитывают силы и возможности своего ребенка.
- Родители слишком нетерпеливы, бескомпромиссны и категоричны.
- У родителей недостаточные знания о воспитании.
- Родители "ленивы и нелюбопытны", им безразличны интересы своих детей.
- Родители "не слышат детей", а слушают только самих себя.
- Родители говорят на "взрослом" языке, который непонятен для детей.
- Отношение родителей к ребенку как к малышу делает контраст с их требованием к нему как к взрослому.
- Родители забыли какими они были в детстве.
- Ребенку трудно выразить свои мысли, он расстраивается из-за того что его не понимают и это внешне выглядит как каприз.
- Ребенок устал, голоден или не выспался.
- У ребенка плохое настроение.
- Родители не стремятся сделать задание более интересным для ребенка.
- Ребенку "выгодно" быть капризным, больным, потому что в этот момент на него обращают больше внимания, тогда как его "взрослое" поведение не подкрепляется вниманием и воспринимается как должное.
- Ребенок забыл или не уяснил "кто в доме хозяин" и считает, что он "пуп земли".
- Родители не учат детей думать, рассуждать, а дают готовые решения и ответы.
- Родители часто торопят детей или делают за них то, что те хотели бы закончить самостоятельно.
- Слишком мало время общения с ребенком.
- Когда ребенку интересно то или иное "взрослое" дело (стирка, приготовление пищи), родители останавливают его попытки из-за экономии времени или опасения травмы, а потом в более старшем возрасте требуют помощи по хозяйству.
- Ребенок отказывается от того или иного дела из-за боязни ошибиться, не справиться, а не из-за своего строптивого характера.
- Родители не интересуются мнением ребенка, а своё считают единственно правильным.
- Родители возлагают на детей обязанность реализовать то, чего сами не добились в жизни, не интересуясь подходит (нравится) ли это им.
- Ребенок с детства избалован и не приучен к подчинению старшим.
- Дома не ставят "оценок" и ребенку трудно оценить свое поведение.
- В школе относятся по-взрослому, значит уважают, а дома как со взрослым не общаются. Школьнику одной любви уже мало, требуется уважение родителей.
- Капризы - способ "показать характер", добиться своего, самоутвердиться, выбраться из родительской гиперопеки.
- Капризы - способ уклониться от выполнения обязанностей, работы.
- Родители требуют убрать игрушки, когда ребенок не доиграл.
- Родители регламентируют жизнь ребенка исходя из соображений удобства и собственного спокойствия.
- Среди родителей нет единого подхода к воспитанию ребенка.
- Родители непосредственны, сегодня запрещают то, что вчера разрешали.
- Родители действуют по шаблону, не учитывая индивидуальных особенностей ребенка, его характера, потребностей, интересов, умственных и физических возможностей, психологического возраста.
- Родители тормозят развитие самостоятельности ребенка, не передают своевременно ответственности за принятые решения (когда вставать, что надевать)
- "Правила игры" в семье расходятся с "правилами", принятыми в обществе.
- Отношения к разновозрастным детям разнится только в смысле обязанностей, тогда как старший вправе рассчитывать на большие права и привилегии.
- Родители не подкрепляют "взрослого", "здорового" поведения ребенка и потому "детское" и "больное" выглядит привлекательнее.
- Родители не держат слова, не выполняют обещанного.
- После понесенного наказания продолжают упрекать, читать нотации, настаивать на формальном извинении, тем самым продлевая время и усиливая степень наказания.
- Родители не способствуют проявлению взрослости, силы, мужества (в том числе в качестве "маминого защитника", "папиной хозяюшки" и т.д.)
- Дети завидуют тому, что родители всегда правы и безошибочны, чувствуют собственную неполноценность рядом с "образцово - показательными " родителями.
Что делать?
- Выяснить причину каприза и по возможности устранить ее.
- Предложить ребенку интересное занятие.
- Хвалить не только за конечный результат, а и за старание.
- Сразу же наградить за желательное поведение и наказывать за плохое.
- Четко и конкретно формулировать требования, инструкции и ожидания и проверять, правильно ли их понял ребенок.
- Дать ребенку отдохнуть, побыть одному или утешить.
- Переключить на другую тему, "озадачить" неожиданным вопросом, предложить на выбор несколько альтернатив подавляемому поведению.
- Удивить нестандартной реакцией, проявив сочувствие, приласкав, предложить "выбросить капризки", неожиданно извинившись.
- Рассказать о своих чувствах, возникших во время капризов ребенка, подчеркнув, что родители любят его всегда и всякого, но данное поведение им не нравится.
- Проявить гибкость, отказаться от категоричности, предложить компромисс, не ограничиваться одними и теми же формами стимуляции и последствий.
- Предложить поменяться ролями, предварительно обсудив мотивы поведения каждого участника конфликта и пообещав испробовать тот "педагогический прием", который ребенок считает эффективным.
- Изменить форму обращения (вместо приказа и запрета использовать просьбу или обращение за советом).
- Настоять на подчинении во что бы то ни стало, дав понять "кто в доме хозяин".
- Спросить: "Ты меня любишь?" и предложить доказать свою любовь.
- Сказать: "Если ты заболел, то давай лечиться, ложись в постель".
- Проконсультировать у психолога, психиатра и пролечить, если надо.
- Уговорить, доходчиво объяснив смысл предъявляемых требований.
- Не требовать немедленного прекращения игры, но четко обозначить (переходный период), когда она должна закончиться (можно с помощью будильника).
- Если проступок нельзя исправить, время наказания или лишения удовольствия должно быть четко ограниченным и не чрезмерным.
- При проявлении агрессии предложить разрядить ее на боксерской груше, спортивных упражнениях, физической работе.
- Перестать баловать, не покупать лишних игрушек.
- Лишить внимания, не разговаривать и не смотреть на ребенка, пока тот не перестанет капризничать и не выполнит инструкцию.
- Дать ребенку свободно высказаться.
- Самим родителям подавать пример выполнения нового, трудного задания, вдохновлять, создавать ситуацию успеха.
- Составить список поведенческих проблем и решать их последовательно, одну за другой, а не пытаться решить все сразу.
- Отказаться от стремления сделать ребенка сверх совершенным, ограничить список проблемного поведения только теми поступками, дискомфорт от которых не перекрывается радостью от успехов в учебе, творческих достижений ребенка, его душевным теплом.
- Последовательно передавать ребенку ответственность за те проблемы, которые он в состоянии решить самостоятельно, показывая пример решения собственных проблем.
- Увеличить время "чистого" общения с ребенком.
- Переводить трудные задания в игровую и соревновательную формы.
- Разделить общую проблему (например, проблему "неаккуратности") на конкретные поведенческие "мишени" (сбор игрушек, складывание одежды).
- Учитывать черты характера своего ребенка, его индивидуальность.
- Рассказать ребенку об отрицательном влиянии капризов на здоровье, на отношение к нему окружающих.