про Меркурий, часть 1

Mar 19, 2014 00:34

Планеты. Меркурий и Солнце как сознание
Разговор о планетах в астрологии следовало бы начинать с Солнца и Луны, потому что это правильно, логично и важность этих небесных тел очевидна даже для людей, относящихся к астрологии скептически. Но, в свете последних событий, хотелось бы поговорить о Меркурии. О том как и, главное, чем люди обычно думают.
Сейчас многие недоумевают по поводу удивительной несообразительности, неинформированности, ненаблюдательности и отсутствия элементарной логики суждений у многих сограждан. Тому, что сограждане используют понятия и выражения, взятые практически напрямую из пропаганды ненадежных источников и практически не пытаются сформировать собственное мнение относительно происходящего. Или даже вообще не интересуются происходящим в реальности, а выбирают (очень придирчиво) те новости и свидетельства, которые призваны сохранять внутри себя некоторую картину реальности, к которой они привыкли (или которая кажется им на данный момент правильной).
Попробую прокомментировать это с астрологической стороны. Меркурий - планета, связанная с мышлением, со способностью воспринимать, "переваривать" (т.е. встраивать в своё описание реальности) информацию и пересказывать усвоенные сведения, с внимательностью, со способностью сравнивать источники и формировать цельное представление, с умением выражать собственную мысль и строить суждение и т.д. Из астрономии мы можем узнать, что это самая близкая к Солнцу планета, которая не отходит от светила дальше 28-ти градусов. Последнее означает, что в астрологии он не может формировать с Солнцем никаких аспектов (кроме соединения, которое, строго говоря, не является аспектом, особенно для традиционных авторов) и потому в карте располагается или в солнечном знаке или в соседнем. Близость Меркурия к Солнцу - важный момент и чуть далее будет ясно почему так.
Когда человек продумывает, как добраться из точки А в точку Б, когда прикидывает, хватит ли денег до зарплаты, когда строит планы на день или неделю, когда звонит и договаривается о встрече, глядя в календарь, когда ловит попутку, торгуется, когда рассказывает водителю дорогу, когда читает и пытается пересказать прочитанное - работает именно Меркурий. Мы прикидываем в уме, рассуждаем, считаем и формулируем мысль именно при помощи меркурианских качеств. Именно они делают нас рассудительными, расчетливыми, смекалистыми, хитрыми, ловкими в делах, остроумными, разговорчивыми.
Всё что мы говорим и делаем при помощи Меркурия, как правило, неплохо осознается, продумывается. Это также отличительный момент - действия и реакции, совершаемые без обдумывания («на автомате») относятся к Марсу или Луне.
Это планета связи, языка, вербальной коммуникации - обсудить что-либо без подключения Меркурия невозможно. Он связывает/скрепляет разнородные факты, наблюдения, сведения, рассказы, позволяя сформировать некое представление о предмете. И, с большими или меньшими потерями смысла, донести это представление до окружающих. Все вербально-логическое мышление связано с Меркурием и идет при его активном участии. Это всё что может быть понято, проанализировано и объяснено другим при помощи слов.
Оказаться в меркурианской ситуации легко: взять любой обычный предмет (шариковую ручку, батарейку, визитку, сигареты, картину, очки, стул, изоленту или батон хлеба) и рассказать о нём всё, что возможно вспомнить - как этот предмет был придуман, как и из чего создан, для чего предназначен, какие условия эксплуатации/хранения для него хорошие, а какие плохие, в результате чего он может стать негодным и т.п. Нужно попытаться рассказать как можно более точно и полно. В процессе упражнения мы находимся в процессе осознавания смыслов и связывания понятий - человек будет (очень легко или, напротив, мучительно) напрягать память, вспоминая названия материалов и отраслей, действия и их последовательность, даты (хотя бы с точностью до века), характеристики и пр. В результате получится описание некоторого более или менее значительного куска реальности, но также вы, скорее всего, обнаружите неполноту и неточность собственных знаний - например, вам неизвестна подробная технология изготовления или история изобретения предмета, вы не знаете состава и не задумывались о сроках службы или оптимальных условиях эксплуатации. И чем сложнее или же чем с более богатой историей предмет - тем большего мы не знаем или не помним, тем приблизительнее наши сведения, тем более путаные объяснения мы будем давать.
Осознавать недостаточность своих знаний и невозможность вместить в собственное сознание все знания о цивилизации, культуре, технологиях, окружающих нас, в принципе очень полезно. Но беспокоят ли нас пробелы в знаниях о простых вещах, нас окружающих? Как правило - нисколько. Потому что нам это НЕ НАДО. Не нужно, не стоит потраченного времени и усилий, не входит в круг наших интересов, не относится к сфере нашей ответственности и т.п. А вот то, что нам НАДО определяется вовсе не Меркурием, а самым заметным объектом неба (и, соответственно, нашего внутреннего мира) - Солнцем. И тут вновь уместно напомнить о том, что Меркурий самая близкая к Солнцу планета, которая на небе не отходит от него далее 28 градусов.
Солнце в астрологической карте это личность, самость, эго, самосознание, личная воля - всё то, что относится к нашей (сознательной) идентификации. Герой цикла рассказов А. Конан-Дойля, доктор Ватсон был поражен, что его новый друг Холмс ничего не знает о вращении Земли вокруг Солнца, а также множества других вроде бы общеизвестных вещей. На самом деле нет ничего более естественного и все мы, так или иначе, пользуемся подобным механизмом. Теория Коперника Холмсу была интересна не более, чем нам состав пластмассы, из которой сделана шариковая ручка. Это общий принцип - знания выстраиваются вокруг личности (точнее - встраиваются в личность) удобным ей способом, а не личность вокруг знаний. Несмотря на то, что почти всё составляющее нашу личность мы черпаем из окружающей нас цивилизации, культуры, обихода, мы умудряемся так распределять свое внимание и приоритеты, что индивидуальное сознание высвечивает лишь некоторую очень ограниченную, но уникальную область.
Если человека что-то не интересует - он быстро забудет, даже если заставить его слушать. Неинтересное и ненужное быстро вылетит из головы, не оставив там даже смутного воспоминания. Люди интересуются окружающей действительностью, осознают ее и дают этой информации место в своем сознании, будучи мотивированы своими потребностями (в комфорте, безопасности, контроле, самореализации, хороших отношениях и т.д.). И, кроме всего прочего, людям неестественно и тревожно жить в мире, где слишком много белых пятен и неясностей. Непонятный мир вызывает тревогу и неуверенность, поэтому стремление объяснить его как можно скорее (а не лучше или подробнее) вполне естественное. Таким образом, картина мира выстраивается довольно быстро: мы более-менее неплохо ориентируемся в своей области интересов/ответственности, а все лакуны в сфере неинтересного и неважного заполняем чем придется (случайными публикациями, мнением соседа или телевизором). И далее мир в целом нам понятен, нам приятно думать, что все самое главное и основное, мы уже ухватили своим сознанием, когда закончили среднюю школу или институт. Человек, с уже сформированным взглядом на мир и определившийся с приоритетами, обычно убежден (сознательно или не вполне) в своей способности интерпретировать ЛЮБУЮ новую информацию, с помощью уже известной ему системы понятий и связей. Он просто воспринимает новое как незначительное дополнение к существующей картине мира. Для образованных людей (для не очень образованных обычно тоже) эта самоуверенность является вполне нормальным, естественным состоянием. То есть, взгляд на реальность и система приоритетов даже в юном возрасте (в возрасте более зрелом - и говорить нечего) в целом уже сформированы и работают на благо человека, объясняя ему окружающую реальность и позволяя рационально распределять внимание.
При этом не стоит думать, что зависимость Меркурия от Солнца исключительно односторонняя. Да, мы познаем мир довольно избирательно и, исходя из своих приоритетов, но также верно и то, что, познавая мир, человек выстраивает собственную личность. Он выстраивает новые связи (в голове и во внешнем мире), получает новые возможности для самореализации и интеграции в социум. Нарушения/повреждения мозга, негативно влияющие на вербально-логическое мышление, снижают возможности личностного развития очень и очень значительно.
Кроме того, Солнце ответственно за способность делать выбор, принимать волевые решения. В связке с Меркурием эта способность принимать сознательные решения и сознательно выбирать способы действий, крайне важна для ощущения человеком контроля над своей жизнью. А последнее - важнейший показатель качества жизни.
Однако, как было замечено выше, мир наш довольно сложен и многообразен (а также прекрасен и удивителен), поэтому довольно часто приходится сталкиваться с такой информацией, которая, так или иначе, противоречит уже известному. Или дополняет давно усвоенное недостаточно органично - так, что необходимо известные вещи несколько сместить/убрать/разрушить в своем сознании и дать место новому. Возникает явление, которое обычно именуют «когнитивный диссонанс» (или, в несколько иной среде и вопросах попроще - разрыв шаблона). Возникновение такого противоречия не только и не столько интеллектуальная (то есть - меркурианская) задача, сколько попытка справится с первоначальным ощущением дискомфорта (понятный мир хоть на немного перестает быть понятным) и повышением (может быть, совсем незначительным) уровня фоновой тревоги. В непонятном, быстро меняющемся мире мы совершенно правильно чувствуем себя чуть хуже и всегда настороже. Это отнимает силы, влияет на продуктивность, мешает расслабляться и отдыхать, развивает неврозы и паранойю. То, как человек реагирует на подобный дискомфорт, в значительной степени определяется:
1) Силой личности/эго - некоторые люди вообще не выносят дискомфорта неизвестности, им нужно быстрое и простое объяснение
2) Способностями к адаптации (об этом подробно скажу во второй части)
И только в третью очередь нам понадобится логика и рационализм Меркурия.
Рассудительность и способность работать с информацией просто не понадобятся, если мы решим не беспокоить себя ненужной ерундой и не станем интегрировать полученную информацию в свою картину мира. Не думать, вытеснить, забыть - вполне вариант. Конечно, тревожность (тревожность это как минимум и в лучшем случае) усилится, поскольку вытесненная из сознания неприятность/дискомфорт исчезают только из сознания.
Если человек не против воспринять новые сведения, то тут есть несколько вариантов. Во многом наши представления о мире состоят из того, что мы не наблюдали лично и не доходили до этого путем собственных размышлений. Нам сказали это другие (учителя, родители, соседи, коллеги, начальники, друзья, книги, телевизор) и мы просто приняли на веру, поверили. Так, когда Холмс согласился с Ватсоном в непринципиальном (неважном, неинтересном) для него вопросе вращения Земли вокруг Солнца, он согласился не потому, что Ватсон его убедил, а чтобы не раздражать своего приятеля и не утомлять себя выслушиванием лекции о теории Коперника. Это, кстати, совершенно нормальная и экономичная реакция - большинство людей достаточно умных и доброжелательных обычно делают совершенно также в вопросах, которые им не интересны или в которых их уровень компетенции невысок. Они говорят «возможно, так и есть» или «ну, хорошо, не будем на этом останавливаться, давайте дальше про интересное/нужное». Исключение составляют только те люди, которые не хотят допустить (опять же не из-за мышления, а из-за личностных качеств), чтобы собеседник заподозрил, что они чего-то могут не знать или быть некомпетентными в чем-либо (а поскольку всё знать невозможно в принципе, то это их собственная большая проблема).
Совершенно иначе обстоят дела, когда когнитивный диссонанс возникает по поводу вещей личностно важных для человека. Как правило, это вопросы, связанные с идентичностью, с собственной (понятной) ролью в (понятном) мире, с вопросами безопасности и контроля. Тогда человек может реагировать очень разными способами, начиная от отрицания («этого не было на само деле», «это неправда»), обесценивания («это неважно и ничего не меняет», «этому свидетельству нельзя верить») и заканчивая привлечением для объяснения понятий еще более сложных/неясных, чем объясняемое с их помощью явление («катастрофы - божье наказание за грехи», «падение курса национальной валюты - результат заговора жидомасонов»). Таким образом, достигается чаемая нерушимость собственной картины мира и своей роли в этом мире.
И, когда (если) человек все-таки решает проанализировать неприятную/тревожную информацию, то любое интеллектуальное усилие также будет и волевым усилием. Тогда вроде бы нейтральные действия (элементарное уточнение и проверка источника, поиск и фильтрация материала по теме) потребуют значительного напряжения воли, только чтобы не дать вниманию соскользнуть с темы, не обесценить источник, не зацепиться за критику/отрицание как единственный ответ. Проиллюстрировать это просто: например, курильщик узнает, что статистическая вероятность заболевания раком легких у курящих в 8 раз выше, чем у некурящих. И то, как он на это внутренне реагирует.
Иначе говоря, Меркурий, представляющий собой рассудок и не отходящий далеко от Солнца, которое, в свою очередь, представляет собой центр личности, волю и (само)сознание - крайне зависимая планета. Именно поэтому проблема зачастую не в плохом (лживом, придуманном) или хорошем (правдивом, основанном на фактах) объяснении, а в том, что некоторые вещи человек не способен воспринять «как есть», не разрушив при этом собственную личность (хотя бы частично) и представление об актуальной реальности. Частый вопрос о том, что же это за личность, которую может разрушить правда или что это за правда, способная разрушить личность, на самом деле не должен нас особенно беспокоить и не относится к делу. Информация, разрушающая личность и представление о своей роли в актуальной реальности, может быть очень разной - о тяжелой болезни, о супружеской измене, о насмешках коллег, о возможных финансовых потерях, о зыбкости собственного благополучия, о старости или смерти и т.п. Если человек не может сразу принять эту информацию (которая, по сути своей является личностным вызовом по созданию новой реальности), то он пытается это осознание хотя бы отодвинуть («я подумаю об этом завтра»), а в крайнем варианте - заставить замолчать того, кто говорит неприятное. Поговорка «Меньше знаешь - крепче спишь» хорошо иллюстрирует сказанное.
Вывод довольно прост: во многих случаях человек не способен кардинально изменить собственное сознание/мышление (навыки сбора и анализа информации, повысить объективность, формировать свою т.з. не на основе готовых шаблонов), не изменившись тем или иным образом сам - в своей сути, идентичности и сознательном центре. Просто потому что так легче, проще, привычнее, а значит - гораздо экономичнее с точки зрения сохранения сил. Никто не хочет и не будет напрягать интеллект просто так, нужен мотив.
Разделение своего «Я» с его идентичностью, желаниями и интересами, с его «мне надо»/«мне не надо» и собственно процесса мышления - довольно сложная задача. Особенно сложной она становится в те периоды (и для людей, родившихся в эти периоды), когда Меркурий соединяется с Солнцем (менее 6-8 градусов). Сожжение (соединение с Солнцем) - большой ущерб для всех планет. Нетрудно заметить, что Солнце это самый большой и яркий объект неба и, при сближении с ним, планета перестает быть видимой для нас. И в таких случаях мысли (или чувства, симпатии, действия - в зависимости от планеты в соединении) находятся в прямой зависимости от того, кем мы себя ощущаем (внутреннее самоощущение) и как видим свою роль в мире. Это те случаи, когда жесткая самоидентификация фактически диктует человеку, как он должен думать, что чувствовать, как действовать в тех или иных ситуациях. Роль Меркурия в такие моменты более техническая (она, строго говоря, всегда техническая, но в тут особенно) и состоит в том, чтобы быстро придумать любое более-менее рациональное объяснение.
Люди с сожжением Меркурия склонны воспринимать критику своих идей/мыслей, как выпад, направленный в сторону их личности. Разумеется, это вовсе не всегда означает, что они менее сообразительны или неприятны в общении, но их интеллектуальная/коммуникативная сфера в большей, чем у остальных, степени, определяется личностными особенностями и приоритетами.
Коротко о положении Меркурия в карте.
Меркурий в карте может быть сильным или слабым (эссенциальные достоинства планеты по положению в знаке зодиака), иметь много возможностей для проявления или мало (акцидентальные достоинства, по положению в доме карты и аспектации), иметь поражения или быть свободным от ущерба. Все это читается астрологом в карте, и соответственно мы делаем выводы о том, как обстоят дела с меркурианскими навыками - насколько живо и продуктивно человек способен общаться, насколько он любознателен, ловок (в деловом смысле), сметлив и как легко дается ему обучение.
В традиционной астрологии Меркурий, как и все планеты септенера (кроме Солнца и Луны, которые не планеты), имеет своей обителью два знака - Близнецы и Деву. Именно в этих знаках он способен раскрыть все свои лучшие качества легче и быстрее.
Также Меркурий хорош во всех знаках воздуха - такое положение добавляет ему объективности, делает более контактным, легко обучаемым и склонным к дисциплине мышления (логичным). Воздушный Меркурий склонен к критическому мышлению, к анализу (за счет способности находить и сравнивать разные точки зрения), а также легче и быстрее прочих расширяет свой круг знаний.
Меркурий в земных менее общителен и объективен (в том смысле, что меньше склонен учитывать разные точки зрения и спрашивать совета), но более прагматичен, лучше решает прикладные задачи, обладает хорошим предметным/пространственным мышлением, неплохо конструирует, лучше осознает тело и быстрее схватывает устройство вещей.
Меркурий в знаках огня быстро думает и реагирует, но также становится слишком деятельным и самоуверенным. Такой Меркурий более всех прочих, склонен общаться в режиме монолога - он живо и эффектно излагает мысль, но плохо слушает, более стеснен в понимании того, что не отвечает его текущим целям и интересам.
Меркурий в водных знаках испытывает наибольшие трудности в проявлении своей природы - он слишком ориентирован на чувство, на восприятие настроения, слишком пластичен и наименее последователен в суждениях. Водному Меркурию более других свойственно образное мышление, интуитивное понимание и «угадывание» ответа, там, где это возможно.
В качестве итога первой части про Меркурий можно повторить банальность «Звезды склоняют, но не обязывают». Меркурий в карте может быть лучше или хуже, но это говорит только о том, будет ли идти сложнее/легче меркурианская деятельность, а также о важности интеллектуальной сферы. Чем более разновариантна самоидентификация, чем шире круг интересов, чем шире сфера контроля/ответственности - тем больше шансов сформировать действительно собственную точку знания, а не заимствовать уже готовые ответы. И тем более мы мотивированы делать это. Также справедливо и обратное - чем более мы мотивированы, тем быстрее и успешнее мы будем усваивать новое и перестраивать собственную личность.

астрология, публикации

Previous post Next post
Up