АТОЛ: бессмысленный и беспощадный.

Mar 01, 2018 16:11


Так уж исторически сложилось, что как только ЕГАИС мало-мальски доводят до ума и всё начинает (тьфу-тьфу) работать без сбоев, то обязательно выдумывается инновация, которая расставит всё по своим местам и таки заставит нервно и судорожно побегать ИТ-персонал, но к нашей истории это не имеет никакого отношения.

А непосредственное отношение к нашей истории имеет железо, которое призвано исполнять те самые функции по бесперебойной передаче информации в ЕГАИС.

В далёком 2015 году возникла необходимость оборудовать пару торговых точек ЕГАИСом, а так как на одном сервере запустить 2 УТМ не представляется возможным (и вообще рекомендовано запускать УТМ на отдельном ПК), выбор мой пал на недорогое устройство "УТМ АТОЛ HUB-19", коих я приобрёл в количестве 2-х штук.

В распоряжение получены мини-ПК, на поверку оказавшиеся перепрошитыми медиаплеерами "A19 Andriod TV Box Allwiner A20" с характеристиками: Процессор ARM Cortex-A7 Dual-Core 1,2 ГГц, 1Гб памяти, дисковый накопитель объемом 4 GB, 2 внутренних порта USB, 4 наружних USB, LAN, Wi-Fi, HDMI, VGA.



Казалось бы, не важно, что снаружи - важно, что внутри и, несмотря на то, что характеристики не дотягивают даже до минимальных требований, опубликованных на egais.ru, надежды на оптимизированное программное обеспечение и отсутствие стороннего софта (только Linux и УТМ) вселяли уверенность в стабильной работе и отсутствии головняков. К тому же приятным бонусом казалось наличие доступного через браузер программного обеспечения, выполняющего функции по приёму/отправке накладных, списанию, работы с остатками - своего рода простейшая учётная система для мелкой розницы с базовыми функциями ЕГАИС.

Долгое время на официальном форуме АТОЛ в соответствующем разделе то и дело читал о всевозможных проблемах и не понимал, что же я делаю не так, однако со временем познал все "прелести" использования устройства, о которых далее по порядку:

1. "Села батарейка".

После выхода нескольких апдейтов один из хабов более-менее заработал, а второй в виду изменившихся планов отправился на полку ждать своего часа. Каково было моё удивление, когда через полгода я не смог попасть в настройки устройства из-за того, что в новом устройстве закончилась батарея CR-2032 и сбилась дата. Почитав на официальном форуме выяснилось, что проблема имеет массовый характер и единственный верный вариант выхода из ситуации - это замена батареи. Батарея в моём хабе оказалась припаяна намертво и по сему пришлось припаивать колодку для батареи с завалявшейся дохлой материнки.

2. Платная поддержка Рутокен ЭЦП 2.0.

Для работы УТМ необходим аппаратный крипто-ключ. JaCarta показала себя крайне нестабильым носителем - то и дело выходили из строя хранилища ГОСТ и PKI. Реальной альтернативой оказался РутокенЭЦП 2.0. Долгое время на форуме кормили завтраками, мол, на днях компания "Актив" допилит библиотеки и поддержка оного заработает после обновления. Вышло обновление, но радость моя (да и не только) была кратковременной, так как поддержка работы с Рутокен ПЛАТНАЯ! Всего-то 300 рублей в год, но каков эффект. В особенности его оценили те, кто приобрёл хаб исключительно ради использования в качестве ПК с УТМ: заплатил за устройство, теперь заплати за то, чтобы оно работало.

3. Не все обновления одинаково полезны.

Одно из последних обновлений, то которое открывает окно в чудесный мир ЕГАИС с помарочным учётом и документооборотом 3-й версии, превратило одно из устройств в кирпич. Не помогло ничего кроме перепрошивки, о чём в следующем пункте.

4. Отсутствие актуальной прошивки.

Прошивка, содержащая все обновления на момент выпуска её в свет, была опубликована в апреле 2017 и на момент опубликования данной статьи является последней. На деле это означает, что в случае какого-нибудь сбоя в этой чудной железяке алгоритм следующий: перепрошить хаб с технологической SD-карты, обновить все пакеты до текущих (около 20-30 минут на скачивание и установку с быстрым Интернетом), обновить УТМ с версии 2.0.4 до 2.1.6 (минут около 8), настроить (включить/выключить интегрированное ПО для работы с УТМ, сетевые настройки и прочее). Это без учёта того, что технологическую SD-карту и USB с обновлением УТМ необходимо предварительно подготовить.

5. Обновления УТМ.

Упоминалось в предыдущем пункте, но требует отдельного освещения. Уж не знаю с чем это связано, но обновления УТМ прилетают на хабы крайне незакономерно. Причём АТОЛ грешит на РАР и ЦентрИнформ, а РАР и ЦИ, в свою очередь, на АТОЛ. И АТОЛу в этой ситуации верю меньше. Выходом из положения является подготовка USB-флешки и установка УТМ с неё. Предварительно необходимо удалить с устройства базы с документами и БД УТМ.

6. "Автоматическое резервное копирование? Не, не слышали!"

Любая мало-мальски серьёзная учётная система имеет возможность резервного копирования базы данных. Так уж сложилось, что сохранность документов (даже электронных) необходима для построения какой-никакой аналитики, отчётности, для разрешения всевозможных спорных ситуаций в конце концов. Об этом знают все, кроме АТОЛ. Возможность сброса бэкапов на отдельный носитель отсутствует в принципе. Если устройство превратилось в кирпич - пиши, пропала. Правда, имеется возможность вручную выгрузить базы с документами и БД УТМ, но напрочь отсутствует возможность их загрузки в хаб, так как root-пароль знают только в Атоле. Для того, чтобы вернуть сохранённые базы на место, необходимо обратиться на техподдержку, о чём далее.

7. Тех поддержка.

Её просто нет. Техническую поддержку оказывают дистрибьюторы, но мои поставщики успешно закрылись. По сему было рекомендовано обратиться в АТОЛ, что я незамедлительно и сделал, благо телефон на оф.сайте имеется.

Разговор дословно (возможно опустил междометия):

Автоответчик вещает, что все операторы заняты, подождите. Через время берёт трубку оператор, который возможно бежал:

- Техническая поддержка

- Доброго дня! Мне необходимо...

- Извините, мы заняты, - перебил оператор и повесил трубку.

Чтож, видимо такой он "Новый формат оказания технической поддержки". Более дозвониться не удалось, хотя мне тоже необходимо было загрузить скопированные ранее базы.

Итоги.

Прежде всего - ВСЕМ, кто не купил данное устройство, но сомневается - НЕ РЕКОМЕНДУЮ!

Купите лучше неттоп на Windows и получите возможность:

- бесплатной поддержки ЛЮБЫХ ключевых носителей;

- возможности самостоятельного обновления УТМ с сохранением/переносом базы данных;

- установки платных и бесплатных утилит для мониторинга работоспособности УТМ;

- бесплатного доступа к личному кабинету на egais.ru для записи/перезаписи RSA-ключей, у АТОЛа данный функционал платный;

- просмотра КОРРЕКТНОГО журнала продаж в личном кабинете на egais.ru.

список можно продолжать бесконечно долго, но и этого достаточно.

Возможно, какие-то "прелести" использования данного девайса были мною упущены, но в остальном всё так и было.

УТМ, ЕГАИС, АТОЛ

Previous post
Up