Последние лет десять всё чаще слышу от тех, кому 50-60 и более, что молодые поколения гораздо умнее. Доказательством тому традиционно приводят способность молодых быстро обучаться пользованию смартфоном.
Однако если иметь опыт наблюдения за людьми и, применяя его, совсем недолго подумать, вполне можно догадаться, что дело в личной парадигме взаимодействия с миром - в том, как ведёт себя человек, уже усвоивший эффективное взаимодействие.
Люди старших поколений, имеющие опыт переключения телевизионных каналов пассатижами, не имевшие никаких затруднений в том, чтобы завести будильник (не установить, а именно завести), успешно пользовавшиеся пишущими машинками и отжимными устройствами стиральных машин, легко справлявшиеся с любой бытовой (а очень часто и не только бытовой) техникой - освоившие понимание мира технических устройств и эффективного управления ими - вдруг сталкиваются с очень маленьким плоским телевизором, предназначенным для того, чтобы с его помощью совершать телефонные звонки, тыкая пальцем прямо в экран, и там ещё маленькие картинки какие-то, которые если нажимать, на экране что-то появляется. В таких условиях впадение в некоторую оторопь вполне нормально для человека, который не изучает мир вещей, а уже изучил его в меру необходимого и привык к тому, что давно не встречает ничего нового. Теперь новое - это стресс, это напряжённый поиск принципиально иных решений.
И то, что другой человек, который намного моложе, не ломает устоявшуюся личную парадигму, поскольку она соответствует условиям, в которых он находится, а легко, без стресса и с интересом ищет и находит решения для возникающих задач, не делает его умнее, а лишь показывает, что он эффективен во взаимодействии с современными ему устройствами.
При этом бывает забавно наблюдать, как представители молодых поколений, о которых стареющие говорят: "они намного умнее нас", не умеют определять время по часам со стрелками, не могут набрать номер на дисковом телефоне, испытывают трудности в том, чтобы разобраться, как открывается коробочка от аудиокассеты, а открыв, прикладывают кассету к уху, поскольку им сказали, что там записана музыка. И это вовсе не делает их тупыми, просто их парадигма формируется в направлении нажатия маленьких цветных картинок на экране.
Придёт когда-нибудь время и для новых поколений - которые не будут уметь открывать совсем уже устаревшие к тому времени бумажные книги. Когда процент ноутбуков станет значительно меньше, заметно вытеснившись планшетами, молодые люди не будут иметь опыта открывания того, что можно читать, и будут пытаться свайпнуть обложку, чтобы начать чтение, а обнаружив, что ничего не происходит, придут к выводу, что устройство неисправно, и его следует сдать на перепрошивку, или, может быть, оно разрядилось; но всё равно такая штукенция - чисто поржать: дед говорил, что на этот кирпич только одна книга помещается.
Глянцевую обложку литературного альманаха АвторЪ можно свайпнуть. Но ничего не произойдёт.