Памяти Луначарского. Отголоски советского образования

Sep 16, 2010 12:13

За что глубоко уважал советскую систему образования - за охват ею азов всех важных сфер научного знания, за аналитический уклон в изучении предметов, за бесценную возможность развивать творческие способности, за саму её внутреннюю организацию, часто побуждающую учащегося отказаться от шаблонности и вести поиск собственных методов решения тех или иных поставленных перед ним задач.
Именно в этой системе люди начинали готовиться к экзамену менее чем за сутки до того, как его предстояло сдавать, успевали освоить 20-30% ответов на вопросы и, почти всегда вытягивая билет из оставшихся 70-80%, нередко сдавали экзамен на "отлично". Как? А этого практически никто не замечал. Некогда было думать о том, как это удаётся, нужно было думать о том, что отвечать на вопрос, по которому тебе совершенно ничего не известно.
И что делал ученик? Он изобретал. Он пытался сообразить, как должно быть устроено то, о чём был вопрос - будь он из области математики, физики, философии или какой-то иной. Экзаменуемый собирал все потенции своего сознания и... делал открытие - чисто теоретически выводил логику взаимосвязей между элементами некой системы, о которой шла речь в вопросе. То есть, то, над чем учёные прошлого бились годами, советский учащийся под страхом остаться на второй год открывал за сорок минут. А потом с видом своевременно всё выучившего рассказывал о результатах своих изысканий экзаменатору. И ведь на "ура" прокатывало. Каждый раз.
Кстати, в этой связи крепко недолюбливал географию и историю - там нельзя было ничего синтезировать, а надо было, свернув полёт мысли в трубочку и засунув в самые потаенные уголки души, просто учить.
Возможные в нормальных науках сверхсрочные открытия "на кончике пера" - они ведь бывали у очень многих, потому настоящее уважение к советскому учёному можно было встретить только в научно-популярных фильмах (тоже, кстати, подспорье образованию), поскольку в обществе учёный практически ничем не отличался от участников иных сфер деятельности. Почти все во время учёбы делали какие-то открытия - иногда на экзамене, иногда прямо у доски - даже не задумываясь о том, сколь грандиозное явление происходит прямо сейчас, когда в сознании только две мысли - бешено генерирующая ответ на важнейший вопрос бытия, написанный в экзаменационном билете или озвученный строгой тётенькой в очках, и ускоряющая первую мысль вторая - которая, по сути-то, не была о чём-то конкретном, но одним своим присутствием напоминала о безрадостных перспективах, открывающихся в случае неудачи.
Поэтому подавляющее большинство выпускников советской системы образования являлось учёными. По складу ума. Доктор наук практически ничем не отличался от инженера, инженер был почти наравне с рабочим, рабочий имел мало отличий от дворника. А дворник, сидя у себя в каморке, для решения какой-нибудь проблемы мелкобытового характера, за пару минут из мотка проволоки, двух гвоздей и щепочки с прорезью мог сконструировать какую-нибудь настолько оригинальную хренотень, что любой Эдисон удавился бы от зависти.
Собственно, к чему весь этот ностальгический дискурс? Недавно увидел воззвание к посетителям, висящее на стене туалета для персонала в детском саду №25 г. Райчихинска (есть такой городок в Амурской области). Оно и вдохновило коротенько написать о советской системе образования. А потом как-то углубился.




Разная судьба ждала тех, кто учился в советские времена. Не все могли стать учёными - стране нужны были и рабочие, и продавцы, и уборщицы. Более того, в закрытой стране, не зная того, какими мыслями живёт среднестатистический человек за пределами СССР, ребёнок далеко не всегда мог осознать свой интеллектуальный потенциал. Однако глубина и многосторонность развития учащихся, получавших путёвку в жизнь в советской системе народного образования, позволяет даже туалетной уборщице из детского сада красиво и ёмко формулировать мысль.

мысль, ссср, события, человек, дискурс, государство, образование, воспоминания, культура

Previous post Next post
Up