Во второй лекции из цикла "Как читать улицы" Айрат Багаутдинов продолжит рассказывать об эволюции архитектурных эпох. Речь пойдет о стремительно развивавшейся архитектуре прошлого столетия, когда мир стал более разнородным, раздробленным, сложным, а информация и путешествия - гораздо более доступными. Каким же образом все эти явления повлияли на архитектуру, и как не запутаться в многообразии архитектурных стилей ХХ века?
Посмотреть видео-лекцию можно здесь -
http://www.architime.ru/video/architectural_styles_guide2.htm?spush=aG9tYXhlbEBtYWlsLnJ1 Лекция снятв в рамках цикла "Как читать Москву" по заказу Architime.ru. Длительность видео 2 часа 33 минуты. Дата съемки: июнь 2017
В конце 1890-х годов завершилась история больших архитектурных стилей и возникла, так называемая, "архитектура выбора", для которой характерна определенная система мышления, позволяющая достаточно свободно обращаться к различным стилям как в чистом виде, так и смешивая их. Все это привело к архитектурной эпохе модерна, когда архитекторы, устав от обращений к истории, выработали новый стиль. Его постулатом стала фраза американского архитектора Генри Луиса Салливана: "Форма определяется функцией". Для зданий, построенных в этот период, характерны стремление к рациональности внешнего облика, отказ от перегруженности деталями, предельная простота. Находятся новые пропорциональные отношения, в частности очень популярным становится панорамное остекление, и используются новые материалы, позволяющие выявить конструкцию сооружения.
Принято считать, что на смену модерну достаточно резко приходит авангард, но это не совсем так. Архитектура авангарда очень прочно уходит корнями в эпоху модерна. Ее основное отличие в том, что авангардная архитектура очень утопична, ее создавали в основном художники. Объемы авангардных зданий сдвигаются с опор, в них очень много диагоналей и панорамного остекления, а внутренняя конструкция еще четче выявляется во внешнем облике.
Модерн постепенно развивался, очищался, геометризировал свои формы, в результате чего возник стиль ар деко. Здания по-прежнему оставались функциональными и рациональными, но стали более геометричными, а их украшению уделялось особое внимание. Коротко суть этого стиля можно выразить формулой - авангард плюс украшательство.
Своеобразной антитезой модернизму стал брутализм с максимально глухими стенами зданий. К нему можно отнести все типовое жилье советского периода.
В лекции также будет рассказано о таких стилях, как неоэкспрессионизм, неоклассицизм, постмодернизм, хай-тек и деконструктивизм. По словам Айрата Багаутдинова, при таком разнообразии стилей важно понимать, что они не приходили на смену друг другу в четкой последовательности, а зачастую развивались параллельно, оказывая влияние друг на друга.