В Москве есть улица академика Янгеля. Недавно, 25 октября, исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося учёного и конструктора в области ракетно-космической техники М.К. Янгеля. Нина Степановна Логинова подготовила статью об этом интересном человеке.
Он принадлежит к числу тех учёных и конструкторов, которые вывели человечество во вселенную. Начинал он свою трудовую биографию на нашей земле, в посёлке Краснофлотский Пушкинского района.
Из публикаций в прессе известно, что при его жизни о нем вообще ничего не писали, а после смерти - куда меньше, чем он того заслуживал.
Родился Михаил 25 октября 1911 года в Сибири, в деревне Зыряновой Нижнеилимского района Иркутской области. В семье было 12 детей, он был пятым ребенком. Дети рано приучались к труду, во всем помогали родителям. Старший брат - Константин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. В 1926 году к нему приехал Михаил. Время было тяжелое, голодное, нужно было выжвать. Закончив семь классов, Михаил поступил в школу фабрично-заводского ученичества при Вознесенской мануфактуре.
Михаил Янгель, справа, на фабрике КРАФ, 1927 г.
Трудовая биография М.К.Янгеля началась в 1927 году, когда после учёбы в ФЗУ, он начал трудиться на фабрике имени Красной Армии и Флота помощником мастера в ткацком цехе.
Бригада ткачей на фабрике - Янгель на заднем плане в центре 1930г
На фабрике молодые комсомольцы организовали коммуну. Её членами стали Михаил Янгель и его сестра Галина. Коммунарам выделили четыре комнаты под общежитие, а всё необходимое для жизни они приобретали сами, на собственные деньги. На жизнь, в общий котёл, отдавали половину зарплаты, 10% брали на карманные расходы. Остальные деньги хранили на подоконнике, их никто не трогал. Существовала книга расходов, где коммунары записывали, кому, когда была куплена одежда или обувь. Обид ни у кого не было.
Продукция фабрики шла на нужды Красной Армии, поэтому молодые рабочие поддерживали связь с воинами. В тридцатые годы многие увлекались авиацией. Фабричные комсомольцы часто ездили к летчикам, наблюдали за полётами самолётов, организовывали спортивные соревнования, обменивались концертами художественной самодеятельности. Может быть, тогда и зародилась у Михаила мечта об авиации.
Из музея фабрики КРАФ - футбольная команда.
В 1931 году по путёвке Пушкинского райкома ВЛКСМ Михаил поступил учиться в Московский авиационный институт. Собирали его всей коммуной, подарили (купили «в складчину») костюм и галстук в полосочку. Во время учёбы в институте он часто приезжал в коммуну, как в родную семью, рассказывал о Москве, интересовался работой фабрики, а во время каникул подрабатывал в ткацком цехе. Коммуна просуществовала до 1933 года.
Окончив институт с отличием, он получил диплом инженера-механика. Затем более 10 лет Михаил Кузьмич работал в конструкторском бюро Н.Н. Поликарпова и на авиазаводах.
В 1938 году его направили в длительную командировку на авиационный завод в США.
Из музея фабрики КРАФ - Янгель - перед поездкой в США.
Он участвовал в работе акционерного общества «Амторг» в США.
Во время Великой Отечественной войны Янгель работает на одном из авиазаводов в Новосибирске. После войны - в КБ известных авиаконструкторов А.Микояна и В.Мясищева.
В 1946-1948 годы он в аппарате Министерства авиационной промышленности,
координировал работы по развитию самолётостроения. В 1950 году он с отличием окончил Академию авиационной промышленности СССР.
В 1954 году Михаил Кузьмич возглавляет конструкторское бюро по созданию ракетно- космической техники. Созданные им системы конкурировали с разработками С.П.Королёва.
22 июня 1957 года - прошло успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4). Эта ракета имела много новых конструктивных достижений: применялись новые компоненты топлива, был принят ряд новых решений в системе управления ракеты, в конструкции испытательного оборудования и устройств для подготовки и пуска. Новые решения позволили обеспечить большую дальность полета (до 2000 км). Кроме того, и это было очень важно, новые компоненты топлива для ракеты позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение - хранение ракет в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищенность ракетных комплексов.
Американцы, узнав о новой ракете, окрестили ее «Сатаной».
СС-18 стала последней работой Михаила Кузьмича Янгеля. 25 октября 1971 года сердце его остановилось. Академик Янгель умер в день своего 60 - летия, похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 1988 году на ракетах СС-18 располагалась почти половина всех боеголовок, размещенных на межконтинентальных баллистических ракетах в РВСН. В Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанном 31 июля 1991 года между СССР и США имелся специальный пункт, согласно которому Советский Союз вдвое сокращал количество тяжелых баллистических ракет СС-18.
СС-18 внесена в «Книгу рекордов Гиннесса» как «самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета в мире». Технические решения, воплощенные в этой ракете, признаны классикой боевого ракетостроения.
В апреле 1973 года рабочие фабрики КРАФ в Красноармейске установили мемориальную доску выдающемуся учёному и конструктору М.К.Янгелю. На митинге выступала жена - Ирина Викторовна Стражева (Янгель).
Жена в центре снимка.
Жители города чтут память, не забывают своего Героя. В школе №4 был создан музей М.К.Янгеля.
1976.г открытие зала космонавтики в школе №4.
Сегодня фабрика уже давно не работает, на территорию не пускают (это уже частная собственность); к месту, где находится доска, нет подхода. Но многие рабочие семьи ещё помнят Янгеля. В городе шли долгие дебаты. И вот, в 2011 году на бывшей проходной прядильно-ткацкой фабрики имени Красной Армии и Флота учёному, конструктору ракетно-космической техники, дважды Герою Социалистического Труда М.К. Янгелю открыли новую мемориальную доску.
Памятная доска на бывшей проходной фабрики КРАФ.
А в 2002 году улице, находящейся на въезде в Красноармейск, присвоили имя - улица Академика Янгеля.
Награды и звания:
Депутат городского совета г. Калининграда (Московской области) (1952-1954).
Депутат Верховного Совета СССР (1966-1971).
Д. т. н. (1960). Академик АН Украинской ССР (1961). Академик АН СССР (1966).
Его имя присвоено Государственному конструкторскому бюро «Южное» (1991).
Федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени. Стипендия его имени в Московском авиационном институте, Днепропетровском государственном университете.
Его именем названы: астероид и кратер на Луне, поселок в Иркутской обл. (Нижнеилимский район), пик на Памире, океанский сухогруз («Академик Янгель»).
Улицы его имени в Москве, Днепропетровске, Байконуре. Установлены памятные бюсты в гг. Железногорске-Илимском (Иркутской обл.), Днепропетровске; на космодромах: «Байконур» и «Плесецк».
Дом-музей М. К. Янгеля в посёлке Березняки Нижнеилимского района Иркутской области
Его имя носил Харьковский институт радиоэлектроники в 1982-1993 годах.
Мемориальные доски на зданиях:
текстильной фабрики в г. Красноармейске (Московской области),
Московского авиационного института,
ЦНИИ Машиностроения в г. Королёве (Московской обл.),
ГКБ «Южное» в г. Днепропетровске. Почетный житель г. Байконура.
Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961).
Ленинская премия СССР (1960). Государственная премия СССР (1967). Премия и золотая медаль им. С. П. Королёва АН СССР (1970).
Текст - Нина Степановна Логинова
Фото автора, из музея фабрики КРАФ, с сайта Красноармейской ЦБС.
Источники:
1.
http://library.krasno.ru/Pages/Kraevedenie/Kraevedenie-The%20Head.htm2. Википедия - свободной энциклопедии - М.И.Янгель
3. В.Губарев «Конструктор». Москва 1977г
4. И.Стражева. «Тюльпаны с космодрома». Москва, 1978
5. Энциклопедия КОСМОНАВТИКА, издательство «Советская энциклопедия» 1985.
6. Красноармейск в лицах и фактах - 2002г. Красноармейск
Источник -
http://pushkino.tv/news/kray-rodnoy/106983/