Фрагменты статьи о находке музейной коллекции "Пруссия"

Feb 17, 2021 14:49

      Немного истории. Старая публикация, рассказ о находке музейной коллекции "Пруссия", ранее хранившейся в Кенигсбергском замке и до недавнего времени считавшейся утеренной, сгоревшей во время бомбежки замка в 1944 году. Вроде как бы история и со счастливым концом, коллекцию как бы нашли... но в том-то и дело, что как бы. Читаешь и местами глубоко охреневаешь, а местами - ужасаешься.  Все очень и очень грустно...

Несколько фрагментов статьи, сама публикация находится вот здесь.


Археолог Константин Скворцов рассказал писателю и журналисту портала "Клопс" Александру Адерихину о печальной судьбе музейной коллекции "Пруссия" и её "втором пришествии".

...в 60-е годы прошлого века КГБ перехватил письмо одного из последних хранителей музейной коллекции "Пруссия" - немецкого археолога Ла Бома - польскому историку Антоневичу. В этом письме было прямо указано, что выставочная часть "Пруссии" спрятана в казематах форта №3. Также перечислялись и другие предметы из Кёнигсбергского замка, спрятанные в форте: рыцарское оружие, знамёна, барабаны, посуда, предметы интерьера, скульптуры... Практически всё, что было в замке.
То есть тайна "Пруссии", которую мы искали, для кого-то тайной не была. Более того, информация из письма Ла Бома была проверена "на месте" в 60-е. В форт №3 отправились сотрудники Калининградской геолого-археологической экспедиции. К геологии и археологии эта экспедиция не имела никакого отношения: она была создана Министерством культуры СССР и КГБ СССР для поисков всё тех же культурных ценностей на территории Калининградской области.

Сотрудники экспедиции осмотрели форт, но ничего там не нашли. Позже выяснится, что в форту тогда располагалась воинская часть, в казематах хранили боеприпасы. Командование этой части участников экспедиции во многие помещения просто не пустило. Секретность. Такая странная ситуация, когда одни не могли говорить другим, что они ищут, а другие не могут говорить, что они у себя в казематах находили.

Но на этом трагикомизм в истории с "Пруссией" не закончился. В середине восьмидесятых прошлого века в Калининграде снимался фильм "Приказ: перейти границу". В этом фильме форт №3 сыграл укрепление японцев, которое брала штурмом Красная армия. Во время съёмок для "достоверности" на стенах форта были сделаны надписи на японском языке. Консультантом съёмок был один из участников той самой геолого-археологической экспедиции. Но и во время съёмок ничто не привлекло его внимания.

Вообще в этой истории много мистического. Я родился в Калининграде, жил на Северной горе. Прямо за нашим забором начинался Макс-Ашманн-парк. Недалеко от дома в крапиве валялись бетонные истуканы солдат Третьего рейха с нацистскими орлами, которые нам, мальчишкам, тогда казались огромными изваяниями, оставленные чужой, неизвестной цивилизацией. Это был какой-то странный мир. А ещё в этом мире был форт №3, где тогда размещалась воинская часть, кругом были посты.

А ещё в моём детстве был мальчишка, живший на самом краю Северной горы. Его отец служил прапорщиком в части, располагавшейся в форту. И как-то, к нашей зависти, папа-прапорщик сделал сыну подарок - принёс ему около сорока монет со следами пожара. Это были так называемые драйпёлькеры и полтораки - немецкие и польско-литовские серебряные монеты XVII века. Сейчас я с уверенностью могу это сказать. Это детское воспоминание я спустя десятилетия связал с историей "Пруссии".

Вообще Северная гора - место очень интересное. На этой горе, названной в честь прусского бога подземного мира и смерти Патолло, находилось древнее городище. Здесь же пруссом, принявшим христианство, за свой счёт и на своей земле была построена одна из первых церквей в Кёнигсберге. Её фундаменты вместе с кладбищем снесли четыре года назад до последнего камня безо всяких археологических раскопок, а на месте этого памятника истории и культуры построили жилой дом...

...

- Я правильно понимаю, что все 240 тысяч экспонатов лучшей, выставочной, части музейной коллекции "Пруссия", считавшейся уничтоженной, всё это время лежали в казематах третьего форта? Неужели военные, которые там стояли, не понимали, что у них лежит в казематах?

- Кто-то не понимал. И с этим связано много историй. В историко-художественном музее Калининграда хранится меч эпохи бронзы, созданный тысячи лет назад где-то в предгорьях Альп. Он укорочен. Меч был передан жителями Северной горы археологу Анатолию Валуеву. Передавая этот меч, жители рассказали, что старшина воинской части, стоявшей в форту, пытался резать им свиней. Для этого меч эпохи бронзы был слишком длинен, и старшина его укоротил... На Северной горе до сих пор рассказывают историю о местном прапорщике, который после службы сразу купил себе и мотоцикл, и машину "Москвич", и кооперативную квартиру. Из редчайших серебряных змееголовых готских браслетов солдаты делали блёсны и ловли карасей в ближайшем пруду. У них был выбор: в форту лежали золотые и серебряные древние монеты, серебряные гривны. Их было очень много.

- Было...

- Да. Было.

- Сразу после войны в Москву были отправлены десять вагонов с предметами из "Пруссии" - они дошли?

- Они пропали. Может, что-то и дошло. Золотое шейное кольцо из Штробенена, седьмого века, сегодня хранится в Пушкинском музее. Как оно туда попало? Неизвестно. Но ещё пять лет назад это золото лежало в запасниках, в подвалах в ящиках. В том числе и "наши" "прусские" золотые гривны, каждая в сотни граммов весом. Это сегодня мы знаем, что эти вещи были вывезены из музеев Берлина, где они находились задолго до войны.

- Я посмотрел поисковое дело №13, посвящённое поискам "Пруссии". Сегодня оно хранится в Государственном архиве Калининградской области. Там есть письмо солдата Алчакова. Сразу после войны он служил в третьем форту, охранял какие-то ящики с чем-то историческим. Он вспоминает, что часто приходили офицеры, забирали себе из ящиков всё, что им понравится, и уходили. И что ящики отправляли в Москву вагонами, и что эти вагоны часто терялись. Он пишет, что часто приходили офицеры и ругались: куда пропал такой-то вагон, куда-то пропал другой...

- А что ещё он писал в своём письме, помнишь?

- Что его хорошо кормили, часто давали мясо и рыбу... Он вспоминает, что в казематах стояли бронзовые скульптуры. Например, "баба, которая в одной руке держит палку, а в другой - шар"...

- Скипетр и державу держала "бронзовая баба". Скорей всего, речь идёт о парковых скульптурах из нашего Царского села - в частности, о скульптуре императрицы Елизаветы. Парковые скульптуры были вывезены нацистами из-под Ленинграда - скорей всего, в Кёнигсберг. А потом пропали. Видимо, их уже после войны разрезали автогеном и сдали в металлолом. Во время раскопок на форту мы находили фрагменты бронзовых скульптур, разрезанных автогеном. К сожалению, по этим фрагментам было трудно что-то определить...

...

Мы осквернили трофей наших предков. Сохранившиеся кирхи, замки, имения - наши памятники, наша собственность. Мы не должны быть дикими варварами, жившими по принципу "моя собственность - что хочу, то и делаю". Или спекулировать в угоду политическому моменту, придумав дурацкую "германизацию". С историей надо не бороться, её надо изучать. Часть нашей истории Восточной Пруссии - это часть великой истории России.

Патриотизм - это знание и изучение собственной истории. И в первую очередь - своей собственной, своего рода. Истерики по поводу "ползучей германизации" - это всё что угодно, только не патриотизм. "Борцы" с "германизацией" просто не уважают ни свой народ, ни свою веру. Эта земля завоёвана кровью наших отцов, она принадлежала нам в XVIII веке. Это земля, с населением которой нас связывает куча контактов. И что, если она нам досталась такой ценой, мы должны забыть её историю и уничтожить наши памятники? XXI век, а в Калининграде - средневековое варварство.

...

- Мы нашли много предметов из железа, средневекового и не только оружия. Огромное количество артефактов, обломки оружия и так далее, фрагменты копий, мечей, кинжалов, ножей так и лежат в подвале нашего Историко-художественного музея. И умирает. Нет средств их реставрировать. Их даже хранят не в особых условиях: они набирают влагу и начинают распадаться. Они даже не внесены в фонды музея. То есть, когда они разрушатся, их просто выкинут.

- Почему эти предметы до сих пор не внесены в фонды Калининградского историко-художественного музея?

- Понимаешь, это такие заросшие и слипшиеся штуки - их надо реставрировать, а на это денег нет. А если их принимать в том виде, в котором они сейчас, то, когда эти вещи умрут, музей за это будет отвечать. Вплоть до уголовной ответственности. Кому это нужно?

_____________________________________

Тот самый трехтысячелетний  бронзовый  меч, переделанный нашим военом в свинокол. Каталог "Коллекция Пруссия в фондах Калининградского областного историко-художественного музея". Без комментариев.






Восточная Пруссия, песец, история

Previous post Next post
Up