Продолжение серии редких снимков из японского журнала "Мару", специальный выпуск апреля 1993 года. Серия фотографий посвящена японской авиации на Северных Курилах, острова Парамушир и Шумшу. Переводы родных подписей к снимкам прилагаются. Часть вторая. Начало находится
здесь.
Издание от 15.04.1993. Апрельский спецвыпуск «Мару» Война и люди ч.2
Военная история ВВС сухопутных сил и Императорского флота. Впервые опубликованы секретные фотографии Защита неба на Севере 12-й воздушный флот.
Секретные фотографии
Защита неба Севера 12-й воздушный флот
Боевой путь частей флота, переведенных с Хоккайдо и развернутых на о-вах Парамушир и Шумшу.
Ангары на аэродроме Мусаси. Все здания закамуфлированы. Слева видны казармы личного состава и три топливозаправщика. Из укрытия перед ангаром виден нос дежурного истребителя “Зеро”, напоминающий о близости боя. Справа от укрытий видны палатки дежурных экипажей из которых торчат трубы печей для приготовления еды.
Начало апреля 1944 г.,морские палубные истребители «Тип 0» из состава 203-й авиаэскадрильи, сосредоточенные на авиабазе Титосэ. Штаб авиаэскадрильи располагался в Ацуги, но 46 самолетов были передислоцированы на Курильские острова с целью обеспечения противовоздушной обороны. Окраска самолетов новая. Если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что у самолетов в правом ряду одно крыло сложено, у самолетов в левом ряду сложены оба крыла. Видно, что только у последнего самолета корпус полностью покрашен темно-зеленым цветом. Считается, что в тот период на вооружении 203-й авиаэскадрильи состояли ночные истребители или, возможно, именно этот истребитель использовался для ночных боев.
Позиции артиллерийских орудий на авиабазе Мусаси(о-в Парамушир, мыс Курабу) после окончания работ по оборудованию. Справа маяк, слева на насыпи сигнальный прожектор для морских судов. Грунтовая насыпь правее, очевидно, артиллерийские позиции.
Группа истребителей 203-й авиаэскадрильи на взлетной полосе аэродрома Катаока в готовности к вылету.С места стоянки самолеты один за другим вручную выкатываются на взлетную полосу силами обслуживающего персонала аэродрома. Самолеты заправляются от топливозаправщика. 11 августа большинство самолетов было переброшено в Михоро. Состав смешанный: представлены самолеты 21-го и 52-го типа, красный круг хиномару нанесен без белого обода. Обращают на себя внимание несколько самолетов с правого края, на верхней поверхности их крыльев не нанесен красный круг. Погодная ситуация в морском районе между островом Атласова и заливом Катаока была нестабильной, в мгновенье ока густой туман мог накрыть аэродром. Пожалуй, самым опасным врагом для 203-й эскадрильи была погода.
Командный пункт на аэродроме Катаока. На наблюдательной вышке фонарь, обозначающий местоположение пункта в ночное время, а также сигнальная система оповещения (“ревун”) ручного управления. Назначение установки, напоминающей циферблат, точно определить невозможно, вероятно, для обозначения текущей обстановки в момент боевой тревоги. На земле - крашеный металлический знак белого цвета, служащий для обозначения направления посадки для подлетающих самолетов (слева он прижат камнями). По ракурсу данной фотографии посадка производилась в направлении справа налево. Обычно для этого использовали знаки из ткани, но судя по виду ветроуказателя (“колдуна”), в данном случае знак сделан из металла из-за сильных ветров.
07 августа 1944 г. Штаб флота северо-восточного фронта переведен на базу в Титосэ. Эта мера была принято после того, как стало ясно, что американские войска захватили Марианские острова и теперь боевые действия будут перенесены на Филиппины. На фотографии запечатлен момент, когда транспортный самолет, на борту которого находится командующий Тодзука, готовится взлететь.Перед зданием штаба собрались люди из числа команды по обслуживанию аэродрома, взмахами рук провожают вылетающий самолет. Самолет на переднем плане полностью покрашен в темно-зеленый цвет, красный круг без белого обода, очевидно, самолет предназначен для использования в ночных условиях.
Противовоздушная оборона о-ва Шумшу осуществлялась зенитными подразделениями особых укрепрайонов Северокурильского фронта. На фото видно 75-мм полевое зенитное орудие типа 88, укрытое маскировочной сетью. В то время это было основное зенитное орудие на вооружении сухопутных войск. Очевидно, это орудие передано из сухопутных войск военно-морским силам. Место съемки фотографии - возвышенность в районе Бэттобу-нума.
Генерал Тодзука и офицеры штаба с инспекцией передвигаются по озеру Бэттобу-нума на 15 метровом деревянном мотоботе. С началом войны спрос наподобные суда очень возрос,но не хватало металла на их производство. Чтобы решить эту проблему все судоверфи Японии, включая маленькие, были мобилизованы на производство таких мотоботов из дерева. Производство прекратилось ко второй половине 1942 года; было выпущено более 1000 экземпляров. Поскольку эти суда были по сути расходными, они довольно быстро исчезли из обихода, что делает данный фотоснимок очень редким и ценным экземпляром.
Командир особого укрепрайона Северокурильского фронта генерал-лейтенант Кубо Кудзи (久保九次) и командующий Тодзука. Оба генерала являются выпускниками 38-го потока военно-морского училища, но с началом боевых действий генерал Кубо был назначен командиром особого укрепрайона, с генералом Тодзука, который занимался вопросами авиации, пересекаться не приходилось. Однако теперь судьба свела их вместе на Севере. В своих воспоминаниях генерал Тодзука вспоминал генерала Кубо как близкого однокашника.
Командующий Тодзука на Курильских островах. Рядом с ним командир 1-й воздушной дивизии сухопутных войск генерал-лейтенант Харада Уитиро (原田宇一郎). Штаб 1-й авиадивизии располагался в Саппоро, в последующем был переведен в Обихиро. Дивизия обеспечивала противовоздушную оборону Курильских островов, Сахалина, Хоккайдо, Аомори. Позже генерал-лейтенант Харада был переведен на должность начальника штаба 2-й воздушной армии в Маньчжурии. В 1956 г. вернулся в Японию из сибирского плена.