А вот интересное, и даже несколько необычное для наших медвежьих углов на краю света. Японские узкоколейные локомотивы Shinagawa Kato Works (SKW) в варианте для флота. На островах, конкретно на Шумшу, Парамушире и Матуа, а может быть и на других тоже, пока лично не видал, в районах базирования флотских частей (и не только) имелась широко развитая сеть узкоколейных железных дорог, по которым и катались такие вот няшные паровозики, преревозя различные полезные для военно-морского флота вещи.
Узкоколейкой пользовались многие, ведь гораздо легче при отрывании очередной секретной военной пещеры не таскать вынутый грунт корзиной на горбу, а использовать тележки, кинув пару рельс. Сами локомотивы/мини-поезда/мотодрезины, как их только не обзывали, использовались в районах аэродромов и у позиций береговой обороны. В остальных местах разнотипные "вагончики" личный состав при необходимости передвигал с помощью своих сильных рук. Как результат, множество оставшихся узкоколейных ж/д путей, в том числе и уходящих в мрачную глубину подземелий, большей частью заваленных, валяющиеся по кустам остатки мотовозов и воспомининия старожилов о том, что когда-то, очень-очень давно, всё это дело ездило и работало, создали легенду острова Шушму (одну из многих) о "метро" под землей, стоящих там японских тепловозах и прочей хреноте, которой любят кормить некоторые хитрые аборигены доверчивых туристов.
В 2014 году несколько штук подобных паровозиков ( по моему два) было вывезено экспедицией МО РФ в Москву
Гуам, аэродром на полуострове Ороте, октябрь 1944 года. Локомотивы, похоже, использовали в качестве перекрытия для огневых точек.
Еще одно фото локомотива Kato, ставшего трофеем американцев.
А это реконструированные мотовозы Kato Works, Япония префектура Тотиги, город Насукарасуяма. Восстановлены сообществом Nakagawa seiryu tetsudo hozonkai (那珂川清流鉄道保存会), что-то вроде "железнодорожного общество сохранения".
Вес у них был три тоны, были они с движками двух типов, дизельные двигатели и автомобильные, бензиновые, типа "Форд-А", четырехцилиндровые, поэтому агрегаты имели в названии буквы GL (бензиновый) и DL (дизельный). На фото выше слева GL, справа DL. В нашем варианте, если "морды" радиаторов не врут, мы будем иметь дело с моделью под автомобильный движок.
Как все это добро выглядело на дикой природе в естественных условиях. Фото 2014 года, район озера Бетоби, Шушму. Там японцы к 1943 году устроили гидроаэродром, построив плотину и таким образом повысив до приемлимого уровень воды в водоёме. Аэродром обслуживали, в том числе и подобные локомотивы, доставляя прямо к самолётам всё необходимое.
После того, как несколько локомотивов перевезли вертолетом на аэродром Катаока (Байково) для последующей погрузки на борт килектора.
До сих пор является загадкой, на кой, собственно, черт эти мотовозы вообще вывозили с острова. Как образцы боевой техники они не подходят категорически, непонятно, какой музей согласится их взять и кто будет их восстановливать. То есть получается, увидели, выпучив глаза схватили и поволокли, не задумываясь о последующих действиях. Вероятно, они так и валяются по сей день на площадке в Монино...
Колесные пары от платформ узкоколейки.