Немного информации по Курильской десантной операции. Так как наши краеведы особо не спешат с такими вещами, попробовал сделать сам.
Короткая справка по ДС, участвовавших в десанте.
В составе отряда ТР ТР и высадочных средств входил 5-й ОДДС (отдельный дивизион десантных судов).
Командир дивизиона капитан 3 ранга А. М. Верещагин.
Начальник штаба 5-го ОДДС капитан-лейтенант Б. В. Казенный.
Помощник командования дивизиона - начальник распределительно-строевой части капитан И. Ф. Лаврухин.
Замполит 5-го ОДДС капитан-лейтенант К. Ф. Бабич.
В составе дивизиона 16 плавединиц, десантных судов (ДС), переданных по ленд-лизу, Landing Craft Infantry Large (LCI(L)).
В соответствии с организационным приказом №001 штаба Петропавловской военно-морской базы ТОФ от 15.08.1945 в отряд ТР ТР и высадочных средств входило 15 ДС (1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 43, 46,47, 48, 49, 50), но в реальности их было 16 (был добавлен ДС 2).
При этом состав дивизиона изначально был 15 плавединиц, но в августе ему был придан ДС-43 (LCI(L)-943), 4-й ОДДС, находившийся тогда в Петропавлоске-Камчатском на ремонте.
Составил список десантных судов дивизиона с именами их командиров и помощников, тех, которые удалось найти. Поэтому по именам он пока что не полон.
Этот список может отличаться от уже существующих, так как в наших документах и схемах имеются ошибки в нумерации ДС. Поэтому сверял по нескольким спискам, схемам и штатовским ресурсам.
Также, все ДС имеют два номера, наш порядковый оперативный, и бортовой американский номер.
Т.е. к примеру ДС-1 (LCI-672).
Список:
ДС-1 (LCI(L)-672), флагман дивизиона. Командир старший лейтенант Б. К. Царьградский, помощник командира лейтенант И. И. Пермяков.
ДС-2 (LCI(L)-522), командир лейтенант Леонид Сафронов, помощник лейтенант Евгений Кашинцев.
ДС-3 (LCI(L)-523), командир лейтенант А. Г. Черноков.
ДС-4 (LCI(L)-524), командир лейтенант Титов
ДС-5 (LCI(L)-525), командир лейтенант А. Н. Котляр, помощник лейтенант Степанов.
ДС-6 (LCI(L)-945), командир лейтенант А. М. Грицак.
ДС-7 (LCI(L)-527), командир старший лейтенант Золотоног
ДС-8 (LCI(L)-521), командир лейтенант И. Д. Яструб, помощник лейтенант Б. И. Орлов.
ДС-9 (LCI(L)-554), командир лейтенант В.П. Гурьев.
ДС-10 (LCI(L)-557), командир лейтенант Кузнецов
ДС-43 (LCI(L)-943), командир старший лейтенант Г. С. Бакин, помощник лейтенант Г. В. Шилифост.
ДС-46 (LCI(L)-526), командир сарший лейтенант В. А. Ширяев, помощник командира лейтенант Сергей Баглаев.
ДС-47 (LCI(L)-671), командир старший лейтенант Ю. И. Ибрагимов.
ДС-48 (LCI(L)-551), командир лейтенант Алексанов
ДС-49 (LCI(L)-946), командир лейтенант Сухуров
ДС-50 (LCI(L)-666), командир старший лейтенант М.Л. Ширяев
Потери 5-го ОДДС в десантной операции:
ДС-1 (LCI(L)-672)
ДС-5 (LCI(L)-525)
ДС-9 (LCI(L)-554)
ДС-43 (LCI(L)-943)
ДС-47 (LCI(L)-671)
Более подробно.
ДС-1 (LCI(L)-672)
(источник - В.С. Акшинский, Курильский десант)
"Отважно действовал тогда боевой экипаж десантного судна ДС-1 (672). При очередном рейсе с воинами от грузового транспорта к берегу корабль получил несколько попаданий вражеских снарядов, в том числе в ходовую рубку. При этом был ранен в обе ноги командир корабля старший лейтенант Б. К. Царьградский, осколком снаряда тяжело ранен командир 5-го ОДДС капитан 3 ранга А. М. Верещагин, на судне начался пожар. Командование кораблем взял на себя помощник командира лейтенант И. И. Пермяков. Вместе с замполитом дивизиона капитан-лейтенантом К. Ф. Бабичем он обеспечил завершение высадки, четко организовал аварийно-спасательные работы. Когда он увидел, что огонь подбирается к ящикам со снарядами, Пермяков попытался потушить их водой из аварийного шланга, но он оказался перебитым. Тогда Пермяков, несмотря на ожоги, выбросил ящики за борт. Самоотверженно действовали в это время все члены экипажа, поддерживая жизнедеятельность и плавучесть корабля.
Вышестоящее командование высоко оценило подвиг экипажа ДС-1 (672). Весь его личный состав был отмечен правительственными наградами. Офицеры К. Ф. Бабич, А. М. Верещагин, И. И. Пермяков, Б. К. Царьградский были удостоены орденов Красного Знамени, старшина группы мотористов Т. Л, Панкрашев награжден орденом Отечественной войны II степени.
В условиях ожесточенного боя, при тяжелом ранении А.М. Верещагина командование дивизионом десантных судов принял на себя начальник штаба 5-го ОДДС капитан-лейтенант Б. В. Казенный, который возглавлял переходморем группы судов с главными силами десантных войск. Он четко и решительно руководил боевыми действиями и обеспечил успешное завершение высадки наших воинов со всех десантных судов дивизиона. За мужество и отвагу Б. В. Казенный, как и его командир, был награжден орденом Красного Знамени. Такой же высокой награды был удостоен боевой помощник командования дивизиона - начальник его распределительно строевой части капитан И. Ф. Лаврухин."
В результате многочисленных попаданий японских снарядов, повлекших взрыв топливных систем ДС полностью выгорело. После окончания боев ДС было прибуксировано в бухту Катаока и поставлено, для последующего осмотра водолазами, на отмель с затопленными кубриками, форпиком и машинным отделением. Его остатки до сих пор находятся на том же месте.
Полузатопленный ДС-1 (LCI(L)-672) на отмели у ВМБ Катаока (Байково)
ДС-5 (LCI(L)-525)
(источник - В.С. Акшинский, Курильский десант)
"В иных случаях, когда на десантном судне создавалось критическое положение, его экипаж до последней возможности сражался за спасение корабля и вел бой с противником. Именно так действовали моряки ДС-5 (525), возглавляемые старшим лейтенантом А. Н. Котляром и его помощником лейтенантом Степановым (оба награждены орденами Красного Знамени). Они под огнем противника, хотя и с потерями, успешно завершили высадку десантников, но при отходе от берега судно получило новые пробоины. Аварийно-спасательные команды делали все возможное, но вода прибывала и затопила машинное отделение. Застопорились двигатели, погас свет, прервалась связь с ходовым мостиком. Начался пожар. Тонущий корабль сел на грунт, кубрики и отсек оказались затопленными, но моряки продолжали cражаться на средней и верхней палубах. Стреляли по врагу пять крупнокалиберных пулеметов. Все их расчеты погибли.
В этой критической обстановке командир корабля приказал поставить дымовую завесу, и под ее прикрытием всем находившимся в строю, вместе с ранеными, добираться до берега. Уцелевшие при этом влились в состав десантников и отважно сражались. Так, например, матрос этого судна Виктор Смирнов, подкравшись к группе японских солдат, бросил в них гранату. Часть самураев была убита, а 12 сдались в плен. За мужество иотвагу храбрый моряк был награжден орденом Красного Знамени. Классный моторист главстаршина В. П. Сергеев возглавил группу десантников и вместе с ними взорвал японский дзот, уничтожив при этом 17 солдат противника (награжден орденом Красной Звезды). Матрос В. С. Поляков, храбро сражавшийся на берегу, вскоре был зачислен в экипаж другого корабля и в его составе участвовал в освобождении островов Курильской гряды. Его считали погибшим, по вскоре он вернулся в свой боевой экипаж. За мужество и отвагу его наградили медалью Ушакова."
(источник - воспоминания участника Курильского десанта Василия Сергеева)
"Нас в машинном отсеке - пятеро. Сейчас мы находимся у вахтенного столика: Витя Смирнов управляет дизелями, ему 18 лет, он комсомолец из Костромской области. Рядом старшина 2-й статьи Николай Жуков, ему 28 лет, он из Хабаровска, Тут же Петр Давыдов, сибиряк, и ему 18 лет, а рядом со мной старший матрос Жиряков из Ленинграда.
В машинном отделении не слышно шума и топота ног на верхней палубе, и если бы не визг главных дизелей да не шум гребных винтов, то можно подумать, что корабль без людей. «Ну что, друзья! - воскликнул я, стараясь пересилить шум двигателей, - затянем «Варяга»?». И все как будто бы давно ожидали, начали: «Наверх вы, товарищи, все по местам, последний парад наступает, врагу не сдается наш гордый «Варяг», пощады никто не желает!».
И тут словно в такт нашей песне, сначала где-то далеко и тут же над нами, раздался оглушительный лязг металла. Кого-то с ног свалило, кого-то толкнуло так, что он навалился на заглохший дизель, а Витю Смирнова взрывной волной свалило на пол, он потерял сознание.
На судне сыграли тревогу, и началась борьба за жизнь людей и корабля. Привожу в чувство Витю Смирнова, даю команду: «Заделать пробоину у левого борта!». И снова пробоина за пробоиной. Из них хлынула забортная вода. От разрыва снаряда вздрогнули дизеля и заглохли, пробита цистерна с горючим, вспыхнул пожар.
Я и старший матрос Жиряков ведем борьбу с пожаром. Жуков и Давыдов борются с забортной водой. Идем на одном блоке работающих дизелей. На какое-то время удалось запустить второй блок дизелей, но ненадолго. Снова от взрыва вздрогнули все 8 и заглохли. Корабль неподвижен, вода неумолимо затопляет машинный отсек, не успеваем заделывать пробоины. Кончаются средства по их заделке. Николай Жуков старается своим телом преградить струю забортной воды. Я и Жиряков выбегаем на верхнюю палубу - доставать аварийный материал. На палубе рвутся снаряды, возникают очаги пожара, уйма раненых и убитых десантников и моряков.
Вижу, на корме вспыхнула бочка с горючим, и эту бочку изо всех сил, сам охваченный пламенем, старается кто-то опрокинуть за борт. Пока я пробирался до него, этот смельчак вместе с бочкой полетел за борт. Я лишь успел ему бросить спасательный круг. Потом, когда помог ему забраться на борт, узнал, что это был матрос Юра Таравакин, комсомолец, сибиряк. Ему только на днях исполнилось 18 лет. Он был на этом судне мотористом.
Мы со старшим матросам Жиряковым с материалами направились в машинное отделение, встретили старшину 2-й статьи Денисова. Мы решили вместе поставить дымовую завесу на палубе, где находилась дымаппаратура. Я начал запускать ее, но вдруг рядом разорвался снаряд. Меня взрывной волной отбросило к кормовой якорной лебедке. Я ударился об нее и потерял сознание.
Когда пришел в себя, глянул в ту сторону - дымаппаратуры уже не было, а возле надстройки лежат насмерть сраженные старший матрос Жиряков, старшина 2-й статьи Денисов, а комсомольцу Юре Таравакину боцман Мальцев оказывает помощь.
В машинном отделении все было разрушено, погас свет, помпы не работали. Вода подпирала нас к потолку. Связь с ходовым мостиком уже давно была потеряна. Видя, что корабль вот-вот погрузится в морскую пучину, даю команду на выход на верхнюю палубу.
Пытаемся открыть выходной люк, но он чем-то прижат. С большими усилиями все вместе приподняли крышку, дали возможность Петру Давыдову выбраться, и он освободил ее от груза. Это были тела десантников, сраженных разрывами снарядов.
На верхней палубе мы никого из экипажа корабля в живых не нашли. Увидели, как в носовой части возле изуродованных трапов скопилось десятка полтора раненых солдат-десантников, им оказывала помощь женщина-врач в военной форме. От них мы и узнали, что тяжело раненный командир корабля лейтенант Котляр дал команду экипажу покинуть гибнущий корабль, забрать раненых и добираться до берега. Был тяжело ранен и помощник капитана - лейтенант Степанов.
А нас, кто был в машинном отделении, все считали погибшими.
Мы помогли оставшимся на корабле раненым десантникам соорудить из подсобных средств плотики, и они на них поплыли к берегу."
(источник - статья с воспоминаниями участника Курильского десанта Юрия Гавриловича Захаровского)
"...Десантному судну, на котором находился рядовой Юрий Захаровский, удалось приблизиться к берегу только на 50 метров. В корабль попал снаряд, выведший из строя машинное отделение. В трюме, где находился 1-й батальон, погас свет. «Темно, ничего не понятно, сверху доносится канонада», - вспоминает очевидец тех далёких событий. Вдруг страшный грохот и скрежет металла - в стенку попал снаряд. Из дыры с рваными краями потянуло холодом и сыростью. Появились раненые и убитые. Тут же была отдана команда высаживаться на берег. Бойцы поднялись в кают-компанию.
Команда стала искать плавсредства. «Моряки работали очень слаженно», - отдаёт им дань Юрий Гаврилович Захаровский. Команда спустила плот, но его разорвало очередным снарядом. Моряки стали бросать в воду пустые бочки. В конце концов им удалось протянуть трос с носа десантного судна на берег.
«Мы с начальником радиостанции сержантом Пшеничниковым прошли в носовую часть. Пока раздумывали в каюте, что делать дальше, его ранило очередным снарядом, а я оглох. Он тянет меня за собой, а я ничего не слышу. Новый снаряд разорвался на борту. Теперь меня ранило в ногу. Сам сделал перевязку. Судно вспыхнуло. Огонь с большой скоростью распространялся по корабельной обшивке. Я понял, что надо плыть к берегу», - вспоминает Юрий Гаврилович... "
(источник - А.М. Грачев Курильский десант.(Из блокнота военного корреспондента))
"...Наконец, я на флагманском корабле. В штабе напряженная, но спокойная работа, ни одного лишнего слова, в оперативном отделе осторожно, чтобы не помешать, прошу направить на передний край. Десант уже продвинулся на полтора километра первого острова. «Капитан, прихватите с собой корреспондента», - приказывает начальник оперативного отдела. Садимся в ялик, за веслами молоденький матрос, как и у тех ребят, глаза воспалены, видно, давно не спит, но лицо прямо-таки все светится, расплывается в улыбке, когда начинаю расспрашивать его об участии в боевой операции.
«Хотите посмотреть на наш сожженный корабль? - спрашивает матрос. - Нам по пути». Скоро в тумане вырисовывается надпалубная надстройка десантного судна. Матрос подводит к нему ялик. Впервые мертвецов я видел в детстве - зарубленными или покойников в гробу, а тут - обгорелые трупы, шпалерами лежащие на палубе полузатонувшего корабля. Вот она, война!..."
Получив большое количество попаданий 75 мм снарядов и мин судно загорелось и село на грунт в районе места высадки, недалеко от берега у мыса Котомари.
Затонувшее ДС-5 (LCI(L)-525), на заднем плане видны мыс Котомари и остов танкера "Мариуполь".
ДС-9 (LCI(L)-554)
В результате обстрела, получив множество попаданий ДС загорелось, лишилось хода и осталось на пляже, где проходила высадка, в районе мыса Такеда. Судно горело около двух дней, вся материальная часть вышла из строя. Почти весь экипаж вместе с командиром погиб. Остатки корпуса ДС до сих пор лежат на пляже Такеда, замытые в песок.
Выгоревший корпус ДС-9 (LCI(L)-554) на месте высадки десанта. На заднем плане лежащее на берегу ДС-43 (LCI(L)-943)
ДС-43 (LCI(L)-943)
(источник - В.С. Акшинский, Курильский десант)
"В дальнейшем моряки ДС-43 (943) под огнем противника обеспечили полную высадку десантников, но сами понесли большие потери. Смертью храбрых погиб их командир старший лейтенант Г. С. Бакин.
Но раз уж мы упомянули это десантное судно, скажу что оно подверглось тогда очень сильному артобстрелу противника, получило ряд пробоин, в том числе и ниже ватерлинии, потеряло управление. Из строя вышли машины, возник пожар. Под тяжестью хлынувшей в пробоины забортной воды корабль стал оседать на грунт. Сильной волной его выбросило на отмель. Однако отважные моряки-тихоокеанцы продолжали борьбу за живучесть корабля. Под огнем противника умело руководил боевыми действиями помощник командира корабля лейтенант Г. В. Шилифост, а спасательными работами - техник-лейтенант Н. И. Брагинский. Вместе с ними личным примером воодушевляли своих боевых товарищей старшины Богомазов, Пономарев, Томазов, краснофлотцы Михаил Исаков, Виктор Покидышев, Михаил Савинов, Александр Сухарев, комендор Иван Андрощук. Последний, будучи раненным, стрелял по вражеским амбразурам из крупнокалиберного пулемета трассирующими пулями и тем самым указывал цели нашим кораблям артиллерийской поддержки. Но силы были далеко не равными, и нашим героям пришлось покинуть корабль, унося с собою раненых. Там, на берегу, кто смог, влился в строй сражающихся. Всего же из 27 членов боевого экипажа ДС-43 (943) осталось тогда в живых только 8 человек. Все они - живые и погибшие - были представлены к правительственным наградам. Орденом Отечественной войны II степени посмертно был награжден старшина 2 статьи И. С. Андрощук, орденами Отечественной войны I степени - также посмертно-командир корабля старший лейтенант Г. С. Бакин и молодой парторг корабля, рождения 1918 года, командир отделения сигнальщиков, старшина 1 статьи Н. Ф. Пономарев."
(источник - Григорий Васильевич ШИЛИФОСТ, помощник командира ДС 43 (943))
"С рассветом вошли в 1-й Курильский пролив. Здесь также был туман.
Во втором эшелоне высадки наш корабль был головным, и когда мы подошли к берегу, где тумана не было, весь огонь японской артиллерии сосредоточился по нашему кораблю. Позже матросы, оставшиеся в живых 9 человек, насчитали свыше 30 пробоин в корабле. Один из первых снарядов попал в машинное отделение, вызвав пожар.
Получив такое количество повреждений, загорание в машинном отделении, загорелся и весь корабль. Потеряв из 27 человек экипажа 18 убитыми и ранеными, корабль не мог отойти от берега, и тушить огонь было некому.
Так, выполнив боевую задачу, корабль погиб. Я был ранен и взрывной волной выброшен за борт. Матросы вытащили меня на берег, санитар сделал перевязку. От большой потери крови я потерял сознание. На следующий день меня доставили на госпитальное судно «Менжинский», где была сделана операция. Потом отправили в госпиталь Петропавловска, который размещался в одной из школ в центре города.
Следует отдать должное матросам и старшинам корабля, которые с таким стремлением рвались бой: для большинства он стал последним. Погиб и командир корабля старший лейтенант Глеб Сергеевич Бакин. Похоронен он был по морскому обычаю вместе с другими матросами и офицерами - в море на траверсе бухты Русской (тогда Ахомтен). Всего в море, с борта госпитального судна «Менжинский», было похоронено около 50 человек."
В результате сильнейшего обстрела противником судно загорелось, потеряло ход и не смогло отойти от берега. Горящее ДС осталось на отмели у пляжа, на месте высадки. Вся материальная часть полностью сгорела. Его корпус до сего времени находится на пляже, полностью замытый в песок.
Полузатонувший ДС-43 (LCI(L)-943), на отмели у берега, где произошла высадка десанта.
Утро 18 августа 1945 г. Горят ДС-9 (цифра 2) и ДС-43 (цифра 3). Цифрой 4 обозначен маяк на м. Кокутан. Небольшой выступ берега левее от ДС - мыс Такеда, где были расположены хорошо укрытые огневые позиции японских ПТО, простреливавшие пляж и водную гладь перед ним.
ДС-47 (LCI(L)-671)
(источник - В.С. Акшинский, Курильский десант)
"Трагически сложилась в то время судьба ДС-47 (671) и его экипажа (командир-старший лейтенант Ю. И. Ибрагимов). Отважно действуя под огнем противника, моряки этого корабля успешно высадили передовой отряд (группу захвата) второго эшелона десантных войск, но японская артиллерия не дала им отойти в безопасное место. Вражескими снарядами была разбита кают-компания, матросский кубрик, выведены из строя ходовые двигатели, динамо-машины. Погас свет, загорелся apтпогреб. Чтобы предотвратить взрыв, его пришлось затопить.
Большое количество воды проникло в трюм и через пробоины в бортах, но её не было возможности откачивать, так как вышли из строя насосы, помпы, шланги. Корабль все более кренился и оседал.
Смертельно раненный командир корабля приказал выходить на берег, забрав с собой всех раненых. Тут же он скончался. Добираться до суши многие уже не могли. Организатором их спасения стал моторист, старшина 2 статьи Н. Ф. Емельяненко. Он спустил на воду спасательный ботик и две пустые закупоренные бочки, из которых предварительно слил машинное масло. Захватив автомат. ракетницу и ракеты, он последним покинул корабль Ботик был перегружен, и большинство раненых, находясь в воде, лишь держались за него.
Вначале отважные моряки двинулись к берегу, но их обстреляли японцы. Пришлось отдаться на волю течению которое все дальше сносило их в Охотское море. Лишь к вечеру они увидели наш сторожевой корабль «Киров», и Емельяненко просигналил ему ракетами. Их заметили и пришли на помощь. Однако у плотика и пустых бочек осталось совсем немного обессилевших моряков - остальные погибли. В горячей боевой обстановке их поднимали на борт, спуская на плотик выброску, на которую Емельяненко крепил очередного своего товарища. Последним подняли его самого. За мужество и отвагу в бою и спасение раненых моряков Николай Федотович Емельяненко был .награжден орденом Красного Знамени."
ДС попала под интенсивный обстрел японской артиллерии, получило множество попаданий в носовую часть, был затоплен форпик и десантные кубрики. Судно перевернулось и затонуло, примерно северо-восточнее мыса Кокутан.
Списки погибщих моряков 5-го ОДДС и 4-го ОДДС (ДС-43 (LCI(L)-943))
Послевоенный снимок, где-то начало пятидесятых. Место высадки, пляж Такеда. Фото сделано с мыса Такеда.
Видны остовы десантных судов, оставшиеся на пляже с высадки на остров. В воде ДС-5, далее на берегу ДС-9 и ДС-43. Вдали виден мыс Кокутан и остатки взорванного маяка.
.