Удивительное дело - люди стремятся вечно жить. Точнее сказать, «не умирать дольше». На закономерный вопрос «Зачем?», в ответ всегда палитра эмоций от недоумения и непонимания, до раздражения в духе «это же очевидно!».
Крионика, генная инженерия, евгеника, трансгуманизм и теории постчеловека, «Uploading», герметические учения - осознанное устранение таких вещей как старение и умирание, так или иначе ведущее к сценарию
«Руки Ориона», никогда не перестанет соблазнять лучшие умы человечества. Искушение навсегда избавиться от страха забвения, вечное паническое бегство от неизбежности, причиной тому всегда одно и тоже - каждый боится умереть. Из-за непонимания ли, неоконченных дел, «следа в истории», или почему-то еще, но для любого нормального человека отсутствие готовности умереть, естественно, и находится в порядке вещей.
Не буду спорить с основным тезисом философии H+ о том, что человек несовершенен и не является венцом творения, то есть последним звеном эволюции. Правда в нём используется очень своеобразное понимание совершенства. И общее, и частное понятие совершенства подразумевают под собой отсутствие путей к дальнейшему развитию, «верхнюю планку», когда достигнут абсолютный идеал и двигаться некуда. В трансгуманизме совершенство символизирует технологическая сингулярность, когда скорость развития техники, растущая по экспоненте, достигнет максимума и новые открытия будут совершаться мгновенно, одно за другим. Как следствие, дальнейшая судьба цивилизации будет стремиться ко всеобщей сингулярности, «совершенству жизни в принципе». Не важно сколь долгим, или наоборот, скоротечным, может быть этот процесс, результатом будет только одно - при достижении совершенства, развитие остановится. В определенный момент, уже никто не вспомнит элементарную истину о том, что Жизнь - это вечное развитие. С потерей страха смерти, навсегда исчезнет чувство времени, пропадут любые стимулы к жизни. Что вообще останется от жизни? Верно, от жизни останется совершенство. Человек поприветствует совершенное ничто.
И ведь этого никто не боится: напротив, направляют на это все силы. Жизненный тупик. Дорога в один конец. Речь идёт даже не об этической точке зрения, а о здравом смысле. Как бы ни были растянуты во времени эти события, этот абсолют есть главная кривая дорожка в нашей истории. А между тем, ключевое противоречие неизменно остается за кадром. Оно выражается в вопросе: а почему стоит ставить жизнь важнее смерти?
После осознания того, что жизнь и совершенство это диаметрально противоположные понятия, этот вопрос уже не кажется настолько глупым, а ответ на него очевидным. Но чтобы точно ответить на него, нужно для начала понять - что же тогда смерть? Представить себе жизнь легко: в данный момент все мы дышим, чувствуем биение сердца, едим, испытываем эмоции, мыслим, существуем. Это состояние для нас в целом комфортно, мы стараемся его сохранить. Представить смерть для нас невозможно, так как попросту нет способа выяснить что происходит когда кончается жизнь. Поэтому, элементарным анализом, конец жизни воспринимается как выход из комфортного состояния,.. во что? В неизвестность? Вот именно, мы не можем судить о процессе, пока он выходит за рамки сознания.
Что ж, тогда обратимся к тому, с чем можно иметь дело более наглядно. Простой пример: когда на поздней стадии эволюции звезды, заканчиваются основные термоядерные процессы и израсходованы топливные запасы, можно говорить о завершении её жизненного цикла - но от этого звезда никуда не исчезает. Она останется в виде белого карлика, нейтронной звезды, или чёрной дыры; даже если вспыхивает сверхновой. Звезда переходит в другое состояние. Суть сравнения уже ясна, но я прибегну к еще одной метафоре. Жизнь личинки, или гусеницы, незатейлива и комфортна в своей простоте - расти и жить, чтобы есть; и наоборот. Но как только личинка превращается в куколку, она добровольно прекращает своё существование, чтобы череда метаморфоз высвободила совершенно новое, иного рода существо - бабочку. Роли не играет то, что их существование не самоцель, а переходное состояние.
Если естественность процесса смерти, как и в аналогиях, не вызывает сомнений, тогда ничто не мешает представить течение и конец жизни, не как самостоятельное явление, а в виде части более широкого и длительного процесса. Некий переходный промежуток, можно сказать «подготовка». В этом сценарии, относительная ценность жизни и смерти, становится на свои места. Мы не привыкли думать, что эволюция и развитие могут происходить на совсем другом уровне, отдельном от биологической и вообще физической жизни. Таким образом, совершенства настоящей жизни не достичь до тех пор, пока человек самостоятельно упирается, отказываясь принять, и толкая своё развитие в обратную сторону. Невозможно таким путём двигаться вперед так же, как если бы маленькие дети в песочнице решили покорить космос, забравшись на крышу воспитательского дома.
По этой причине, сознательно отказываясь от смерти, продлевая свой век на Земле, человек позволяет себе «довольствоваться малым»; утешая свой страх перед неизвестностью, попытками обмануть самого себя, вкладывая смысл туда, где его нет изначально. Не обязательно считать Землю клеткой, или тюрьмой, откуда непременно нужно высвободиться, - тем не менее, я не вижу объективных причин задерживаться здесь дольше, чем того требуется. Как бы ни был хорош этот мир, такой жертвы он не стоит.