Советские военнопленные (взгляд из Литвы)

Nov 16, 2011 10:11

Перевод статьи с литовского - мой. Прошу прощение за некоторую корявость, не корректировал.



70 лет назад началась так называемая Великая Отечественная Война Советского Союза, и началась она с массовой сдачи в плен советских солдат и офицеров. Руководство было вынуждено выпустить знаменитый приказ 270.



Вторая мировая война нанесла огромный урон цивилизации, унесла миллионы человеческих жизней, уничтожила города и памятники культуры, человечество было привито идеологией жестокости и насилия, которые достались в наследство нескольким следующим поколениям. Но особое место занимает плен. С пленом связаны не только физические страдания и массовая смерть, но и тяжёлая психологическая и моральная травмы, которые переносили военнопленные.



Советская пропаганда сообщала, что в плен попало 36 000 солдат - все остальные считались пропавшими без вести. Суровая правда очень тяжело искала свой путь. Только в 1993 году Российский генеральный штаб сообщил, что во время войны в плен попало 3,3 миллиона солдат. Но, после того, когда посчитали цифры архивов России и Германии (а немцы, как известно более аккуратны в цифрах), выяснилось, что в 1941 году в плен попало 3,4 миллиона солдат, в 1942 - 1,6 миллион, в 1943 - 565 000, в 1944 - 147 000, и в 1945 - 34 000. Всего - 5,75 миллионов солдат и офицеров.

Такого позора человеческая история не знала: на сторону врага массово перебегали элита советской власти - офицеры. Самое позорное для комиссарской власти было то, что в плен сдавались высокие чины рабочекрестьянской армии, включая генералов. Коммунистическая пропаганда не дала никакой пользы в воспитании советского патриотизма.



Должны были умереть, но не сдаваться.

Из 4 миллионов сдавшихся в плен в первый год войны, половина была пассивные перебежчики, которые только и мечтали о том, чтобы перебежать, и с оружием в руках сражаться против Сталина и коммунистической диктатуры.

Во время советско-германской войны, плен приравнивался к предательству и позору. Попасть в плен ровнялось дезертирству. Большинство военнопленных, вернувшись на Родину попало в советские концлагеря. Выжившим в плену всю жизнь потыкали - “должны были умереть, но не сдаться”.

Сдача в плен в царской России были очень редкими случаями. Как сообщает официальная статистика, с 1700 по 1904 год, массовой сдачи в плен не было вообще. Всё поменяла первая мировая война. Печально знаменитая 2-ая армия, в 1914 году потеряла пленными 135 000 солдат. После государственного переворота 1917 года, во время Гражданской войны, массовые переходы красных к белым, и наоборот, стали обычным явлением.

Скорее всего, диктатор советской России Иосиф Сталин, знал из собственного опыта, что насилие, и в мирной жизни, и на войне, куда лучший метод, чем лубочный советский патриотизм. Самый жестокий и абсурдный его указа его империи, должен был выполняться без обсуждений. И это касалось всех - от маршалов до рядовых, которые чётко понимали, что пули немецкого пулемёта могут в тебя не попасть, а вот свои точно не промахнуться. В первые дни войны, случаи массовой сдачи в плен стали настолько частыми, что уже 16 августа 1941 года руководства армии было вынуждено издать приказ 270. По этому приказу, было указано уничтожать всех попавших в плен - “всеми силами, сухопутными и воздушными, а семьи сдавшихся красноармейцев лишить какой либо помощи”. Приказ был подписан Сталиным, Молотовым, Буденным, Ворошиловым, Тимошенко, Шапошниковым и Жуковым. Приказ был адресован всем членам ВКП(б), кандидатам, секретарям райкомов, республиканским ЦК. Приказ не был опубликован, но должен был зачитан во всех эскадронах, ротах, батальонах, эскадрильях и штабах. По стилю написания и содержанию, можно делать вывод, что документ писал САМ.

По 270-ому приказу, каждый военный, в не зависимости от звания, был наделён полномочиями требовать от высшего по званию, в случае если высший по званию находится в окружении, сражаться до последней возможности и пробиваться к своим. Трудно представить ситуацию, когда младший офицер что-то требует у генерала…

Генерал Ленинградского франта Георгий Жуков, выполняя капризы диктатора пошёл ещё дальше: 28 сентября в шифрованной телеграмме сообщил своим подчинённым, что семьи всех сдавшихся в плен бойцов будут расстреляны, и сдавшиеся в плен, в случае возращения на родину, тоже будут расстреляны. Исполняя этот приказ дословно, расстреляны должны были быть даже младенцы! Слуги тирана, над которыми постоянно висел домоклов мечь за неудачи в войне, были ещё более жестоки чем их хозяин. Своими приказами советские комиссары переплюнули своей жестокостью самого Чингисхана, который казнил десятерым из отряда дезертировавшего. Но даже ему не пришло в голову казнить семьи труса.

Только в Сталинградской битве, за попытку сдаться в плен, было расстреляно 13,5 тысяч солдат и офицеров. И это свидетельствует не столько об уровне деморализации Красной Армии, сколько о размахе террора.

Все пленные - предатели.



Реагируя на сталинский приказ за номером 270, немецкая пропаганда напечатала много достаточно объективных статей. Одна из них, от 10 мая 1942 года, напечатанная в газете “Die Frinte” под названием “Военнопленные - враги. Как Сталин обращается со своими солдатами”. В статье написано: “Советы всех военнопленных считают предателями. Они (советы) отказались подписывать международные конвенции, которые подписали все культурные нации. У Советов не существует обмена тяжелоранеными. Нету почты для связи с родными из плена. Советское руководство боится, что оказавшись на другой стороне от социального рая, солдаты вернуться в СССР и поймут всю ложь большевиков”.

Немцы толерантно относились к сдающимся в плен русским: каждому перешедшему на сторону немцем, обещали не предоставлять статус пленного, создать приличные условия жизни, обеспечить хорошей пищей и вывезти в тыл. Раненым была обещана медицинская помощь. Каждому добровольно сдавшемуся было предложено 7 дней на выбор: вступить в РОА, в одно из национальных освободительных подразделений, добровольцем в тыловые структуры, либо работа по специальности. После войны всем был обещан возврат на родину.

В той же Германии взгляд на проблему своих военнопленных был другим. Например, генерал-фельдмаршал Роммель, издал указ, по которому в случае безвыходной ситуации предписывалось сдача в плен, и сохранение своей жизни (а не материальных ценностей), для последующего служения родине.

Американским военнопленным считался стаж службы. По возращению из плена они награждались медалями за выдержку, за то что выжили и сохранили себя для семьи и родины.

28 июля 1942 года, Сталин подписал знаменитый приказ 227, широко известный под названием “Ни шагу назад”, который запрещал любое отступление под страхом расстрела. Только в 1957 году этот приказ был отменён. Только в уставе армии СССР осталась фраза “плен - позор”. До 1 января 1997 года действовала статья уголовного кодекса “Добровольная сдача в плен”, по которой полагалась высшая мера наказания - расстрел.



Неправильная политика Гитлера, вот что принесло ему поражение в войне, не смотря на первоклассную военную организацию. Его поражение в войне с СССР было политическим, а военное поражение последствие поражения политического. Гитлеровская политика (часть военнопленных содержалась хуже животных, сохранённые колхозы, поведения представителей высшей расы на занятых территориях и т.д.), показала, что немецкая власть ни чем не лучше советской.

Лучше всего об этом сказал генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан: “Гитлер умудрился сплотить всех русских под знамёнами Сталина”. Если бы не проигрышная расовая политика Гитлера, то Сталина не спасла бы ни миллионная армия, ни талантливые генералы. Не помогли бы никакие приказы, включая 270.

Оригинал на литовском

война

Previous post
Up