24 января - 9 марта 1945 года.
Richard Weiser. Дневник вот этого пацанёнка. 19 лет. Защищал Мариенбург (Мальборк) в 1945. Дошёл до своих. Попал в плен 9 мая 1945 года. 5 лет провёл в советских концлагерях. Живёт в Гамбурге.
24 января (среда)
Я был в убежище, когда приблизительно в 16:00 первые два артиллерийских снаряда упали на город. Сразу же была объявлена тревога в замке.
25 января (четверг)
Рано утром отошёл от Kałdowa (пригород на левом, западном берегу реки Ногат) последний поезд с гражданскими лицами. Все более часты сигналы тревоги в замке. В городе слышны звуки боя.
26 января (пятница)
В замок приходит все больше и больше солдат из разных родов войск.
Около 18:00 часовые на крепостных валах сигнализировали о появившихся танках противника. Однако это не были Т-34, а шесть американских Шерманов, известных нам из кинохроник. Они шли на мост без охраны пехоты.
Один из них подошел к воротам Ближнего замка, и здесь был покинут экипажем. Так как он был полностью исправен, наш водитель по имени "PanzerWilli" вызвался ... покататься. Он догнал его до Kałdowa, где закончилось топливо. Остальные Шерманы были уничтожены тут же. Один из зенитки (калибра 88 мм), остальные фаустпатронами со стен. Три из них уничтожил молодой 17-летний солдат. Около 20:00 первая рота вышла из крепости и занял оборону на Młynówka. Русские не заставили себя долго ждать, но все их атаки были отбиты. В тот вечер полковник Brassert лично отмечали наши успехи. На моей позиции он появлялся дважды с винтовкой в руках.
Полковник Brassert. Фактически руководил обороной крепости. Попал в плен в мае 1945 года. 5 лет провёл в советских концлагерях. Умер в 1983 году.
27 января (суббота)
В 3:00 часа ночи, при свете горящих домов, уничтожили три танка Т-34 и самоходку. Расстреливали как на полигоне. Два танка были уничтожены от взрыва боеукладки. Ещё два танка были незначительно повреждены, но сумел сами вывести себя из под нашего огня. В 4:30 мы вернулись в замок. Утром два русских танка уже стояли возле магазина игрушек на Риттергассе, и начали обстреливать юго-восточный край Высокого Замка. Пытаясь таким образом подготовить плацдарм для нападения своей пехоты, но атака сразу захлебнулась. Мы стояли на крепостных стенах. Русские заняли город Мальборк. Это событие было отмечено салютом в Москве.
Защитники Мариенбурга. Все четверо пережили войну.
28 января (воскресенье)
Главная башня была уничтожена (самая высокая часть замка). В церковь попали два артиллерийских снаряда. Десятки моряков там были убиты.
29 января (понедельник)
Все больше и больше войск стягивается к замку. Часть танков мы уничтожили, остальные отступили. Наши «соседи» моряки, пытались прорваться к Гданьску, и это стоило им больших потерь. Их командир также погиб.
Опять Шерманы!!!
30 января (вторник)
Тяжелый обстрел из минометов и артиллерии. Во многих местах горят крыши замка. Также горит город. Во дворе Среднего замка вырыли могилы для погибших солдат. Вечером в подвале Большой Трапезной генерал Раппард отличал тех, кто уничтожил русские танки. Я был среди них.
Генерал Раппард (справа). Командующий обороной Мариенбургской крепости. Попал в плен в мае 1945 года. Повешен в 1946 году в Великих Луках за расправу над партизанами. Приказ о повешенье 80 партизан отдавал не он.
3 февраля (суббота)
Советская пехота на Новой Дороге (Nowej Drodze) со стороны Welschen Garten. Мы сразу же открыл огонь из укреплений. Возможно это могли быть наши, прорвавшие окружение в Kumstgarten Обстрел прекратили. Позже говорили, что это были лётчики. Может быть, хотя до сих пор я не видел таких соединений в замке.
5 февраля (понедельник)
Наша первая рота заступила на охрану мостов. В полночь я пошел в кусты на Ногат, где присел в так называемый "Donnerbelce". Там сидело ещё двое наших. К сожалению, внезапный взрыв снаряда заставил нас натянуть штаны и ринуться к ближайшему убежищу. Там, один из них выматерился: "Черт, даже посрать человеку невозможно спокойно". Это был командир охраны мостов, майор Рогге.
6 февраля (вторник)
Вьюга. Отбили атаку русских с юга. Собственные потери: двое убитых и двое легко ранены.
Мы слышали, что вечером были вылазки из замка в сторону улиц Kratzhammer и Нойштадт.
10 февраля (суббота)
Русские потребовали сдачи до 12:45, 12 февраля. Они утверждают, что в противном случае нас уничтожат полностью.
12 февраля (понедельник)
"Обещанного" русскими нападения не было. Ночью в подвале Большой Трапезной был просмотр фильма «Кольберг». Так как наша рота охраняет мосты, от нас было всего несколько солдат там.
15 февраля (четверг)
Повторная атака из города.
16 февраля (пятница)
Праздник в замке. Полковнику Brassert награждён Рыцарским крестом. Награждены также многие другие солдаты. Выступления. В полночь наша первая рота, был освобождена от охраны мостов. Заменили нас смешанной ротой пехотинцев и моряков. Мы вернемся в замок.
17 февраля (суббота)
Впервые с 5 февраля, "посетил" замок.
К сожалению, изменился до неузнаваемости. Были уничтожены, среди прочего, башня Klesza и восточное крыло Среднего замка, через проём в котором россияне имеют теперь проход во двор замка. Теперь павших хороним за Великой Трапезной. Выносим их через отверстие вырезанное (вероятно, в конце января) в западной стене Среднего замка. В настоящее время это главный вход в замок. Через центральные ворота, возможно пройти только небольшими группами, и то ночью, или по одному, как наш "поставщик".
"Поставщик" это сержант Пол Фогель. Уроженец Пфорцхайм. Ему около 50 лет. Мы называли его "мама роты". Его база была в заброшенном хуторе близ Stogów в Żuławy и ежедневно организовывал поставку продуктов оттуда к мосту в Kałdowo, включая свежее мясо. Время от времени привозил табак, сигареты и алкоголь, который он приобрел за счет обмена с kwatermistrzami других подразделений. В одном из подвалов Przedzamczu находились котлы, в котором до примерно 8 февраля солдаты сами готовили тёплую пищу.
Helmut Weinkauf. Фронтовой фотограф. Что удивительно, крепость он покинул 7 марта. Просто взял и ушёл. Как через два дня уйдут все остальные. И дойдут до своих.
9 марта (пятница)
Предписано покинуть замок. Мы выходим ночью, во время сильного снегопада. Около 22:00 часов, мы слышим за спинами мощный взрыв - мосты на реке Ногат взлетели на воздух. Оставляя это историческое место мы ощущали себя последними рыцарями.
Вывод войск из замка начался около 18:00. Выходили группами через автомобильный мост и через частично разрушенный деревянный пешеходный мост. Между 22:00 и 22:15 были взорваны, все три моста через реку Ногат: первым пешеходный мост, затем остальные (автомобильный и железнодорожный). Удивленные русские начали хаотичный обстрел замка, но наши войска были уже в нескольких километрах за рекой.
Верхняя фотография, мост взорванный. А вот на нижней фотографии вид на тот, железнодорожный мост, со стороны крепости сейчас (с другой стороны, примерно на таком же расстоянии автомобильный мост). И помним по дневнику, что Richard Weiser с 5 по 17 февраля был на охране моста, и очень удивился масштабам разрушения крепости. Это как далеко надо было быть от крепости??? И что тогда контролировали русские в Мариенбурге??? И кому салютовала Москва 26 января.
Карта (современный замок чёрным цветом отмечен):
Выводы делайте сами…
P.S. Пытался перевести правильно. За точность не отвечаю. Оригинал ниже.
Оригинал тут