Про еду, худых и толстых

Nov 28, 2010 20:42

Нам, перманентно и с переменным успехом борющимся с так называемым лишним весом (да, я знаю, что это тоже самодискриминация, но что поделаешь? Хочется быть покрасивше) - часто приходится слышать, что еда вообще - это ужас-ужас.
Женщина должна есть мало! Мало должна есть женщина! Как птичка. И места она по идее должна немного занимать.
(соотношение худеющих мужчин к худеющим женщинам: 1: 100 примерно).

Основной лейтмотив у худеющих: каким-нибудь образом извернуться и заставить себя есть меньше, меньше, чем меньше, тем лучше. Ну и конечно, качественно "что-нибудь другое" - не булочки, а паровые овощи, выращенные без удобрений. 
Но в любом случае - поменьше. Есть методики, внушающие глубочайшее отвращение к сладкому и ненависть к себе за то, что ты это сладкое жрешь.
Есть методики помягче, например, можно разрешить себе поесть нормально с утра, включая даже что-нибудь мучное-сладкое, а вот с обеда и после - уже ни-ни.
В общем, все крутится вокруг еды и ее количества.
Дошли уже до того, что ввели термин "пищевая зависимость" и принялись объяснять, что дескать, если вот человек любит вкусно покушать, тортики там на праздник, кусочек шоколада заесть неприятность - это значит, у него зависимость. Он вроде курильщика и алкоголика и вообще наркоман. А что - все как у наркоманов - неудержимо хочется кушать, если долго не есть, начинает болеть живот, кружиться голова и прочее...

Причем "худеющие" все это воспринимают с полным сознанием своей вины. Считают себя менее полноценными, чем люди с нормальным обменом веществ, позволяют себя учить "как жить", позволяют делать себе замечания по поводу внешности. Пока они не достигли некоей "правильной нормы" - они перманентно во всем виноваты. Они же наркоманы, слабовольные, страдают зависимостью и т.д.

В общем, я об этом долго могу рассуждать. Но хотелось написать о другом. 
В процессе работы со стариками видишь эту проблему в совсем другой перспективе.

А именно: у нас не бывает проблем с "лишним весом".
Старым больным людям уже не так важно как-то "выглядеть", они не испытывают комплексов по поводу внешности. Лишний вес... ну может мешать ходить и быть фактором риска по травмам; нам неудобно ухаживать за очень полными людьми, есть еще всякие мелочи типа складок жира - но я опущу неаппетитное тут. Да, считается, что ожирение - фактор риска при многих заболеваниях, и физиологически так оно и есть, но у нас все тяжело больны, и худые тоже, так что разницы как-то не видишь.
Естественно, никто не запрещает этим людям есть, не контролирует каждый съедаемый кусок, не вызывает у них чувство вины. Им жить осталось несколько лет - надо быть совсем сволочью, чтобы отнимать одну из немногих оставшихся радостей.
Кстати, едят они не принципиально больше, чем другие. А бывает, что и значительно меньше. Эти наблюдения убедили меня как раз в том, что дело - не в количестве съедаемой пищи. Мы ведь наблюдаем тщательно, для ряда пациентов записываем каждый съедаемый кусок.
Вот пример - умственно отсталая женщина-инвалид детства, только сидит в коляске или лежит; сильное ожирение (ИМТ больше 30).
С утра она съедает 1 булочку с колбасой или сыром. На обед - нормальная порция, что-то мясное/рыбное с овощами и гарниром, при этом она никогда не ест (не любит) десерт. На полдник у нас пироги, но она никогда не ест их, только выпивает чашку черного кофе без сахара. Просто не любит сладкого. Ужин в 6 вечера - 1 кусочек зернового хлеба с колбасой или сыром. ВСЕ! Так она питается годами. ИМТ, повторяю, больше 30...

Проблемы у нас бывают как раз с недовесом. Это просто бич и ужас. Раскормить отощавшего пациента ОЧЕНЬ трудно. 
Ладно еще, если хотя бы есть желание кушать. Тогда можно увеличивать порции, делать дополнительное кормление вечером и добавлять пару раз в день высококалорийный напиток или кашу. И то удается добиться лишь того, чтобы вес не уменьшался - увеличить уже не получается.
Но чаще всего старики просто и не хотят есть.
Вообще не хотят.
Можно впасть в отчаяние, пытаясь хоть что-то скормить, подобрать лакомые блюда, уговорить как-то человека покушать - а ему ничего не хочется.
Еда вызывает отвращение.
Просто не хочется есть.
И он истаивает, превращается в ходячий скелет (реально - как в Бухенвальде; если бы кто сторонний увидел, подумал бы, что мы их голодом морим). У него/нее все меньше сил, все меньше реакции на окружающее, желания хоть что-либо делать...
Медленное умирание.
Намного, намного проще иметь дело с веселым, толстым, жизнелюбивым стариком или старушкой, которые и покушать горазды, на аппетит не жалуются, и любят общаться, с удовольствием принимают предлагаемые им развлечения, делают что-то для себя и других, вообще - живут.

Хотя для стариков отказ от пищи - это не такой уж неестественный процесс - они действительно двигаются к смерти.
(если считать, конечно, смерть процессом правильным и естественным).

Но ведь есть не хотят и молодые люди в депрессии. Или при некоторых нарушениях пищевого поведения, особенно часто - у девочек-подростков.

Глядя на все это, начинаешь понимать, что желание есть - это любовь к жизни. Толстый, веселый, жизнелюбивый Портос - вот образ человека, любящего поесть, телесные удовольствия, вообще - любящего жизнь.
Да, бывает, что заедают стресс, горе, печали, тяжесть... Но ведь хорошо, что это "заедают" - а не просто ложатся на диван, безучастно глядя в потолок, и не прилаживают петельку на люстру. И не заливают, кстати, водкой. "Заесть" - это, может быть, как раз наилучший выход (нет, я понимаю, что лучше позаниматься спортом... но не всем дано). Можно в ответ на боль, горе, обиды, одиночество, травматические события - трагически и красиво страдать, а можно просто поесть - оно, конечно, не так трагично и красиво, но душе действительно легче, и боль действительно притупляется.

То есть я не то, что призываю к излишествам, нет, конечно.
Просто вот так если задуматься, то в желании поесть - нет ничего такого уж плохого, и наоборот, очень много позитива.
Если посмотреть на это с другой точки зрения...

про людей, ЗОЖ, трудовые будни

Previous post Next post
Up