Внешне, как думают многие, у меня что-то изменилось в этом отношении.
Внутренне же...
Никогда и не было ничего другого.
В церковь довольно часто приводит некое откровение, называемое благодатью или еще как-то. У меня такое тоже было. Я это описывала в Черной книге и в Ликее (там у Алексея что-то такое происходит).
У меня эта благодать и это откровение заключались в том, что все люди - братья, что все, до одного - мои родные, всех объединяет Христос. Я как идиотка ходила по улицам, и мне хотелось каждого обнять. Такое же чувство возникало в церкви. Некое всеобщее единство - Бог и люди.
(потом, естественно, правильные православные люди мне все объяснили, и это чувство прошло).
Для меня с самого начала было очевидно, как - в норме - должно воплощаться христианство в мире.
Внешне я пришла в церковь, и ощущала себя частью огромной семьи, и испытывала естественное для меня по жизни смирение. Я училась. Я старалась понять. Приспособиться. Принять то, что есть. Это несовершенно, но это - моя семья. Какая уж есть. Мне вообще как-то никогда не везло на задушевные отношения с родней. Но это все равно родня.
Но моя внутренняя часть, вполне самостоятельная и бунтующая, уже тогда понимала "как оно должно быть". Через несколько лет я написала "
Крест Империи". Должно быть - так.
Позже я читала Карденаля, священника, который с крестьянами обсуждал Евангелие и записывал, и вот один из крестьян его общины сказал: "Если бы церковь выполняла свои обязанности, коммунисты были бы не нужны".
Это и мое глубокое убеждение, выраженное самыми простыми словами (так и я ведь человек простой...)
У меня в "Кресте империи" замкнутый в себе языческий орден, обратясь в христианство, идет к людям и преображает их жизнь. В этом заключается откровение. Все остальное - монотеизм, аскетизм, вообще религия - у них уже было.
Если люди - братья, если вообще люди - самое важное, что у нас есть после Бога, а Бог где-то далеко на небе, и ему непосредственно и можно служить только через людей... то как еще-то?!
Хорошо, рядовой христианин может, скажем, работать с больными, и жить в мире с Богом таким образом. Но как должна поступать в этом случае верхушка церкви? Я не представляю других вариантов. Конечно, только социализм. Только научный прогресс. Социальное равенство. КАК ЕЩЕ-ТО?! Я не понимаю и никогда не понимала - повторяю, никогда - как можно оправдывать с позиции церкви социальное неравенство, частную собственность, эксплуатацию. Как? Это нелогично, это не укладывается в голове вообще.
(можно еще, как поступает большинство христиан, трусливенько и "смиренно" сказать - да меня не касается, как там поступает наше руководство, я вот ухаживаю за больными/сдаю кровь/люблю ближних, а в остальном мое дело маленькое... Это на самом деле не решение вопроса, и мы этот вариант рассматривать не будем).
Когда я потом писала "
Дейтрос" (а уже ведь 3 книги написано), я даже не заостряла на этом внимание. Это - фон. Это естественно. Там теократия, там церковь - типа "руководящей и направляющей силы" (в общем - "наш рулевой"); и там не может быть ничего иного, чем полностью уравнительный (куда круче советского :)) социализм. Там есть свои не очень приятные моменты, проистекающие из пораженности человеческой природы грехом. Но экономически там может быть только социализм. Только равенство. Общественное воспитание детей и все такое. Это настолько казалось мне естественным, что я вообще об этом подробно не писала, а писала о всяких там личных проблемах. Причем друзья из католиков, которые это читали, тоже сочли все это естественным и нормальным. Почему-то тогда их моя склонность к коммунизму не волновала.
Я вообще мало понимала тогда реальный мир. Слишком мало.
Церковь представлялась мне реальной силой - да она, в общем,и есть сила - способной изменить мир.
Я не сразу поняла, что церковь вовсе не собирается его менять, и вообще ее устраивает нынешнее положение дел.
Да, это было глупо, нелепо. Но вот такая у меня получилась ошибка.
Несколько лет работы - все эти книги - коту под хвост.
Конечно, я думаю, что церковь со временем - подчиняясь ходу истории - придет ко всему этому. Она уже занимает (КЦ) социал-демократическую позицию. По ходу дела придется еще полеветь :) И никуда они не денутся. Но она - в этом смысле не сила. И ничего делать для людей она не будет.
Никто не даст нам избавленья, короче... Ни Бог (а про Него вообще-то никто и не обещал ничего насчет избавленья), ни все остальные.
Только сами, все сами.
И дай нам Бог при этом не оскотиниться и не забыть, что мы - люди, и что такое вообще - человек.