Mar 25, 2010 18:32
В "феминистках" как-то недавно задали вопрос: а как вы, дескать, правильно гендерно воспитываете детей? Подразумевалось: чтобы девочкам давали играть машинки, а мальчикам кукол, мальчикам объясняли, что можно плакать, девочек поощряли быть смелыми и т.п.
Я на это могу сказать одно: когда ребенку уже что-то можно "давать играть" или "объяснять", воспитывать его гендерно уже поздно.
Он давно уже знает, кто он - мальчик или девочка, и что главное - точно знает, как он(а) должен(на) себя в связи с этим вести и чем интересоваться.
Вот я вокруг себя наблюдаю такую картину (в Германии, конечно). Девочки-подростки почти повально увлечены мелкими зверушками. У дочери в классе, кажется, нет ни одной девочки, которая не держала бы морских свинок, кролика, хомяка или даже собаку-кошку. А бывает сразу целый зоопарк.
Или, например, верховая езда. Практически в любой конюшне, в любой группе верховой езды девочки либо сильно преобладают, либо... мальчиков вообще и нет. То есть верховая езда (занятие некогда суровое, "чисто мужское") - это чисто девочковое увлечение.
Вообще утверждать, что люди держат животных "вместо детей" - неверно. Очень часто бывает ситуация "ни ребенка, ни котенка" - то есть когда человек ни о детях, ни о животных заботиться не хочет. И очень часто - наоборот, в доме 5 собак и 5 детей, у тех, кто "любит все живое".
Но вот в случае девочек-подростков увлечение всей этой мелочью - однозначно "материнское поведение". Это живые куклы, которых любят по-настоящему, переживают из-за них, тщательно ухаживают...
Мальчики, как правило, зверушек не держат.
Но ведь, казалось бы, в Германии воспитание вполне себе феминистическое. То есть задвигов в стиле "чего должна девочка", "ты будущая мать и хозяйка", или "что должен мальчик" и "ты будущий Кормилец Семейства" здесь просто быть не может, потому что не может быть никогда.
Вот в том-то и дело, что воспитание начинается тогда, когда ребенок... уже воспитан.
Осознание своей половой роли происходит без всяких нотаций и разъяснений родителей; в том возрасте, когда ребенок еще и речь понимает плохо. К трем годам ребенок уже знает: я - девочка. А что из этого следует? "Я - такая же, как мама, и отличаюсь от папы". Следовательно, делает заключение детский мозг, я должна вести себя как мама.
Даже если мама, предположим, работающая и вся в делах, ребенок все равно видит ее в этом возрасте только в качестве классической мамы: заботливой, любящей, осуществляющей уход.
Даже если мама почти все время на работе - за ребенком все равно ухаживает женщина: няня, воспитательница... Все это низкооплачиваемые, и следовательно, женские профессии. Девочка ассоциирует себя с этими женщинами.
То есть потом можно девочке впаривать все, что угодно, она уже точно знает, "в чем женское предназначение". На подсознательном уровне.
Потом она "как бы сама собой" начинает играть в куклы (давая повод к глубокомысленным рассуждениям о "биологическом инстинкте"), а став подростком, мечтает уже и о живом ребеночке...
Но ей уже объяснили, что с ребеночком придется очень и очень долго ждать. Надо сначала закончить школу. Потом получить профессиональное образование. Потом... в общем - сами понимаете. Средний возраст первородящей в Германии - около 30 лет.
У девочки-подростка возникает некий диссонанс между внушенным в детстве желанием "быть как мама", "быть мамой" - и невозможностью еще много-много лет это осуществить.
Спасают свинки, хомячки, кролики... Немецкие родители, как правило, это разрешают.
А что происходит с мальчиками? Давайте подумаем, в каком качестве и за каким занятием маленький мальчик чаще всего видит дома папу?
За рулем машины? Да нет, и маму он видит там настолько же часто.
С рабочими инструментами в руках? Боюсь, что это происходит, мягко говоря, не каждый месяц.
Давайте напряжем воображение! Ну! Ну конечно же!
Именно там он папу постоянно и видит.
90% немецких мальчиков и только 7% девочек страдают зависимостью от компьютерных игр и интернета.
Таким образом, создается заколдованный круг - и "традиционное разделение ролей" порождает само себя заново - в детской психике. Дети уже "точно знают", что и как они должны делать, и что им положено любить или не любить. Но "традиционная роль" мужчины здесь выглядит как-то сомнительно.
Может, поэтому "традиционные" девочки все чаще задумываются, для чего им, собственно, в этой современной ситуации, вообще нужен мужчина...
феминизм,
про детей