А теперь я напишу о том, что мне в Германии нравится. И чем Германия совершенно очевидно превосходит мою родную страну - считать ли таковой Россию или СССР.
Причем это очень важная вещь.
А нравится мне в Германии первая статья конституции. Она гласит:
(1) Die Würde des Menschen ist unantastbar. Sie zu achten und zu schützen ist Verpflichtung aller staatlichen Gewalt.
Перевод: Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - долг всех властей в государстве.
Здесь мы переходим к материям более глубоким и сложным, чем социальный строй. Потому что строй может меняться - а вот эти глубинные народно-психологические вещи остаются.
Это не значит, конечно, что в Германии прямо-таки все и сплошь уважают человеческое достоинство. Нет. Могут и чиновники обхамить, особенно, если ты от них зависишь. Есть и законы, и выступления политиков бывают, которые прямо-таки полностью противоречат этой статье.
Но! (и это подтверждает мою любимую мысль, что народы вполне можно воспитывать) Всего этого - хамства, как частного, так и публичного - на порядок, если не на два порядка меньше, чем в России.
Это, увы, факт. С этим, наверное, согласится любой, кто хоть немного в курсе ситуации.
У меня лично волосы дыбом встают, когда я читаю российские СМИ, порой такое прочитаешь о "быдле", о "нищих" или еще о каких-нибудь "неуважаемых" слоях населения, что непонятно, как этих журналистов еще земля носит. Как им не стыдно самим себе в глаза смотреть, обхамив сразу такое количество народа. Да, в Германии к этому относятся поосторожнее. Могут, конечно, завернуть какую-нибудь сложную фразу, дескать, тяжелое положение людей с низкими доходами связано с их личностными психологическими особенностями. Но это, согласитесь, не хамство - это просто точка зрения.
В Германии могут сказать, что дети нуждаются в материнской заботе, и что надо поддерживать традиционную семью - но никак, ни в коем случае не могут обхамить женщин, объявляя их принципиально отличными от мужчин существами, "не совсем людьми", "имеющими свое особое женское предназначение".
Ну и личное общение с чиновниками, с представителями торговли и сферы услуг... да с кем угодно... ладно, не будем об этом - слишком грустно.
Даже капитализм в Германии другой. Здесь не говорят "прислуга" (сейчас - раньше-то было такое), говорят "помощница по дому", "уборщица", "экономка". Здесь вообще относятся с уважением к любому обслуживающему персоналу. И о "быдле" никто не смеет заикаться. И само так называемое "быдло"... да его и нет. Потому что даже пьяный и грязный бомж обладает чувством собственной ценности и достоинства, и другие тоже знают, что его оскорблять нельзя.
То есть это вещь, которая здесь действительно бросается в глаза. Которую нельзя не заметить.
Статья первая немецкой конституции, с одной стороны, прямо положительно влияет на общественную психологию. Это заметно. То есть ни одному политику просто не дадут неуважительно высказаться о какой-то группе населения. И законы критикуют именно с этих позиций: а-а, а как же Würde des Menschen?!?! Антиконституционно! А раз есть критика, то политики и журналисты язычок соответственно и придерживают. А вслед за ними и любой представитель власти, вплоть до самых мелких.
Кстати, интересно сравнить с конституцией РФ. Ну первая часть там вообще про государство, это понятно, что такое какой-то там видите ли человек по сравнению с российским Государством?! Но вторая статья - про человека. Но не про достоинство, а просто "права и свободы". А это совсем другое понятие. Можно иметь права - но не иметь никакого достоинства.
То есть Конституция - это все-таки не бла-бла, это не просто так красивые слова. Конституция - это то, что действительно "в основе", то, что определяет и решает все остальное.
Но с другой стороны, мне кажется (дальше уже идут мои спекулятивные рассуждения), что эта статья сама по себе - отражение чего-то гораздо более глубинного, какого-то дремуче-архетипического различия.
Это именно то, по поводу чего расисты любят проходиться, дескать, русский человек раб "по своей природе". Бред, конечно. "По природе" рабов не бывает. Это то, что любят списывать на "коллективизм" и "общинность" русского/советского народа, то восхваляя эти качества, то проклиная. Но это не имеет отношения к коллективизму или индивидуализму.
Мне кажется, это у нас какая-то просто общая беда. Отсутствие достоинства, понимания ценности своей личности - и чужих тоже. При этом мы можем быть очень хорошими людьми, даже героями, но нет какой-то простой уверенности: меня НЕЛЬЗЯ оскорблять (и других нельзя), меня нельзя бить, я сам уважаю себя, и другие должны меня уважать.
Причем не за какие-то заслуги. Просто потому, что я человек.
Weil der Mensch ein Mensch ist, писал Бертольд Брехт - "Так как человек - это человек, ему нужны одежда и обувь; он должен что-то есть; его нельзя пинать в лицо сапогом". Никаких специальных оснований, подвигов, денег, достижений, возраста, пола, здоровья - для этого НЕ НУЖНО. Только одно: принадлежность к человеческому роду.
А у нас нет этого. Ну нет! Какое там достоинство? О человеке можно сказать все, что угодно. Это пронизывает все - само государство, СМИ, армию, школу, межчеловеческие отношения, семью.
Конечно, бывают разные семьи, есть исключения - но так, в общем и целом...
Даже в семье достоинство ребенка как бы не существует вообще, его можно ударить, даже выпороть, можно унизить словесно как угодно. И попробуй возрази против этого (о да, я пробовала)! Любовь к ребенку непосредственная, потому что он ребенок, родной, солнышко, лапочка - отодвигается на второй план, на первом - требование ЗАСЛУГ. Чтобы хорошо учился, чтобы был спортивным, не позорил маму и папу. Причем тут даже не "удовлетворение родительских амбиций". Если бы хоть это! Это говорило бы о том, что у родителей по крайней мере есть амбиции.
Тут проблема в том, что у родителей самих нет сознания своего достоинства "просто так". И они БОЯТСЯ. Боятся, что окажутся несостоятельными. Раз соседская Маша - отличница и чемпионка по фигурному катанию, а мой Вовка - двоечник и толстяк, то я дерьмо собачье, а не родитель, а Вовку этого глаза бы не видели.
Потом такой ребенок вырастает, и нет у него в душе опоры, стержня, уверенности "я ценен сам по себе, просто потому, что я человек". Не потому, что у меня образование, что я "чего-то добился", что у меня есть деньги, что я герой и молодец - а просто так.
В России распространена манера любить и уважать "за заслуги".
То есть просто так ты ничего из себя не представляешь, ты так себе, ничтожество. "Ты еще никто", сообщали мне в молодости родственники. "Как это никто?" - молча удивлялась я. Вот похрипи, понатужься, потрудись, повоюй, ДОКАЖИ, что ты что-то из себя представляешь - тогда, может быть, мы тебя начнем уважать..
С одной стороны, такая установка в чем-то позитивна: она заставляет напрягаться. Мы ведь реально молодцы. Мы действительно "многого добиваемся", мы очень сильные, мы очень умные, много знаем, много умеем. Да, по сравнению с другими народами. Да, хотя кому-то это покажется неверным - почему, я напишу ниже.
Со всех других сторон эта установка отвратительна.
Потому что она ЛОЖНА.
Никто никогда не будет уважать тебя за заслуги. Это ерунда. "Люди вообще" довольно неблагодарные существа и не склонны замечать чужие заслуги. "Фронтовик? Развелось тут ветеранов всяких...", "Профессор? Подумаешь, очки нацепил!" "Мать пятерых детей? Разводят тут нищету". Если кто-то и уважает - это скорее исключение, чем правило.
Уважают тех, кто уважает себя сам. И вот здесь получается второй тип человека - тот, кто решил, что он уже добился "заслуг" и теперь может себя уважать. Особенно часто встречается среди женщин. Тот самый тип "советской тетки", которая "всего добилась" и теперь может учить всех как жить, уважает себя, и ее глубоко уважают (и даже боятся) все окружающие. Беда лишь в том, что глубинного понимания достоинства человека у нее тоже нет, и достоинство других она вовсе уважать не собирается. Ведь они же не добились, у них же нет тех заслуг, какие есть у нее. И детей своих она не уважает, они еще не люди, они только заготовки.
Причем это проблема не советская. Она была в Союзе, да. С ней не справились (да и не пытались). Но она существовала и раньше. Намного раньше.
Я подозреваю, что это связано с православием. Помнится, в 90е годы, когда стало ясно, что Союза нет, а есть "Россия", стали лихорадочно осмыслять, а что же это такое, Россия, русские... чем же мы принципиально отличаемся от других. Чем православие отличается от других религий. И помнится, многие писали - вот В.Непомнящий, например, что дескать, католицизм - это культура Рождества, а православие - Пасхи, западные люди, дескать, ценят то, что Бог стал человеком и потому вообще ставят человека на первое место, вот такое у них человекобожество (в дурном смысле). А в православии главное, дескать - это обОжение, преображение человека. Но ведь в этом-то и есть, если вдуматься, самая суть. То есть сам человек - ничто. "Ты ничего из себя не представляешь", "ты еще пока никто". А вот когда он обОжится, то есть приложит какие-то сверхусилия, будет отмечен Богом и в общем, преобразится - вот тогда ого-го. Так что 99,99% процентов людей... которые не обОжены... сами понимаете.
Но может быть, я это понимаю как-то неправильно, знаний у меня по этой теме маловато, возражать не буду. Может быть, какие-то другие причины. Община там, климат, государственность... Не знаю.
Был такой вот фильм, посвященный как раз этому осмыслению "что такое русские" - "Сибирский цирюльник". Ну там просто "все про это", но особенно интересен пролог. Там русский парень в американской армии - он выгодно отличается от этих "тупых американцев" тем, что разбирается в музыке. Там и вообще в фильме русские - прямо сверхлюди какие-то (я вообще-то оттуда ликеидов передрала) - и физически суперразвитые, и морально возвышенные, и оперы ставят, причем голоса поставленные, и говорят на куче языков.
Но что интересно, парня этого, который унаследовал от отца-сверхчеловека такие замечательные качества, общее образование и культуру, тупой американский сержант гоняет как козла. Издевается прямо-таки садистски. В итоге, конечно, парень одерживает "моральную победу, доказывает сержанту, что Моцарт - великий композитор. Но картинка прямо-таки та самая:
- Русский - духовно возвышенный, образованный, умный, весь в "заслугах".
- Но он при этом самый низший чин, которого гоняют, как угодно, и "заслуги" которого просто не видят, потому что даже оценить их не могут.
- Американец - тупой как пробка и ничего не знает.
- Но при этом он обладает врожденной уверенностью в том, что он - человек, у него есть ЧСД независимо от "заслуг", ему не нужны никакие знания/культура/заслуги/образованность. самое смешное, ему даже ДЕНЬГИ не нужны, чтобы уважать себя. И поэтому он - сержант, и он гоняет русского. А не наоборот.
Ну в общем, к чему я это все.
Тупизмы на тему "как это поганый эмигрант смеет ляпать что-то плохое о Русских", конечно, будут, но увы, это неизбежный риск. Кстати, русские - единственная нация, которая даже Место Жительства ставит себе в заслугу. Двояким образом. Те, кто живет в России - это единственные Настоящие Русские, а остальные могут заткнуться. А те, кто не живет в России, очень хвалят себя за то, что вот добились, "уехали из этой страны" и теперь процветают (даже если не процветают). Все это -и то, и другое - следствие того же самого, что здесь описано. Если ЧСД нет, себя уважать просто так нельзя, значит, надо себя уважать хотя бы за место жительства и гнобить тех, кто не так крут, как ты.
Для тех, кто поумнее - я сама вообще-то русская, потому все это и пишу. И это - вещи изменяемые. Хорошо. может, в 18-19 веках по-другому было нельзя, может, надо было вырабатывать сознание собственного ничтожества, может, климат иначе не позволял, но сейчас все изменилось, сейчас это менять можно. И внутри себя, и в стране. Для начала осознать хотя бы.
А потом, со временем, может и Конституцию как-то переписать.