Проблемы психологического подхода к жизни

Feb 06, 2009 06:35

Под "психологическим подходом" я здесь понимаю следующее: рецепт хорошей жизни для любого человека заключается в том, чтобы в его индивидуальных условиях научиться "жить правильно". Свободно, легко, не испытывая негатива, любя окружающих, короче, счастливо. Все проблемы и их решение соответственно - внутри самого человека, надо только заниматься " ( Read more... )

социально-психологическое

Leave a comment

alla_maria February 6 2009, 09:53:36 UTC
Слушай, ну вот христианство (православие, в частности) давало такую возможность не избранным, а ВСЕМ. Обремененная многочисленным семейством крестьянка, работающая в поле, а в "свободное" время занимающаяся хозяйством, где коровы-куры-свиньи-огород-прясть-ткать и детей семеро по лавкам, твердо знала, что НАДО

ежедневно молиться, утром и вечером
молиться перед едой
по воскресеньям ходить в церковь
исповедоваться
причащаться
и так всю жизнь
и помогало

НАДО, потому что ИНАЧЕ ГРЕХ, и все, без всяких там психологий и философий
ни тебе медитаций, ни книжек умных (да они и читать не умели), ни психотерапевтов, ни образованности

а она еще и креативом занималась, вышивала например, хехе))

Reply

ex_blau_kra February 6 2009, 13:14:13 UTC
Имхо, это достаточно поверхностный взгляд на вещи. Даже из художественной литературы (а уж если там статьи Толстого почитать или Энгельгардта) видно, что никакой идиллической "церковной жизни" у крестьян не было. То есть, пардон, конечно, но это все-таки лубочная картинка. В реальности были грязь, нищета, регулярный голод, 10 человек в одной комнате, старики, которые "зажились", дети, которые лежали в червях и с хлебной соской в тряпке, работа на надрыв... ну ладно, перечислять можно долго.

Reply

alla_maria February 6 2009, 13:34:13 UTC
да
а я и не говорю, что уних жизнь была идиллической
жизнь была какой была
а жизнь в коммуналке с соседями и работа на заводе, и все в одной комнате - что ли лучше?

но при этом была постоянная релизиозная практика, регулярные молитвы и посты, исповеди (!) - то есть, какое-никакое осмысление своей жизни с попыткой вербально высказать, что ты делаешь не так и изменить это - чем это не работа над собой?

регулярная, от рождения до смерти
в обязательном порядке
как что-то само собой разумеющееся
для всех, а не для избранных

Reply

qi_tronic February 6 2009, 13:46:13 UTC
Вопрос только, зачем.

Reply

alla_maria February 6 2009, 13:50:33 UTC
ну, мне так кажется, что если человек регулярно занимается религиозной практикой, то с ним наверное, чего-то происходит
как-то он меняется
в положительную сторону

Reply

ex_blau_kra February 6 2009, 13:57:00 UTC
а жизнь в коммуналке с соседями и работа на заводе, и все в одной комнате - что ли лучше?///

Да. Лучше. Однозначно лучше, даже не сравнить. Медицинское обслуживание, отсутствие голода, школа для детей, гигиена...

Я не представляю, какая при реальной описываемой крестьянской жизни могла быть "духовная практика". Разве что у редких (как и сейчас) исключительно религиозных людей. А реальность... это когда бабу на сходе порют за то, что она "не дает" мужу (Лесков), когда баба равнодушно говорит "была девочка, померла зимой, слава Богу" (Толстой)... когда в армии после отмены обязательного Причастия стало причащаться 10% всего. И так далее.
Какая на фиг "духовная практика" тут может быть...
Традиции, привычки - да. Структурирование жизни. Праздники. Ритм. К духовности, психологии или еще чему-то там это не имеет отношения.

Reply

alla_maria February 6 2009, 13:59:40 UTC
мне кажется, что если человек молится каждый день регулярно утром и вечером, и посты соблюдает, то это должно как-то само по себе работать...

Reply

ex_blau_kra February 6 2009, 14:08:23 UTC
Ну я пробовала :))
Честно сказать, стало ну ОЧЕНЬ плохо.
Нормальные люди (а крестьяне, конечно, были в основном нормальными людьми) просто не так усердствуют и в реальности делают все это формально.

Reply

alla_maria February 6 2009, 14:13:27 UTC
ты пробовала с "духовными исканиями":)
а если без них?
просто делать всю жизнь, потому что ТАК НАДО, как зубы чистить
не то чтобы формально, они же с чувством молились, и со слезами, и исповедовались с чувством, но и не заморачиваясь особенно на тему "надо ли?", "зачем?" и "как оно работает"

Reply

ex_blau_kra February 7 2009, 06:20:28 UTC
Ну и я так же это делала. Мне так и объясняли. Типа "так надо". Иногда с чувством, иногда как получалось. Исповедь так вообще всегда со слезами, что неудивительно при моих особенностях...
То есть я совершенно честно пыталась делать все "как надо". Если у меня были какие-то "искания", то исключительно за счет того, что у меня вообще имеется интеллект, и отключить его совсем невозможно. Или такой рецепт годится только для безмозглых совсем? :) Так крестьяне-то тоже далеко не безмозглые...

Reply


Leave a comment

Up