В конце 80х у нас целенаправленно и грамотно создавали революционную ситуацию.
Это делали экономически. Все помнят, как в перестройку стало плохо с товарами и продуктами - по сравнению с этим и советские годы показались раем. Потом и зарплату давать перестали. То, что это было сделано намеренно, сознательно - уже общее место. Ясное дело, Ленина все читали: надо же, чтобы низы не могли больше жить по-старому.
Это делали с помощью информационной политики. Грамотного формирования потоков. Начиная от выступлений юмористов ("когда у вас появляется первая клубника? - В 6 утра"... "а бензоколонка моя пахнет пирожными... а не наоборот"), до все более мощного потока разоблачающей литературы о преступлениях советской власти, где вполне реальные (увы) мрачные свидетельства соседствовали с оголтелым враньем.
СМИ формировали как бы два потока. Первый - собственно разоблачающе-идеологический. Советская власть зло, не было никаких героев, не было ничего хорошего, мы живем в тюрьме, Европа (вариант - Россия-которую-мы-потеряли) - образец, к которому надо стремиться.
Второй - поток абстрактный, расшатывающий сознание, освобождающий от стереотипов. Создающий бунтарское состояние духа - когда человек готов бросить все и идти на улицу, готов умирать и убивать. Когда привычная жизнь кажется душной и давящей, и хочется сбросить оковы, разбить решетки. Жить полной жизнью.
Если взять перестроечное кино, то в первом потоке окажутся незатейливо-разоблачительные фильмы вроде "Покаяния", "Холодного лета 53го" или, допустим, "Увидеть Париж и умереть".
А во втором - гораздо более талантливые "Город Зеро", "Кин-Дза-Дза"... Как бы абстрактные. Как бы ни о чем. Не о нас. Но именно расшатывающие.
Или возьмем музыку.
Случайно ли, что малоизвестный, во многом элитарный русский рок вдруг так мощно вышел на сцену? "и я стал известным лицом в кругу друзей, но видит Бог, я устал быть подпольным певцом" - жаловался БГ еще недавно.
И вдруг - телевидение, мощная раскрутка (стадионы будут чуть позже). Почему раскрутили Цоя? Ведь то, что "Группу крови" и последующее именно раскручивали, ни для кого не секрет.
При этом я ничего плохого не хочу сказать о Цое, о БГ - это мои любимейшие творцы, моя молодость прошла под них, и сейчас я дурного слова об их творчестве не скажу.
Но - подлинно ли это "народное искусство"? Это ведь не Битлз, у которых в общем-то каждое слово понятно. Помнится, спела я в какой-то компании "Праздник всенародного похмелья", так один работяга даже обиделся, не поняв смысла. Издеваются, дескать, над родным и исконным. А уж всякие там "не пей вина, Гертруда"...
Это искусство. Но это элитарное искусство. Сам по себе БГ, увы, так и остался бы широко известен в узких кругах. Это не то, что будут распевать рабочие на демонстрации и колхозники на поле. Да думаю, что и с Цоем та же история.
Просто так вышло, что в какой-то момент эти певцы оказались востребованы, что их раскручивали.
Причем это был "поток номер два" - расшатывающий, освобождающий сознание.
Некоторые рок-песни стали "гимнами перестройки". У Цоя это "Мы ждем перемен", у БГ "Поезд в огне", и плюс еще от Нау "Скованные одной цепью".
Заметим, кстати, что не менее талантливый Майк остался как бы в тени, он известен лишь собственно любителям рока. А что там у него в качестве гимна - "Сидя на белой полосе", что ли, использовать? Не говоря о Башлачеве, "Чайфе", "Крематории" и многих других... Ольгу Арефьеву до сих пор многие не знают даже по имени, а по мне ее имя должно как раз стоять в ряду "БГ-Цой-Майк".
Все три упомянутых "гимна перестройки" - достаточно абстрактны. Творцы первых двух лично признавались, что писали эти песни, совершенно не думая ни о какой политике.
Песни коммунистической революции, заметим, предельно конкретны. Там говорится, с чем именно предстоит бороться ("отречемся от старого мира", "кровью народов залитые троны" и так далее), ради чего именно затевается вся история ("мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем", "и водрузим над землею красное знамя труда").
А какими были гимны "либеральной революции"? А так, "в общем и целом". Без особой конкретики. Мы ждем перемен - а каких именно? Непонятно. "Этот поезд в огне, и нам некуда больше бежать... эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе" - так это не имеет никакого отношения к происходящим в стране событиям. И даже более конкретизированная "скованные одной цепью" - тут представляется абстрактно-апокалиптическая картина, которую в принципе можно отнести к любой стране и эпохе.
На самом деле эти песни (и потому только они и хороши) написаны совсем для другого измерения. Для измерения личностного, духовного. Дух томится в оковах земной жизни, ему тесно, он хочет рвануться к небу. Для духа любое общество и любые рамки - тюрьма, ему тесно. Дух - новое вино, рвущее ветхие мехи, очищающий, освобождающий внутренне огонь.
Об этом и "гимны перестройки" на самом деле. Особенно цоевская песня: "Сигарета в руках, чай на столе - эта схема проста. И больше нет ничего - все находится в нас!"
При чем тут, простите, Ельцин?
И правильно - а о чем конкретно могли петь творцы перестройки? Звать к разрушению - еще куда ни шло. Покритиковать в любом обществе есть что. А что нового они могли предложить впереди? Какую светлую цель? Сломать жизни десяткам миллионов людей, сделать жизнь невыносимой, а сотни тысяч (если не миллионы - эти исследования еще ждут историков) попросту уничтожить... ради чего? Чтобы несколько десятков миллионов зажили сытой бюргерской жизнью - и это-то идеал, это светлое и прекрасное, ради чего и умереть не жалко? И убивать не стыдно? Или чтобы элита приобрела особняки, виллы и яхты?
Они даже и предложить ничего светлого не могли.
Поэтому песни были только эти - они служили одной цели, расшатать сознание, высвободить творческую энергию масс. Чтобы мощными ритмическими аккордами раскачать толпу, чтобы толпа в неясном, но освободительном порыве ломанулась на танки на подступах к Белому дому.
Понятно, что не одни только эти песни. Понятно, что не только они.
Просто одно из орудий информационной войны. Может быть, против воли их создателей. Так уж вышло.