У моих детей подростковый кризис, судя по всему, выражается в том, что они вдруг понимают - кроме мамы, в мире есть еще много других людей. И эти люди от них не в восторге.
Правда, Кристик эту проблему уже как-то внутренне преодолел.
Алечка же постоянно ноет. Ее не любят в классе. Да, не дразнят. Тебя же не травят все-таки, сказала я. Лучше бы, ответила она, травили, чем так - вообще не замечают. Никто не берет в пару. Никто не дружит особенно. Не замечают, короче. В старом классе было лучше.
Переживания - почему я такая средняя, обычная, почему у меня нет особенных талантов (когда перечисляешь ее достоинства, отвечает - ну и что, это не талант, это у всех, это - так, ничего особенного).
И очень, очень хочется начать давать какие-нибудь советы и вообще воспитывать.
Потому что - понятно, я старая, умудренная опытом ворона, я все эти девичьи страдания хорошо представляю (пусть у меня они были и другие), и знаю, что бы я делала на Алечкином месте.
А вот фиг.
Воспитывать надо было намного раньше. Вина, конечно, на мне. И кормить надо было по-другому, не приучать к сладостям и к кусочкам (а то фигурой-то дочь в меня, опасно это для нас). И спорт как-то все-таки обеспечить. И то. И се. И вообще. А точнее говоря, мне самой надо было быть совершенно другим человеком. Но что поделаешь? Уже поздно. Проехали.
Это, кстати, часто у родителей - как вырастает девица или молодец, перестает быть сладким малышом, так и недостатки как-то сразу выпирают, и очень хочется их того... пока еще не поздно... как-нибудь обратно завоспитывать. А если еще ребенок и делится переживаниями, сразу хочется давать советы, плавно переходящие в упреки: ты же сама не хочешь заниматься спортом, что же ты ноешь, что ты не можешь того и сего. А она не начнет от этого заниматься спортом. Она просто перестанет ныть. И начнет ныть где-то в другом месте, а не мне, или впадать в депрессию.
"Пока еще не поздно" - иллюзия. УЖЕ поздно.
Я перестаю ее воспитывать. Я хочу только, чтобы ей было хорошо. Просто готовлю вкусненькое, ее любимые блюда, просто занимаемся вместе тем, что ей нравится. А если "меня никто не любит" - можно обнять и сказать "но я-то тебя всегда люблю".
Не могу я сделать так, чтобы ее все любили. Я только могу быть надежной пристанью, куда можно, в случае чего, спрятаться. Не навсегда, конечно. Но хотя бы зализать раны. Знать, что здесь их не растравят, а наоборот, помогут и поддержат.
Я могу не концентрироваться на ее недостатках. Просто не думать о них. В конце концов, эти недостатки - продолжение ее достоинств. Она любит покушать лишнего? Так зато она в свои 11 лет умеет готовить и неплохо печет. У нее нет честолюбия? А что, собственно, в этом плохого? Не должны все быть одинаковыми. Она славная, хорошенькая, у нее есть вкус. Она безумно любит животных, и что интересно - почти без напоминаний и самостоятельно ухаживает за своими зверюшками, да и цветы в доме поливает. Не интеллектуалка? Смотря с кем сравнивать - если с большинством окружающих детей, так очень даже. В общем, позитив и еще раз позитив.
Если у нее чаще будет хорошее настроение (а раньше, в детстве она была совершенно солнечным ребенком, несмотря ни на какие потрясения), если она перестанет депрессовать, наверняка улучшатся и ее успехи.
А советы... Как и со взрослыми людьми - не надо лезть с советами, когда не просят.