Nov 29, 2007 21:53
Посмотрели мы, в промежутках между сериями Вавилона, религиозно-назидательный фильм "Шоколад".
Такой весь сплошной второ-ватиканский.
Причем по инициативе детей посмотрели.
Сюжет там примерно такой. Городок во Франции, 60е годы, религиозно-традиционная община - мама не горюй, под чутким руководством бургомистра, в чертах которого явно прочитываются соционические признаки ма... ну ладно, короче, даже внешне гражданин похож на Иосифа Виссарионыча. Этот бургомистр весь из себя такой постящийся-молящийся, всех построил, включая местного священника, мальчика с оттопыренными ушами, которого весь фильм ужасно жалко. Народ в городке очень строгий, весь замученный соблюдением религиозных правил.
В этот городок является молодая симпатичная мадемуазель с дочерью - внебрачным ребенком (чем всех сразу шокирует) и открывает кафе-шоколадницу прямо в разгар Великого Поста. Кроме того, она атеистка. Бургомистр в полном отпаде объявляет ей войну (ну а как же - кто-то не хочет строиться, это же безобразие для такого человека, правда?)
Войну эту он, конечно, в итоге, проигрывает.
Причина этого проста.
Этим "правильным католикам" абсолютно, простите, насрать на то, что происходит с их ближними. То есть людей вокруг они не замечают, за своим религиозным рвением, вообще. И даже не замечают того, как мучают собственных ближних - или оправдывают себя чем-то возвышенным, как это у нас водится. А мадемуазель именно только люди и интересуют. Она выясняет, например, что мать не дает бабушке видеться с внуком, и тайком организует их встречу. Она замечает явно забитую и психически нездоровую женщину, пытается подружиться с ней, и в конце концов эта женщина убегает к ней от мужа, который ее регулярно колотит, и становится ее помощницей, полностью преображается, превращается в нормального человека. С мужем там дальше тоже занятная история, но неважно. Короче говоря, в итоге вокруг нее создается маленькая община людей, которым она реально помогла, и они ее, так сказать, отстаивают.
Бургомистру, который уже к этому времени капитально дискредитировал себя омерзительными деяниями в глазах зрителя, остается нервно курить... правда, он не курит. В конце молоденький священник с пылом произносит нормальную такую второ-ватиканскую проповедь: мол, давайте вспомним, что Иисус был все-таки человеком, и вообще надо людей понимать, принимать и быть толерантными.
В общем, все расписано аккуратненько, ничего даже додумывать не надо.
Причем я даже никак не могу сказать, что в этом есть что-то неправильное. Все верно. Во всяком случае, в той части, которая касается "традиционной общины" - да. Это жутко. И это - абсолютно точная жизненная правда. Традиционалистов люди не интересуют, их интересует соблюдение обрядов и "единство веры". Идти со своими жизненными проблемами к традиционалистам бессмысленно и даже опасно. Обличение грехов волнует их куда больше, чем человеческие отношения и помощь ближнему.
Но. Есть еще и другая часть правды. Которая в фильме не отражена.
Она заключается в том, что модернизированная, пост-второватиканская община - она по своей внутренней сути ничем не лучше, чем не модернизированная.
Нивапрос, внешние проявления "свежих веяний" обычно налицо. Люди в осовремененной католической общине молятся мало и редко, на исповедь вообще не ходят или тоже очень редко, после мессы идут трескать пиво с сосисками, да и сама месса, мягко говоря, видоизменилась... повернулась, так сказать, лицом к народу во всех отношениях. Короче говоря, современная европейская католическая община внешне - именно внешне - напоминает как раз веселое пестрое сообщество, сложившееся вокруг "шоколадницы".
Но при этом этим людям как было насрать на состояние ближнего - так и осталось.
Как били мужья жен, так и бьют. И помогают этим женам презренные феминистки из соответствующих организаций, а не церковная община, и даже не католическая феминистская организация.
Как творилась в семьях чертовщина - так и продолжает твориться, и никого вокруг это не интересует. Решайте свои проблемы сами.
Та община отторгала непохожих людей, потому что они грешники - а эта отторгает просто потому. что люди вообще не любят непохожих, все равно имеет значение твоя национальность, материальное положение, твой вид и так далее.
Там осуждали за то, что внебрачный ребенок, за нехождение на исповедь и несоблюдение постов - а ныне осуждают за разные другие вещи, которым человек посмел отличаться от общей католической массы.
Причем как бы это сказать - я вовсе не считаю это ненормальным. Это. скажем так, для людей естественно. Люди по-другому просто не могут. Полагать, что в церкви люди лучше, чем в другом месте - так же наивно, как надеяться на всеобщее перевоспитание при коммунизме.
Как впрочем, и полагать, что какие-то реформы могут быстренько изменить людей внутренне, что достаточно "освободиться", сбросить оковы "ветхого мышления" - и вот тут-то и наступит благорастворение воздухов.
Как мы теперь уже знаем - оно не наступило.
не хило быть духовным,
фильмы