Знает ли рыба о том, что живёт в аквариуме? Между её и внешним миром - толстое стекло. Философы много рассуждают о бытии, о реальности, но все они описывают нечто с той стороны стекла, и все их предположения делаются изнутри, в той среде, откуда так просто не выбраться.
В аквариуме рыбы получают корм, там, поддерживается комфортная для обитания температура, подкачивается кислород. В неразумной рыбе не зародится потребности выскакивать из аквариума наружу, для разумной рыбы такой прыжок закончится гибелью.
Мир за пределами аквариума обладает другими свойствами.
Теории, построенные рыбами, могут подсказывать гипотезы о невозможности существования вне водной стихии, из-за стекла люди будут представляться другими морскими обитателями или даже богами, дарующими им необходимое для жизни.
Философские рассуждения обречены оставаться абстрактными. Философы говорят про бытие, отличающееся от существования, не зная вкуса этого отличия, об ангелах, зачем-то теснящихся на острие иглы, о вечной душе, не умея указать границ существования, ровняющего человека с животным. Да и в вечность той самой загадочной души приходится просто верить. Кто есть человек, что для него - мир, что он для мира? Пусть умное, но ограниченное биологическое создание - кто его создатель? Природа? Бог? За стеклом аквариума реальность искажена, и кажется, что опыт бытия там, снаружи, невозможен - вне воды дышать нечем.
Основной вопрос философии - по крайней мере в той форме, в которой он навязывался в двадцатом веке в русскоязычной традиции, - был похож на вопрос о курице и яйце: что было вначале? Но в самом ли деле ответ на него не жалко потратить жизнь? Что рыбе оттого, если она узнает, что о ней заботится некто, ежедневно подсыпающий корм в аквариум, или такую среду обитания ей устроила бездушная флуктуация Большого взрыва в одном из бесчисленных миров мультиверса? Поможет ли ей это знание изменить свой уровень бытия, который должен сделать её причастной к какой-то иной, "настоящей" реальности за пределами стеклянной банки, величина которой мало на что влияет? Живи она в океане, это лишь прибавило бы опасностей, ничего не изменив по сути.
Между описанием мира и реальным бытием стоит жизненный выбор. Он разводит людей по двум принципиально разным подходам к жизни. Усилия прилагают все. Кто-то просто следует голосу своей природы, иные испытывают дискомфорт от замкнутости мира, из которого некуда сбежать, и надеются, что изучение реальности по ту сторону стекла поможет найти решение, которое когда-нибудь, кому-нибудь, авось, пригодится. Но есть безумцы, которым очевидна тщета как первых, так и вторых. И они начинают путь, условно говоря, головастика. Отращивают лапки, пробуют, каким усилием отбрасывается хвост, мешающий передвижению в ином уровне бытия. Что такая возможность имеется, им говорит внутренний голос. Он же подсказывает им, что в любой рыбе есть такая возможность, несмотря на то, что в глазах всего мира это дело неслыханное - чтобы рыба становилась амфибией, а потом и выходила на сушу. В эволюции - возможно, но за одну жизнь?!
*
О серьёзных вещах можно говорить разве что притчами. Сказки ни на что не претендуют, они развлекают одних и подсказывают другим, где искать начало заветной тропы, уводящей с кругового трека. Планеты движутся по кругу, и с пересечением вселенского гринвичского меридиана на счётчике перескакивает последня цифра, и игла на виниловой пластинке соскальзывает на повтор навязчивой песенки, но настоящие изменения происходят на другом плане, так что и поздравление с Новым годом можно завершить на оптимистичной ноте: ищущие обретают. Не все коробочки в блестящей обёртке, разложенные под ёлочкой, оказываются пустыми.