Театр и философия

Nov 09, 2024 12:04


Вообще-то я давно перестал ходить по театрам, но тут довелось посмотреть спектакль очень камерного театрика, поставленный на основе творчества двух выдающихся современных философов. Из вещей, приятно удививших - уровень актёрского мастерства и сильный сценарий. Да, этим можно увлекаться, наслаждаться, это можно ценить и смаковать. Таковы театралы. Я понимаю также не-театралов, идущих на спектакль ради эмоциональной встряски и возможности взглянуть на свою жизнь иначе, и, возможно, что-то переоценить или даже изменить в ней. Когда такое удаётся, труппа может на полном основании гордиться своей постановкой.

Театр очень камерный, и они сделали традиционным дополнительное неформальное обсуждение в конце, на которое осталась примерно треть зрителей. Мне было интересно увидеть разницу между актёром на сцене и человеком в жизни, поэтому я тоже остался. Интересно было также, что побуждает делать такой спектакль. В обсуждении участвовали ещё режиссёр всего проекта и театральный критик. Философы и актёры - это совершенно другая среда, с которой я давным-давно не сообщаюсь, и новое соприкосновение было подобно возвращению в город детства, когда приезжаешь посмотреть на уютный дворик, а вокруг видишь одни многоэтажки и сквер, словно сошедший с 3-D чертежа дизайнера.

Итак, если по существу… Странные всё-таки люди эти философы. И актёры. И, наверное, люди вообще - но о них как-нибудь в другой раз )) Вот главный тезис спектакля: философия - это боль, это крик. Настоящая философия рождается из боли, потому что только она может сподвигнуть человека перестать, наконец, притворяться и начать жить по-настоящему, а не играть, не произносить заученный текст. Только боль может вынудить человека жить собой.

И вот этот тезис попадает в резонанс с ощущениями актера и режиссёра спектакля, и они делают спектакль. И играют его - уже несколько лет, играют успешно. И на обсуждении, оказывается, часто задают этот вопрос: «помог ли вам сделанный спектакль освободиться от вашей боли?» Ответ: «в первые час - полтора после спектакля - да, чувствуешь огромное облегчение… А потом… если по жизни (пожимает плечами)… нет, боль никуда не ушла».

Это - выбор. Парадоксально, но, имея возможность освободиться от боли, люди предпочитают оставаться в ней, страдать. Ради чего? На самом деле, всё очень просто, и не видеть этого могут лишь те, кто не хочет этого видеть. Ну и философы, разумеется. Потому что это вообще особое племя, предпочитающее ломать голову над несуществующей проблемой просто потому что им нравится ломать голову. Кто-то получает кайф от курева, а кто-то входит в ступор уже от простого вопроса, какого цвета стул и что он вообще может означать как стул и как не-стул. Как по мне, так выбор философов даже предпочтительней, потому что дешевле.

Так ради чего, всё-таки? Разумеется, по той же причине: так проще. Если нет этой боли, тебе не о чем кричать, а кричать - это выражать себя, это существовать. Когда ты кричишь, тебя слышат, ты - значим, и для себя, и для остальных. Ты - существуешь. И, возможно, портишь жизнь не только себе, но и другим.

Нет, я не об основном актёре. Он, честное слово, показался мне симпатичным парнем. И очень хотелось и помочь ему, и пожалеть - так, чтобы он увидел, что это вполне искренне, что он может быть значим и дорог не только потому, что кричит, а просто как любой другой человек, живущий на планете. Но помогать человеку, пока он сам выбирает другое, не берётся даже Бог.

diaries, искусство

Previous post Next post
Up