Re:
Специальный язык религии Конечно же, жизнь от эпохи к эпохи меняется радикально. Контекст становится совершенно иным, а слова остаются теми же. Соответственно, и наполняются они другими смыслами.
Рождается религия из мистической школы. В этот короткий период (пока жив мистик и «ближний круг», пока работают данные им ключи) формируется ядро учения. Когда образуется собственно религия для масс, многое упрощается, а, следовательно, существенно искажается. Живое взаимодействие уступает место поклонению и вере. Веру требуется сохранять, дабы не внести искажений, и религия консервирует учение, тем самым умерщвляя его. К сожалению, христианство породило понятие о ереси, усилив эту тенденцию.
Сейчас основой религии (будем говорить о православии, оно ближе и понятнее для большинства) служит учение, которое в усреднённом виде изложено в массе православных книжек.
Понятие греха, можно сказать, стало центральным, и это огромная проблема, потому что оно изначально ошибочно: никакие плотские дела не мешают сближению с Богом. Ни еда, ни секс. Можно ещё добавить, что и светская «мораль», которой изрядно сдобрено учение церкви - всё это совсем другая плоскость, «перпендикулярная» духовной.
Вторая принципиальное искажение - это преувеличенная дистанция между Богом и человеком. В итоге создаётся установка непреодолимой пропасти: где мы, и где - Бог! В то время как Бог всегда здесь, Он всегда - рядом с человеком. И не Он отделяет Себя от человека, а человек, следуя учению о своей греховности и недостойности, отстраняется от Бога.
Третье искажение - представление о вере, которая не подлежит никакой проверке. То есть просто веруй, ходи в церковь - и спасёшься, что бы это слово ни означало. И это опять то самое: «кто ты такой, чтобы посягать на познание тех высот духа, которые были явлены святым?».
Главное, что даёт религия - это зримое воплощение Первой заповеди: «Я - Господь, Бог твой…». И это очень значимо. Потому что какие бы искажения в учении ни присутствовали, определяющим является отношение. Если человек всё-таки верит во всемогущество Бога, он открыт чудесам. И их происходит, кстати, среди верующих, немало. Просто рассказы о них не впечатляют. Ну, исцелился человек, ну, предсказал старец - и так и вышло, ну, зажглись сами свечи на престоле… Да мало ли такого, когда не исцелялись, не сбывалось…
UPD (27.09) Отвечая на конкретные вопросы у ИП, нужно сказать следующее. К сожалению, учение современной церкви не открывает обычному человеку путь к Богу (единичные чудеса - это всё-таки о другом) и не отвечает на насущные вопросы внятным языком. Богословы сами не понимают, что они живут в каком-то мире абстракций. Троичность, благодать… Во всё это просто верят - умом, даже не пытаясь найти здесь нечто реальное. Так Бог превращается в идею. Когда-то уважаемый мною священник возмущался: «вот, прихожанки говорят - благодать от иконы… чем они её меряют? Как они её ощущают? Что у них, приборчик какой есть, благодатоматр?» То есть ему самому было неведомо, что благодать реально может ощущаться. Три четверти православных, если помучить их вопросами богословия, на поверку оказываются католиками - другими словами, всё эти богословские изводы не имеют отношения ни к Богу, ни к обычной жизни.
Жизнь верующих погружает их в особую обусловленность, в своего рода субкультуру. И там «грех» становится реальностью и начинает менять жизнь человека сообразно тому пониманию, которое в него вкладывается. В целом учение о грехе гораздо больше препятствует человеку сблизиться с Богом, чем приводит к Нему.