Прекрасный отрывок из книги "Александр II. Жизнь и смерть." Радзинского.
ЯНУСУ ПРИХОДИТСЯ ГЛЯДЕТЬ ВПЕРЕД
Александр - заложник содеянного. Он прикован к колеснице реформ. Ведь освободивши-мися крестьянами кто-то должен управлять. Управители-помещики канули в Лету, тогда как ре-формы, которые сразу принесли ему столько потрясений, надо продолжать. Пришлось создавать новую власть на местах - земские учреждения.
В самом слове «земство» уже была заложена вольность. В Московской Руси по важней-шим поводам происходили собрания всех сословий - Земские соборы - собрания всей Русской земли. И сейчас слово «земля>> было справедливо использовано в названии органов самоуправ-ления на местах. Ибо к управлению местными делами впервые была привлечена вся «земля». В земских учреждениях заседали вместе представители дворян, крестьян и горожан... Но предсе-дателями земских учреждений были предводители местного дворянства, и земцы могли зани-маться только местными делами. И должны были крепко помнить: никакой политики!
Впервые в России царь повелел опубликовать роспись государственного бюджета. Насе-ление смогло узнать строжайший секрет императоров - на что тратятся деньги в государстве. Публицисты теперь обсуждали бюджет в газетах.
И придворная камарилья все чаще повторяла популярную дворцовую присказку: «Посмот-рел бы на все это его батюшка Император!"
Пришлось создавать и новый суд. При крепостном праве помещики были судьями для 20 миллионов крепостных. Но и для свободных людей суд был немногим лучше. Взятка была ча-стью судопроизвода. О судах ходила почти официальная пословица: «Раз берем, то разберем». Судьи могли судить и в отсутствие тяжущихся сторон... В 1864 году Александр подписал новые «Судебные уставы»: в России провозглашалось очередное небывалое - равенство всех граждан перед законом. В стране вчерашних рабов был создан суд присяжных - суд "скорый, справедли-вый и милосердный», равный для всех подданных, зависимость и гласность правосудия, состя-зательный процесс - это было впервые и потрясало современников. Появившаяся адвокатура тотчас родила знаменитых ораторов, их речи печатались в газетах, цитаты из речей повторяла вся страна. В судебных залах новая Россия начинала учиться демократии. И судебные ораторы сделают много для падения династии!
Через полстолетия лидером победившей революции станет адвокат Керенский.
И наконец, может быть, самое для Александра важное - реформа армии.
Не стало больше крепостных рекрутов, из которых формировалась армия его предков. 1 января 1874 года была введена всеобщая воинская повинность.
Покончено с порядком, когда вся тяжесть воинской повинности лежала на так называемых податных сословиях (т. е. крестьянах и мещанах). Теперь равенство - все сословия проходили службу в армии. Были сильно смягчены николаевские антиеврейские законы. Царь отменил секретную инструкцию отца, запрещавшую евреям занимать государственньіе должности. Александр не посмел уничтожить черту оседлосги для всех евреев. Но евреи - купцы первой гильдии и ремесленники, евреи, обладавшие учеными званиями, а также солдаты, отслужившие 25 лет в николаевской армии, получили право проживать вне черты оседлости.
Частью воинской реформы стала отмена телесных наказаний. В России секли с древних времен. Порка была как бы частью завета предков, воспоминанием о «добрых временах отцов» - отеческим наказанием. Секли крепостных, секли гимназистов, секли жен. В XVI веке в зна-менитом «Домострое» был заботливо записан целый ряд правил, как мужу сечь жену, чтобы, проучив ее, не покалечить «принадлежащее мужу живое имущество».
«Стегать надо плетью», но не забывать, что «по уху и лицу не бить, и по сердцу не бить... не бить ни кулаком, ни посохом, ничем железным ни деревянным» (ибо неопытные, видно, ча-сто били - кулаком и по-(сохом). Но люди разумные и добродетельные, «сняв с нее рубашку» (тут не эротика, просто так добро сохраннее), умеют «вежливенько побить плеткой», а потом простить ее и помириться.
Секли, естественно, преступников. Но особенно зверски секли провинившихся солдат. Секли за плохую выправку, за неряшливость в форменной одежде - до 500 ударов, за попытку побега из армии - полторы тысячи, и три тысячи ударов за вторую попытку.
В свое время Николай, «закаляя плаксу», приказал Александру наблюдать наказание.
Били солдатика за попытку побега. Отец постарался быть милостив и вместо полторы ты-сячи велел дать пять сотен. Солдатик, маленький, скуластый, сопел, подергивал плечами и при-читал: «Пожалейте, братцы!» Но знал - не пожалеют! Ибо кто пожалеет, сам пойдет под плеть... Был выстроен строй - шпалерой с двух сторон, это именовалось «зеленая улица». Солдатика оголили до пояса. Ударил барабан. И повели его, несчастного, сквозь строй, привязанного за руки к двум ружьям. Вели два солдата. Вели медленно, чтобы каждый мог ударить шпицруте-ном - во всю силу. Перекрикивая барабан, несчастный вопил, умолял, удары сыпались беспо-щадно! Уже кожа висит лоскутами, уже шатается... упал... подняли... Спины нет - обнаженное кровавое мясо. Еще упал, не встает... Уже не слышно его молений - конец. И мертвое окровав-ленное тело кладут на дровни, и солдаты волокут дровни с трупом. И по хлюпающему кроваво-му месиву строй доканчивает положенное число ударов.
Но Александр помнил популярные слова Бонапарта: «Высеченный солдат лишен самого главного - чести!»
И вместе с телесным наказанием отменил и клеймение.
Так что теперь в освобожденной от рабства стране самым диким оставалось - его самодер-жавие!
Глава шестая.РАЗБУЖЕННАЯ РОССИЯ
РОЖДЕНИЕ ЗАГАДОЧНОГО СЛОВА
В первые полтора десятилетия царствования в духовной жизни случилось невиданное пробуждение. Наступило некое Русское Возрождение - пиршество духа, рождение величайшей литературы, время бури и натиска в науке.
60-е годы - мировой триумф. Менделеев публикует таблицу под названием «Опыт систе-мы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве», известную сегодня как «Периодическая таблица элементов».
Наука становится модной. Материализм и наука - обязательные атрибуты крутой молоде-жи. Кумир молодой России - Дарвин. Идея происхождения человека от обезьяны вызывает осо-бый восторг молодых людей. Ярость священнослужителей восторг этот только усиливает- Все главные труды Дарвина тотчас переводятся.
Именно в 60-х годах известный писатель П. Боборыкин впервые вводит термин «интелли-генция». В дни великих реформ и великих надежд появилось это слово. В это время она чаще именует себя «разночинной интеллигенцией».
Разночинцы (то есть «люди разного чина и звания») - гремучая смесь выходцев из всех со-словий России (духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников). Как правило, разно-чинцы занимались умственным трудом - становились литераторами, журналистами, учителями, учеными.
И они гордо провозгласили новую эру: на смену дворянству на роль авангарда русского общества претендуют теперь они - разночинная интеллигенция.
Но это разъяснение и это определение интеллигенции, скорее, годится для иностранного читателя. В России любому мало-мальски размышляющему человеку оно покажется смешным. Ибо, если быть честными, сама интеллигенция до сих пор затрудняется определить, что же она такое.
Это не класс, это не партия, это не религиозная секта, это не определенный стиль жизни. Это - все вместе. И интеллигенция, как известно, родилась у нас куда раньше определения Бо-борыкина.
В стране беспощадной азиатской власти, в стране феодальной аристократии, всемогущей бюрократии и бессловесного, нищего кормильца - русского крестьянства интеллигенция с са-мого начала взяла на себя роль совести.
С криком боли великого русского публициста «Я взглянул окрест меня и душа моя стра-даниями человечества уязвлена стала» родилась наша интеллигенция... «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что кретьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем: воздух, один только воз-дух», - клеймил дворянство дворянин Радищев.
И стал первым интеллигентом, пострадавшим за печатное слово.
У подножья памятника Петру начинаются мучительные раздумья и битвы нашей интелли-генции: «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» Запад или Восток, Европа или самобытность, европейский камзол или боярская шуба?
«На битвы выходя святые, мы будем честны меж собой». Через весь XIX век идут жесто-кие сражения наших западников и славянофилов, не утихающие и поныне. Этот бесконечный, тщетный, вековой спор!
Много раз писалось, что обязательной чертой истинного интеллигента является оппозиция власти. Но есть еще одна, на наш взгляд, важнейшая черта.
Истинный интеллигент постоянно размышляет о самых главных вопросах бытия. И это даже не размышление - это его повседневная жизнь, его быт.
При этом он свято верит, что все эти важнейшие вопросы надо решить сейчас же, незамед-лительно. Тургенев описывает, как он посетил тяжело больного Белинского. И задыхающийся, стоящий на пороге смерти Белинский тотчас затевает пламенный спор. И, конечно же, о вечном. В разгар спора гостя зовут к столу. Тургенев послушно встает, чтобы идти. «Постой, куда же ты, - негодует Белинский, - какой может быть обед, когда мы не решили главного вопроса - есть ли Бог?..
И западник Чаадаев, и славянофил Тютчев до хрипоты и так страстно обсуждали в Ан-глийском клубе пути России, что слуги были уверены: они уже дерутся... При этом Тютчев справедливо пояснял: «Человек, с которым я больше всего спорю, это человек, которого я боль-ше всего люблю».
Ибо если не спорить о главном - чем жить!
И все эти быстрые размышления, все эти требования - решить все и незамедлительно, как и положено в России, кончаются краем, разрывом до конца, походом к пропасти. Западники выродятся в террористов-народовольцев, славянофилы закончат монархически - охранитель-ными идеями. Но у тех и других на протяжении всего XIX века будет нечто общее, трогательно объединяющее - обожествление простого народа. Безграмотного, угнетенного, темного народа. И те и другие будут твердо, истово верить в «Божий замысел о русском народе». Верить, что там, в глубине нищей темной России, спрятана некая мистическая вневременная и даже вне-историческая правда, которую неспособны уничтожить никакие социальные потрясения.
Все эти взаимоисключающие идеи русской интеллигенции сильно раскачают государ-ственную лодку, в какой-то мере породят будущие русские революции.
И западникам с ужасом придется увидеть постреволюционный финал, когда безумные фантазии героев романа «Бесы» станут повседневностью русской жизни. И славянофилам с тем же ужасом придется наблюдать, как народ-богоносец с упоением, в каком-то дьявольском раже станет разрушать святые храмы, и народ-монархист с пугающей легкостью отречется от трех-сотлетней монархии, говоря словами современника, «сдует ее как пушинку с рукава».
И на корабле, на котором по приказу Ленина в 1922 году отправятся в изгнание светочи русской интеллигенции, будут вместе потомки западников и славянофилов. И насмешливая фраза нашего классика «А как ели, а как пили, а какие были либералы», - была бы весьма уместна на этом корабле.
В эмиграции, на Западе, и в большевистской России им придется понять, какую огромную роль в нашей катастрофе сыграла интеллигенция и великая русская литература. И знаменитый литературовед Венгеров справедливо напишет: «Революция должна сказать спасибо нашей ли-тературе, которая все это время призывала - революцию".
«ЕСЛИ ПИШЕШЬ, НЕ БОЙСЯ, ЕСЛИ БОИШЬСЯ, НЕ ПИШИ»
Это был лозунг новой русской литературы. Он останется таким же в Росси больше, чем на целое столетие вперед, вплоть до горбачевской пересгройки. Время великих реформ Александра - невиданный расцвет литературы, который никогда не повторится в России в таких масштабах. Поток великой литературы, беспощадно критикующей общество, обрушился на это общество.
Плотину николаевских запретов прорвало. И в паре с писателями теперь работают стано-вящиеся так же знаменитыми публицисты. Публицисты открывают обществу суровые пригово-ры, скрытые в книгах. Или будто бы скрытые в книгах. После чего книжные герои шагают прямо в жизнь, становясь ее участниками - нарицательными образами. Становясь «живее жи-вых».
Вместе с писателями они учат молодежь читать эзопов язык.