Во всем виновата Адвита!

Jan 12, 2017 05:51

Недавно мне сказали: Я никогда не жертвую на всяких благотворительных сборах и даже не делаю репосты о больных детях, потому что мне отвратительна эта пратика. Деятельность благотворительных учреждений вредна, поскольку люди, собирающие деньги на чье-то лечение помимо государства, тем самым освобождают государство от его прямых обязанностей - лечить всех бесплатно. Государство расслабляется, потому что ему кажется, будто граждане и сами могут справиться, и перестает помогать тем, кто действительно нуждается в его помощи.

Только не думайте, что это притянутый за уши выдуманный диалог. Это почти точная цитата из живого взрослого человека, который это несколько дней назад произнес.



Мне так стало досадно это слышать и настолько вопиющим показалось это оставлять без ответа, что я решила написать (в том числе и для себя), что я по этому поводу думаю. Да, вслух я спорить не умею, слишком медленно соображаю.

1. Отношение русского человека к государству должно быть ничуть не менее удивительно и необъяснимо для любого западного гражданина, чем карго-культ каких-нибудь полинезийцев! Государство изолировано и недоступно для диалога, государство можно разгневить или обидеть какими-то своими действиями. Государство это такой порочный лентяй, который на самом деле ничего не хочет делать и никому не хочет давать денег на лечение, и как только понимает, что смертные граждане справляются без него, перестает им помогать. И граждане это принимают: а нечего было позволять великому левиафану расслабиться! Это мы сами виноваты! - Черт, это звучит не как отношения внутри правовой системы, а как сюжет греческого мифа, где Зевса перестали просить и задабривать и он - ну такова его натура! - перестал даровать людишкам дождик или за что там он в ответе.



Я бы хотела ответить собеседнику следующее: Если та помощь, которую вы требуете от системы, вам как гражданам гарантирована законом, то отказ помочь, обоснованный всего лишь тем, что внезапно появилось еще одно лицо, предложившее помощь, является нарушением этого закона. И это должно вести к делегитимации тех, кто сейчас представляет систему. Они не справляются с возложенным на них и должны уйти. Не то лицо, которое предложило помощь. Оно-то тут вообще каким боком?

В скобках отметим, что гражданин имеет право и отказаться от протянутой государством руки. И это не значит, что государство должно обидеться и не протягивать руки больше никому. У него, блин, нет такого права. Это как если малыша будут бить и грабить, и за него вступится папа-боксер, то ментам с этого момента будет положено расслабиться и не выезжать на вызовы об избиениях и ограблениях. Ведь город нашел нового героя! Нет, легитимная государственная система так не может работать.

2. Русский человек убежден, что государство это не только волшебный греческий бог с регулярными приступами ПМС, но еще и бездонный мешок с непонятно откуда берущимся баблом. Отсутствие базовых знаний об экономике не позволяет русскому человеку осознать, что деньги в бюджете берутся из определенных источников (один из которых - налоги, снимаемые с русского человека) и имеют те же свойства, что и другие физические объекты. В частности, если физический объект переложить из места А. в карман Б., то в месте А. этого объекта больше не будет.

Русскому человеку несчастные навальные да гудковы пытаются втолковать: "Чувак! Тебя, твою страну, твой бюджет грабят! Смотри, вот дяденька купил на деньги твоей страны Воробьевы горы и просыпается в поместье с видом на Москву-реку; у другого дяденьки есть домик для уточки, а уточка в озере, а озеро в гигантском поместье, в котором ты даже на домик для уточки за всю жизнь не скопишь; - и это все куплено на деньги твоей страны, на твои деньги!" Но русский человек пожимает плечами и говорит: "У меня вроде ничего не украли. Как получал восемь тысяч, так и получаю, все нормально. Не успели украсть, я их пропил уже." Русский человек не знает про налоги и про обязанности государственной системы перед гражданами. Еще русскому человеку говорят: "Чувак, мы за день тратим на бомбежки Сирии годовой бюджет твоего города! Неужели тебе не жалко этих денег?!" Но русский человек не понимает, что такое бюджет его города, не понимает, что такое расходы на социальный сектор и ему действительно пофиг. Русский человек радуется, что ему показывают настоящий боевик и мясорубку по телеку и говорят, что просмотр этой мясорубки его поднимает с колен.

Русский человек не понимает, что поддерживая существующую власть, он поддерживает огромные расходы бюджета (который состоит в том числе из его налогов) на военные операции в неведомых ему странах, на адаптацию аннексированных с его одобрения отстающих регионов, на военные операции в соседних "братских" странах, на прокорм огромного аппарата чиновников и близких к власти вообще неизвестных людей (которые даже особенно не скрывают от русского человека, что тащат деньги себе на прокорм из бюджета; Навальный просто озвучивает это и объясняет как для детсадовцев, но русскому человеку все равно пофиг). Поддерживая перечисленные (и не перечисленные, но тоже поддерживая) бюджетные потери, русский человек вроде как должен понимать, куда уходят деньги из нерезинового бюджета. Почему-то мне показалось, что своим голосованием этой осенью наши соотечественники выразили одобрение текущей экономической политики государства и, соответственно, соображают, что ни на какую социалку денег теперь не останется.

Тут впору позвать на помощь благотворительные НКО, но наш русский брат не так прост! Надо принимать во внимание, что он не принимает во внимание, что бюджет таки не резиновый и имеет свойство иссякать. Нашему русскому брату по-прежнему противно мараться обо всякие НКО, он хочет помощи только от государства-батюшки!

3. Наверно, есть в некоторых странах государственные системы с супер-развитым социальным сектором. Где понимают приоритеты граждан, где нулевая или стремящаяся туда коррупция и казнокрадство, где нет безумных военных кампаний и экономика на подъеме. Возможно, в таких идеальных сферических государствах бюджетных субсидий хватает, чтобы бесплатно раздавать тяжело больным лекарства, стоящие нечеловеческих денег, или каждому нуждающемуся делать сложнейшую операцию у лучшего хирурга за ноль крон ноль эре. Впрочем, хорошая медицина стоит дорого, и даже у полных социалистов расходы предоставление медицинских услуг населению оплачиваются во многом благодаря частным страховым компаниям. Даже в таких странах государство не может взять и просто всех спасти за счет своего бездонного нефтяного бюджета.

В основном же, даже в успешных развитых государствах, с куда лучшим экономическим положением, где бюджетные деньги расходуются не так, как у нас, и где живет не по 4-5 млн человек, как в соцстранах Скандинавии, а, скажем, несколько сотен тысяч, где есть серьезное имущественное расслоение, где не каждый может отбить своей супер-страховкой все возможные затраты на здоровье, власть не в состоянии просто взять и всех полечить за госбюджетные деньги. Вроде все хорошо, все сделали что могли, но даже тут не обойтись без какой-нибудь местной Адвиты, если ты не заработал на страховку и внезапно нашел у себя рачок.

Благотворительные организации нужны всегда. Даже хорошо работающее государство не может оказать всем несчастным оптимальную помощь. И тогда одни скидываются по рублю на конкретного несчастного и спасают его. Но эта деятельность, конечно, не дает властям права перестать оказывать ту поддержку, которую они по закону взяли на себя.

Если же мы все решим строить у себя процветающий социализм по скандинавскому образцу, то надо готовиться беречь бюджетные деньги и забыть о войнушках и славе, а также начать всем вместе зарабатывать по 70 тысяч крон, из которых 50 будут сниматься налогами (только так можно обеспечить идеально работающий социальный сектор), и еще страховку надо не забыть оплатить.

Медицина - штука дорогая. Будь ты хоть кот Вжух, она не станет дешевле от этого.

4. Еще такой интересный момент. Из разговора я поняла, что благотворительные организации вообще нужно перестать поддерживать. Нужно, чтобы они прекратили свою деятельность поскорее. Тогда несчастные тяжело больные начнут помирать без их помощи, и "государство" поймет, что оно все-таки нужно кому-то, и снова начнет субсидировать лечение из своего бездонного мешка денег.

Даже если бы так случилось, интересно, каких больных следует принести в жертву? Тех, которые страдают сейчас, или в следующем году? Может, они будут не такие милые и их можно будет не пожалеть для хорошего дела?

А если все-таки у волшебного "государства" действительно истощился казенный мешок и оно реально не может взвалить на себя всех этих несчастных? Ну, всякое бывает, на Зенит-Арену осталось, да и, в общем-то хватит с вас. Так что с несчастными? Пусть мрут назло расточительному государству? Или кретинам, которые за такое государство голосуют вот уже столько лет подряд?

5. Еще русскому человеку кажется, что благотворительные организации помогают совсем небольшому количеству голубоглазых детишек, которых показывают по Первому каналу. Ну и еще каким-то непонятным малышам, мелькающим в ленте новостей.

Русскому человеку кажется, что раньше все было хорошо и помощь в бедах и болезнях оказывалась стопроцентная. А потом пришли благотворительные НКО, стали пиариться за счет сбора ненужных (ведь государство и так лечит!) средств на самых милых и несчастных детишек. И тут государство разобиделось, свернуло социалочку, и помощь перестали получать если не все, то многие. Только на милых глазастиков собирают по-прежнему всем миром.

Русский человек не смотрел статистики благотворительных учреждений. Не видел невероятных списков их подопечных, ему сложно представить какому количеству людей удается помочь вот так, всем миром и силами десятка волонтеров.

Русский человек не понимает, что раньше, когда благотворительность была не в моде еще и государство справлялось само, оно справлялось не лучше, чем сейчас. Просто некому было рассказать в соцсетях или на сайте Адвиты про то, что близкого человека не удается вылечить. Ну, не было соцсетей и сайта.

Да, благодаря двум вещам - информационным технологиям и росту сознательности и гуманизма некоторой части общества - мы стали узнавать о чужом горе больше и чаще. Но это не потому что горя становится больше. Как раз наоборот.

6. Отмету на всякий случай последний аргумент, который не был поднят, но, мне кажется, он порою висит на языке у людей.

Медицина стоит дорого, потому что медицина дорогая. Нормальный врач тратит на обучение десять лучших лет жизни. Выдающийся врач тратит лет пятнадцать (или больше?). На врача учиться тяжело и быть врачом тяжело, даже физически так себе. Поэтому труд врача всегда будет оплачиваться запредельно, так, чтобы врач никогда не чувствовал себя униженным или несчастным.

Следовательно, в условиях, когда весь бюджет куда-то унесли, просить врачей работать за кусок хлеба, потому что надо ведь людей спасать, - скотство. И да, за неимением другой социальной политики, у нас прибегают к скотству.

Однако и скотство не решает всех проблем. Ведь в медицине кроме врачей-рабов есть еще дорогая аппаратура и дорогое лекарство. Которые стоят столько не потому, что их продают проклятые пиндосы, у которых нет души, а потому, что аппаратуру и лекарства создают лучшие специалисты, за услуги которых, да, во всех странах много платят.

У нас Сечину платят и русский человек это кушает, а у них платят фармацевтам и инженерам. Такие дела.
Previous post Next post
Up