«Не счастье, а любовные переживания помогают
творить и создавать великие произведения.»
Осип Брик
Психологи утверждают, что успешные люди находят до тринадцати вариантов решения какой-либо проблемы. Я больше трех никогда не находил, но один всегда. Эрих Мария Ремарк похоже один вариант тоже всегда находил, он сублимировал в творчество.
Его продолжительная и мучительная связь с Марлен Дитрих вылилась сперва в роман о любви «Триумфальная арка», а позже в роман «Черный обелиск», тоже о любви, но уже к сумасшедшей. Неуверенный в себе, страдавший , несмотря на свою популярность, комплексом неполноценности, писатель придумал идеальную женщину - душевнобольную с раздвоением личности: «Сегодня она - Изабелла, я это сразу вижу. Тогда она живет в призрачном мире, не имеющем ничего общего с действительностью, он легок и невесом, она и себя и меня принимает за кого-то другого, притом не всегда за одно и то же лицо. То я Рольф, то Рудольф, а однажды появился еще какой-то Рауль. Рольф - это, видимо, некий скучный покровитель, я терпеть его не могу; Рауль - что-то вроде соблазнителя; но больше всего я люблю, когда она называет меня Рудольфом, - тогда она становится мечтательной и влюбленной.»
Как удобно! Надо всего лишь дождаться подходящего момента и вот он по своему выбору уже покровитель, соблазнитель, возлюбленный. Не надо прилагать никаких усилий, чтобы быть кем-то, призрачный мир, легкий и невесомый: «О, как нежна, как упоительна. Жизнь мотыльков.» В мечтах, в фантазиях. В реальной жизни у Ремарка все было гораздо сложнее.
Действие происходит в родном городе писателя Оснабрюк, в романе Верденбрюк, часто в ресторане отеля «Валхалла», он и сегодня существует.
Давно уже хочу побывать в ресторане, где бывали герои книги, поговорить, обсудить с кем-нибудь роман, а вот не с кем. Среди моего окружения нет никого кто читал Ремарка. Оказывается не всегда могу найти хотя бы один вариант решения проблемы.
А вот Ремарк мог, свою совсем не «легкую и невесомую» жизнь превратил в литературные шедевры.