Иранский каламкар

Apr 29, 2012 13:41

Оригинал взят у irinadvorkinaв Иранский каламкар

В Государственном музее Востока 21 апреля 2012 состоялась лекция-мастер-класс по иранской набойке, организованная Фондом поддержки культуры и искусства «Умана».   (Второй сайт).
Мастер иранский набойки Мортеза Джафари специально приглашен в Москву для проведения нескольких лекций. Был показан документальный фильм «Тысячи оттисков», подготовленный по заказу Фонда «Умана», посвященный технике создания рисунка на ткани вручную.
В старину в Иране наносили рисунок на ткани из хлопка, которые привозили из России.
Сегодня ткани, как и в старину, ткут на ручных двухремизных горизонтальных станках с подножками (таких, как наш известный станок см. №4)
На фото справа - переводчик.





Мастер привез для показа ткани, которым уже 170-200 лет.
Этот рисунок в Иране называется «русский ситец».


Прямоугольная ткань с тончайшим рисунком, используется в бане.


В Иране есть несколько династий, которые занимаются этим ремеслом уже 200-300 лет.


Павлины незаметно превращаются в листья и цветы, а те в свою очередь - в диковинных птиц. И этот круговорот напоминает нам о существовании райской жизни.


С обратной стороны подшита фабричная ткань.


Сообщают, что создание рисунка с помощью штампов изобрели персидские ремесленники во времена Сефевидов в XVI в.


Далее - некоторые кадры из фильма, снятые с экрана, поэтому качество разное.
Завязывать концы нитей в кисточки по всем четырем сторонам скатерти доверяют женщинам на дому.
Все остальное делают мужчины.


Сначала ткань стирают, чтобы она дала усадку до росписи.


Ткань не гладят, а отбивают о камень. Тогда красители лучше ложатся.


Сушат, прижав камушками.


Сообщают, что делают каламкары в разных районах страны, но наиболее известны ткани из Исфахана.
Раньше делали рисунки тростниковым пером - каламом, поэтому техника называлась «каламкар». Потом появился штамп, а название осталось.
Первые штампы были каменными, их тяжесть как раз подходила для такой работы.


Потом их стали делать из дерева.
У некоторых мастеров сохранились штампы, которым 400 лет!
Дерево для штампа (груша, боярышник) сначала сушат 3 года в тени.


Заготовку обрабатывают в бараньем жире, он должен впитаться - это длительный процесс. В результате дерево становится более подходящим для резьбы и краска меньше впитывается.
Слева лежат шаблоны узоров. С них рисунок переводят на дерево.


Вырезание рисунка. Штампы создают специальные мастера и это само по себе уже искусство.


Штамп делают из нескольких деталей, чтобы было легче заменять части, пришедшие в негодность.
Когда штамп готов, вырезают для него рукоять.


Краску делают густую. Кистью переносят её в широкую и плоскую глиняную емкость, покрытую тканью. К ней и прижимают штамп.


Прикладывают штамп к ткани точно в нужное место.
На каждом штампе свой рисунок на каждый цвет.
Т. е. один сложный мотив наносят штампами нескольких цветов.
Обычно используют 4 красителя.
Сначала на ткань наносят контуры рисунка черной краской.


Прибивают сильным ударом. Вот для чего нужна эта подушечка, прибинтованная к руке мастера.


Следующий цвет - красный.




Желтый.


Синий.


На углу закрывают от штампа часть рисунка для состыковки орнамента.


Сохнут готовые скатерти.


Сауна для ткани. Скатерти держат на пару, чтобы краска закрепилась.




Стирают в проточной воде - реке Заяндеруд (Дарующая жизнь), на которой стоит Исфахан.


Ткань кипятят в большом чане 1-1,5 часа в отваре из корок граната. После этого краски становятся ярче, а белая ткань приобретает более теплый оттенок.






Снова несут в прачечную.




Четверо рабочих за один день могут сделать 40 кв. метров ткани (весь процесс целиком).


И снова сушат.


И потом продают.


Фильм закончился. Далее - живые объекты.
Незаконченные штампы на разных этапах создания. На левом виден нанесенный и ещё не до конца вырезанный рисунок.


В процессе участвуют разные вспомогательные вещества.
Например, трагант (трагакант) - густой сок, вытекающий из ветвей кустарника рода астрагаловых. Применяется для всех красок как клеящее вещество, загуститель. Перед использованием его замачивают на неделю.


Корни марены - традиционного красного красителя. В порошке краситель называется  краппом. Был популярен как дешевый краситель, дававший около 20 оттенков от розового до почти фиолетового.


Как вы догадываетесь по яркости оттенка, это не прославленный индиго, а его синтетический аналог.


Краситель из куркумы.


Кисть делают из козьей шерсти, потому что она не впитывает так сильно краску и руки не пачкаются.
Емкость для красителя наполнена камедью абрикосового дерева (натёки, выступающие из трещин деревьев). И накрыта слоями ткани. Получается такая подушка для штампа.
Т. о. камедь потихоньку смешивается с краской.  Ткань лежит на столе на мягкой подстилке, чтобы штамп входил поглубже в ткань.


И, наконец, зрители могут попробовать свои силы в прямом и переносном смысле (этому штампу 200 лет).


Современные скатерти и салфетки.
Ткани полотняного переплетения с плотностью, примерно, 11х11 нитей на 1 кв. см.


Ткани - грубоватые, не плотные, но довольно толстые…


…поэтому на изнанку краска не проходит.


В ручной набивке, кроме красоты узоров и сочетаний цвета, ценится точность попадания штампом в нужное место.


Используют ткани каламкар не только для скатертей, но и для занавесей, одежды, сумок, словом, любых текстильных изделий.


Спасибо Мастер Мортеза Джафари!
Следующая лекция-демонстрация для взрослых и мастер-класс для детей и взрослых состоится на
выставке-ярмарке «Восточный Базар» на Дизайн-заводе «Флакон».
Работа выставки:  27-29 апреля сего года.
Адрес: Большая Новодмитровская ул., д.36
Мастер будет работать на стенде фонда «УМАНА» 27 и 28 апреля.
Можно будет приобрести его работы.
Ансамбль «Мехрабанана» (возглавляет коллектив Хамид Реза Даду), состоящий из иранских и российских музыкантов и действующий в Москве, будет выступать на выставке-ярмарке «Восточный базар», 29 апреля (воскресенье).
Программа мероприятий "Восточного базара" на Главной сцене.

клад

Previous post Next post
Up