Начинаю серию постов о мозаиках в Израиле. Это настоящий клад для художников. Много сохранилось древних мозаик, что-то реставрировано, где-то выставлены копии. Много интересных современных мозаик можно встретить в храмах и просто на улицах. Поражает бережное отношение к ним.
Это рассказ о монастыре св. Герасима Иорданского.
Текст
yozhik_ http://users.livejournal.com/yozhik_/98422.htmlНо фотографии и личные впечатления мои.
Если я правильно поняла, при монастыре существует мозаичная мастерская и школа.
Если ехать к Мёртвому морю через Иерусалим, недалеко от того места, где шоссе плавно поворачивает на юг, находится малоизвестный православный монастырь.
Построенный в конце XIX века на развалинах здания периода крестоносцев, монастырь носит имя Святого Герасима, лавра которого находилась неподалеку.
Арабское название места Дейр Хагла (Дейр Хаджла) указывает на его ветхозаветные корни. Если "дейр" означает "монастырь", то "хагла" - это измененное ивритское "хогла": Бет-Хоглой ("дом куропатки") называлось селение на границе уделов колен Иуды и Вениамина (Иисус Навин 15:6, 18:19)
Несколько лет назад недалеко от монастыря было основано еврейское поселение с таким же названием.
Монастырь Св. Герасима до прокладки шоссе. Начало 90-х гг.
Взято из книги "Археология - линия горизонта".
Герасим (?-475 гг.) был уроженцем города Миры в Ликии (ныне город Демре, Турция). По одной версии родился в религиозной семье и стал монахом в раннем возрасте, по другой - был купцом и стал вести монашеский образ жизни после того, как чудом спастя от тяжелой болезни (см. повесть Н.Лескова
"Лев старца Герасима").
В Палестине примерно с 450 года. Его главным вкладом в монашескую жизнь стало основание первой лавры в Иудейской пустыне, в которой Герасиму удалось собрать монахов-отшельников, бродивших по пустыне. Пять дней в неделю монахи жили в своих кельях по правилам, установленными Герасимом (очень жестких, о чем упоминается в описаниях современников), а субботу и воскресенье проводили в совместных молитвах и трапезах. Развалины лавры и келий частично сохранились.
Подробнее об устоях жизни в лавре можно почитать в
статье Кристины Фитч.
После Герасима в дельте реки Иордан было основано еще порядка десяти монастырей, процветавших до арабского нашествия в VII веке.
Но широким слоям верующих имя Герасима известно не его успехами в организации монастырей, но благодаря легенде о его встрече со львом, якобы имевшей место в 470 году. Львы действительно водились в Палестине до XVIII века, но случай, произошедший с Герасимом, исключительный - он не только осмелился вытащить занозу из лапы животного, но и приручил его. Лев стал охранять осла, на котором в монастырь переносили воду из Иордана.
Далее легенда гласит, что ослик был украден, а лев обвинен в том, что съел его. После того, как ослик нашелся, Герасим раскаялся в незаслуженном наказании, и дал льву имя Иордан.
Кончается история тем, что лев умирает на могиле Герасима.
Никаких 3 шекелей за вход с нас не взяли. Наоборот, подарили свечку и
иконку.
В шкафчике перед нишей сложены кости погибших монахов, погибших, предположительно, во время нашествия персов в 614 году. У противоположной стены есть еще один такой шкаф с костями. В полукруглом углублении в той же левой стене, но ближе к выходу, находится настенная иллюстрация к притче о Герасиме и льве Иордане. В отличие от старинных икон на ней можно найти и ослика, и верблюда. На заднем фоне художник разместил изображение современного монастыря. По состоянию росписей можно судить, что часовня недавно была отреставрирована.
х
х
Еще хочу добавить, что монастырь этот - чудесный оазис посреди пустыни. Меня еще удивили птицы в клетках и стеклянные разноцветные шары, развешенные по деревьям.
Вот нашла ещё один очень интересный рассказ о мозаичной мастерской монастыря св.Герасима
http://seagull-gull.livejournal.com/385317.html