Сфотографировал эту работу в Дрезденской галерее, почти вплотную поднеся объектив к холсту. Видна каждая трещинка красочного слоя, каждая пора холста. Не говоря о самой фактуре. Такой узнаваемой, неповторимой рембрандтовской. Казалось бы, ничего особенно недостижимого нет. Лепка формы, моделировка светотенью, пастозный красочный слой. Принцип: верный тон на верное место. Никакой излишней детализации. Все то, чему учился в среднем и высшем учебном заведении. Никаких претензий на оригинальничанье. Сугубо постижение зримого. И все-таки...Стремишься-то к тому же, и даже ровно то же самое стараешься делать. А потом посмотришь, что вышло. И какое-то все пластиковое, искусственное...А здесь все до малейшего бугорка - ПОДЛИННОЕ! Совершенно непонятно, в чем тут дело! Изменившаяся технология изготовления холста, грунта, красок? Иные кисти, лаки?..Техника нанесения красочного слоя вроде бы известна. В общих чертах. Но, скорее всего, нюансы утрачены. Да и самое главное утрачено. Вера, трепет, открытое, слегка наивное восприятие мира...
И, почему-то, глядя на этот небольшой кусочек холста, к которому прикасалась кисть Рембрандта, сразу забываются, отпадают все высокопарные разговоры о путях развития искусства, поисках собственного пути, актуальности и тому подобной пене. Все меркнет перед этой ЧЕСТНОСТЬЮ...
P.S. Полностью портрет смотрите здесь
http://bp2.blogger.com/_vYPIDwOMhm4/RxUc2FXTneI/AAAAAAAADUM/Z4eh5p1rPF4/s1600-h/rembrandt009.jpg