Современная жизнь французской аристократии

Aug 30, 2013 21:39

Оригинал взят у marisols в Современная жизнь французской аристократии


Французская конституция по-прежнему опирается на принятую 26 июля 1789 года Декларацию прав человека и гражданина, где сказано: «Во Франции не может существовать ни дворян, ни дворянства... ни других различий, проистекающих из рождения». В 1955 году парижский суд постановил: «Принадлежность к аристократии больше не имеет юридических последствий». То есть, формально никакой аристократии во Франции нет. На самом деле это не так.

В фамильных замках сегодня живут около трех тысяч французских аристократических семей.Каждый из представителей той или иной династии разделяет заботы по сохранинию имения, стараясь сберечь то, чем владели предки. На это уходит много сил и средств, но другие варианты даже не обсуждаются.

Эрик Менсион-Риго, идеолог современной французской аристократии: «Истинный аристократ будет скорее стричь газон и чинить крышу своего семейного гнезда. Натоящий аристократ презирает деньги. Это буржуазная ценность, для нас они не играют никакой роли. Для нас главной ценностью является честь».

В конце ХХ века две трети французских аристократических семейств, взгляды которых излагал Менсион-Риго, жили за чертой бедности.

Распорядок дня французского аристократа мало изменился со времен Рене де Шатобриана и Марселя Пруста. Поменялось только его наполнение: в основном это работы по дому и саду.

Сегодня, чтобы как-то заработать, многие открыли в замках музеи или отели для туристов - то, что американцы называют Bed and breakfast, а французы - Chambre d’hôtes, дома в которых хозяева сдают постояльцем комнаты и кормят завтраком. Посетители иногда принимают их за прислугу. В ответ те лишь учтиво улыбаются.



Графиня Аликс де Сен-Венан представляет собственную продукцию

Некоторые владельцы поместий весьма успешны. Принц Филипп Морис де Брогли в 1991 году устроил в замке Бурдезьер музей и гостиницу, заработав только за год 3,5 миллиона франков. А его брат организовал в производство садового инвентаря под маркой «Принц-огородник», которое теперь ежегодно приносит ему 6 миллионов прибыли.



Княгиня Марисоль де Ла Тур д'Овернь

Княгиня Марисоль де Ла Тур д'Овернь - признанный специалист по реставрации исторических садов и парков. Сегодня она занимается развитием культурных, технических и туристических связей с Россией. Уход за фамильным замком Эне-ле-Вьей в Шер и садами, которые она создала - ее настоящая страсть.



В основе аристократического этикета лежит жесткое самоограничение. Богатый аристократ внешне никак не отличается от бедного. О классовой принадлежности судят не по доходам. Умение не показывать материального положения воспитывается с детства. Именно оно делает стремление к аристократизму нуворишей безуспешным.

Аристократа легко узнать по умению провести досуг и склонности к игре. На первом месте, как и в старину, рыбалка и охота. Французский аристократ умеет играть в трик-трак, танцевать, музицировать, различает породы птиц и разновидности растений, знает наизусть Расина. Потомственная библиотека аристократа - это английские книги по сельскому хозяйству, история рыцарства, труды отцов Церкви, непременно двухтомная история французской аристократи Бонвилье, а также семейный фотоархив и портретная галлерея. Портреты развешиваются строго по одной линии, другие способы - признак дурного вкуса.



В замке Эне-ле-Вьей

Принцип сдержанности и умеренности распространяется на все. Знаменитая формула «из-за стола нужно вставать немного голодным» выведена вовсе не современными диетолагами, а представителями дрвних родов.

Характерной аристократической чертой является любовь к чаепитиям. Чайный столик - постоянный атрибут гостиных, а чаепитие во время охоты определяет аристократа с давней историей.

Правильно выбирать столовые приборы и красиво есть - обязанность аристократа. Во время званого обеда гостей рассаживают в соответствии с их возрастом и родом деятельности. В домах аристократов принято при прочих равных условиях отдавать предпочтение военным. За ними идут ученые, писатели, художники и чиновники. Однако, если среди приглашенных есть священник - ему отводится самое почетное место.



Протоиерей Михаил де Кастельбажак,
гасконский дворянин, принявший Православие

Хозяин садится в центре, на французский манер или во главе стола - на английский. Иногда для обеда используется несколько небольших столов. Если за столом поровну мужчин и женщин, а общее число гостей кратно четырем, стол «ведут» два мужчины и две женщины. Если число гостей четно - один мужчина и одна женщина. Республиканские чиновники с удовольствием обращаются к потомственной знати за консультациями по таким непростым вопросам.



Графиня Мари де Тилли

Узнают друг друга не по одежде и автомобилю, а по манере себя держать и говорить. Признаком дурного тона считается начать беседу с изложения дела. Сначала следует обсудить светские темы и лишь потом, словно невзначай, коснуться главного. Аристократ всегда старается сделать предметом разговора собеседника, а не себя самого. Оправдываться не принято ни при каких обстоятельствах, лучше взять на себя чужую вину, чем переложить ее с себя, пусть и заслуженно.
Аристократ никогда не сообщит о чьей-либо смерти без необходимости, чтобы не огрчить собеседника. Правило «разговор должен быть приятным» соблюдается неукоснительно. Интимная жизнь, наркомания, жестокость, деньги - запретные темы. Много рассуждать об одежде почти так же неприлично, как и быть плохо одетым.

Современный аристократ относится к своей одежде с известной долей пренебрежения. Когда у него образовался некий гардероб, новые вещи покупаются лишь на смену тем, что носить уже никак нельзя. Как правило, он включает в себя довольно однотипные костюмы. В повседневной жизни аристократ не считает зазорным надеть клетчатую рубашку, презираемую во Франции «белыми воротничками», и закатать рукава. Вплоть до конца ХХ века признаком следующего аристократическим традициям мужчины были зачесанные назад волосы. Сегодня это требование уже перестало быть обязательным.



Французский аристократ и наездник Тиболь Утан
с супругой, теннисисткой Мартиной Хингис

Недавний экономический кризис заставил женщин-аристократок обменивать и дарить одежду, а также устраивать частные распродажи своих гардеробов.

Исторически традиционные для знати морская торговля и разведение породистых лошадей определили декоративные элементы одежды. Галстуки, платки и платья украшаются изображениями сбруй или якорей. Теперь это обрело популярность у буржуа, поэтому аристократы покупают одежду с морской или конской символикой нечасто.

Правило французского аристократа - «покупай французское». Самое жесткое ограничение касается выбора автомобиля. Самые популярные в их кругах марки - «Рено» и «Пежо». Французский аристократ никогда не приобретет «Мерседес», который считается вульгарным атрибутом успешных буржуа, а тем более никогда не сядет в stretch-автомобиль. Лишь в Северной Франции допускаются иномарки «Сааб» или «Вольво».

Самый крупный и престижный аристократический клуб в Париже называется Jockey Club. Гостей встречает лакей в ливрее, торжественно оповещающий сидящих в зале: «Прибыл граф N». В клубе отмечают знаменательные даты : 21 января - день казни Людовика ХVI и Святой Губерт - праздник охоты в ноябре.
Женщин в клуб не допускают. В Jockey Club некогда отказали Валери Жискар д`Эстену из-за семьи Жискаров, «усыновивших» адмирала д'Эстена, героя американской войны за независимость, в обмен на его титул.

Ассоциация французской аристократии арендует под офис обычную четырехкомнатную квартиру. Отсев самозванцев - главная задача Ассоциации. Комиссия из девяти человек, куда входят историки и специалисты по генеалогии собирается раз в неделю, чтобы рассмотреть иски и документы. Не так давно во Франции вышла «Энциклопедия фальшивой аристократии», которая утверждает, что сегодня в стране более 15 тысяч фальшивых «дворян», то есть в пять раз больше, чем настоящих.

Сегодня во Франции аристократия переживает своеобразное возрождение. Аристократизм стал синонимом успеха. Представителей знати охотно берут банки для работы с VIP-клиентурой, и фирмы, экспортирующие традиционные французские товары - парфюмерию, вина и сыры.
Руководство «Шанель», «Палома Пикассо», «Галлимар», «Ланком», «Нина Риччи», «Кристиан Лакруа», «Кристиан Диор», «Банк де Пари» пригласило на ключевые должности аристократов.

Диана де Сен-Марк, сотрудница агентства по связям с общественностью «Арт-5»: «Многие считают, что частичка 'де' предполагает умение вести себя в обществе, а там, где речь идет о public relations, это играет большую роль. Аристократия и роскошь идут рука об руку. Все эти качества нужны для того, чтобы продавать предметы роскоши за большие деньги».



Графиня Мари де Тилли

Графиня Мари де Тилли, дочь и внучка французских дипломатов, ее род восходит к началу Средневековя. Сегодня Мари преподает редкую науку - Art de Vivre, или Искусство жить, как французский аристократ. Она основала «Ателье этикета и изысканных манер French Touch», клиентами которого стали всемирно известные бренды и крупные международные компании. Мари отвечает за прием жен иностранных дипломатов в Елисейском дворце.
Previous post Next post
Up