Аметистовый берег.

Oct 26, 2018 10:00



Изначально мы планировали после Мурманска ехать в Хибины, но прогноз погоды был неблагоприятный. Ближайшие три дня дождь. Ищем место где будет солнце. После недолгих поисков солнце нашли на берегу Белого моря. Решено едем на Терский берег.


Первая остановка на смотровой площадке откуда открывается прекрасный вид на Кандалакшский залив.

01


02


03


Едем дальше вдоль моря. За Умбой в очередной раз пересекаем северный полярный круг.

04


05


https://instagram.com/p/BmSqdkpl8vs

06


На подъезде к селу Кашкаранцы на небе началось светопредставление. Через разрывы в тучах стали появляться солнечные лучи.

07


Итак, древнее поморское село - Кашкаранцы существует с конца 15 века, и у этого села - удивительная история. Стоит село на совершенно голой территории на самом берегу Белого моря. И продувает его летом и зимой со всех сторон. Поселились здесь поморы, казалось бы, в не очень благоприятных условиях, и были на это веские причины. Здешние места богаты рыбой - она и давала поморам жизнь. Основной доход селяне получали от промысла семги и нерпы.

08


Существующая кашкаранская Тихвинская церковь была построена в 1895 году.

09


В XV веке земля эта принадлежала боярыне Марфе Борецкой из Новгорода, но похозяйничала она недолго. В 1470 году она передала эти земли Соловецкому монастырю. Именно с монахами из Соловецкого монастыря и связаны удивительные истории этого края.
Начать повествование об удивительных чудесах следует с описания трех святых - Аксия (Астерия), Авксентия и Тарасия, погребенных в Кашкаранской церкви Тихвинской иконы Божией Матери, вернее погребенных в часовне, которая ранее стояла на месте церкви. Сейчас часовня является частью церкви и под алтарем существует крипта.

10


Итак, первым из святых на этой земле появился Аксий. Тогда села еще не было, а был только Кашкаранский наволок, куда приходили поморы на промысел.

Аксий был монахом и жил в монашьем ските. Прославился Аксий тем, что своими молитвами поддерживал болевших цингой, но сам заболел и умер именно от цинги. После смерти инока кто бы из больных цингой не приходил ко гробу попрощаться с усопшим монахом, от гроба отходили уже здоровыми. И таким образом цинга на всем Терском берегу исчезла. Духовные власти Соловецкого монастыря велели доставить тело монаха к ним. И вот лодка с телом усопшего вышла в море. Вышли они почему-то в ночь. А наутро обнаружили, что лодка оказалась на том же самом месте, откуда отчалила вечером. Этот знак «прочитали» и похоронили Аксия здесь. Место захоронения стало очень почитаемым, к нему потянулись люди со всего Терского берега.
А что сделали Авксентий и Тарасий, что их признали святыми? Если Аксий изгнал из края цингу, то Авксентий и Тарасий имели власть над местными «нечистыми духами». Их молитвами были прекращены жуткие ночные видения, явления древних покойников и прочих привидений. Кашкаранские тони всегда считались особенно нечистым местом.
Над могилами Аксия, Авксентия и Тарасия были поставлены кресты и захоронение это очень почиталось поморским людом. Считалось, что для благополучия в промысле нужно помолиться у могил Кашкаранских иноков.
В 16 веке над могилами трех иноков была воздвигнута первая Тихвинская Часовня.

11


1932 году церковь занял клуб и комсомольцы сожгли иконы и церковную утварь. Сожгли все, но чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери как сквозь землю провалилась.
В 1967 году маленький мальчик, забежал в клуб. И вдруг, на него упал стенд с фотографиями передовиков производства. Ребенок заплакал и на его плач сбежались взрослые, которые увидели, что стенд оказался той самой иконой, которую не могли найти уже много лет.
Обнаруженную икону отправили в Варзугу, в Успенскую церковь и засунули на чердак. Еще 30 лет она пылилась там без дела, пока в России не стали восстанавливать церкви….
Осенью 2002 года, у алтаря Тихвинской церкви, все еще считающейся клубом, был воздвигнут поклонный крест.
В 2004 году был обнаружен изуродованный золоченый напрестольный крест. Такой крест всегда находится в алтаре на престоле храма и выносится лишь в конце Божественной Литургии для поклонения верующим.
Тогда же была найдена двусторонняя живописная часть растерзанной иконы - хоругви с образом Воскресения Христова и преподобного Сергия Радонежского. Эта хоругвь так же восстановлена и находится в Тихвинском храме.
21 июля 2004 года в Тихвинском храме архиепископом Симоном был отслужен первый молебен.

Вот такая интересная история у этого храма.

12


А ещё здесь есть гидрометеорологическая станция и маяк.

13


14


15


После посещения села Кашкаранцы мы отправились к часовне Безымянного инока Терского. Это ещё одно интересное и необычное место в этих местах.
Основным источником сведений о преподобным Безымянном Иноке, является древнее предание жителей Терского берега Кольского полуострова сохранивших сведения о явлении и чудесах этого «потаенного» святого.

«История эта случилась, где-то в XVI веке «в давних летах», когда еще не было нынешнего поморского села Кашкаранцы, что на Терском берегу Белого моря, и люди в этих краях появлялись на «тонях», приходя сюда с «большой земли» на рыбный и звериный промысел лишь «на сезон».

На постоянное время здесь селились лишь Соловецкие монахи, искавшие уединенного жития в монастырских скитах, что на «рыбных ловлях».

Как-то рыбаки, промышлявшие рыбу близь тони «Точильной», выбирая рыбацкий невод, вытащили с ним на берег и тело некоего монаха. Удивительным было то, что утопший руками держался за снасть и был в полном монашеском облачении, даже с клобуком на голове. Но еще большее недоумение вызвал тот факт, что тело почившего инока оказалось «без признаков тления, ничем не поврежденное». Море, как известно, отдает тела утопших лишь спустя определенное время, когда признаки тления плоти очевидны. Ближайший же, Соловецкий монастырь отстоял от этих мест более чем на сто миль, а монахи выходящие в море, клобуков уж точно не надевают.

Местные монахи «живущие здесь на приказе при рыбных ловлях» на Терском берегу, не опознали своего собрата. Расспросы монастырских людей иных монастырей, так же не открыли имени странного инока.

Тем временем одному же из рыбаков, промышлявшему на тоне «Крестовой», «явился во сне некий монах и повелел похоронить его», указав при этом место на берегу, «где покоится его тело». Рыбак сообщил о явленной во сне воле покойного, и тело погребли на указанном месте.

На могильном кресте написали: «Неизвестный инок», полагая, что со временем имя монаха все же откроется. Время шло, но ни один из монастырей не признал своего пропавшего собрата. Ближайшие потопления в море были три месяца назад, а позже никто не пропадал. Неизвестного инока отпели как Безымянного.

Крест над могилой на берегу, служил хорошим ориентиром при рыбной ловле, и вскоре рыбаки стали замечать, что напротив креста всегда «чудесный улов рыбы». Особенно «хорошо рыбу добывал», тот благочестивый рыбак, что похлопотал о захоронении «чудного инока», да с тех пор на могилку приходил помолиться о помощи на море. Николу Чудника поминал, Варлаамия с Керети, да вот теперь и Инока Безымянного.

И вот в одну из ночей, сей Угодник Божий вновь явился рыбаку и повелел над могилой его поставить часовню. О том повелении узнали и иные промышленники, жившие на тонях Терского берега. Благочестивые христианине с радостью взялись исполнить это послушание, справедливо видя в этом потаенном Божьем Угоднике - преподобном Безымянном Иноке, нового ходатая за них пред Господом, в столь трудном и опасном поморском рыбацком промысле. Вскоре выше по берегу, напротив часовни, открылся источник. Местные жители называют его и поныне источником Безымянного Инока.

Эта небольшая часовенка и источник не вдалеке, всегда были очень почитаемы всеми промышленниками Терского берега. Считалось, что для благополучия в Северном промысле нужно помолиться в часовне у могилы Безымянного Инока. «В промысловое время в ней всегда горела неугасимая лампада». Воду же из источника несли на святую могилку, после чего она целила от болезней и иных напастей. (О таком порядке рассказывают и сейчас, в наше время, старожилы близ лежащих поморских сел).

«А усердствующие отправляют при гробницах их панихиды. Таково усердие жителей к сим праведникам началось со времени самого погребения их и передается от предков к потомкам», так докладывал в 1815 году о почитании на Кольском поморье преподобных Астерия, Авксентия и Тарасия и Неизвестного Инока, Архангельскому Преосвященному Парфению, Благочинный Кольского Воскресенского собора священник Иоанн Дьяконов. «Почитаются они в лике преподобных и исправляются над ними панихиды. Свидетельства же сим мощам не было».

Доклад Благочинного Архангельскому епископу, явился следствием запроса Архангельского Военного Губернатора в Архангельскую консисторию. Запрос этот был составлен на основе разысканий Кольского земского исправника по делам службы неоднократно бывавшего в этих удаленных краях и составившего представление о местных святынях и, в частности, о почитании преподобного Безымянного Инока. В документе господин Губернатор просил рассмотреть «не безызвестно ли духовному ведомству и Его Преосвященству о сих пребывающих под спудом мощах и не следует ли и для сих угодников Божиих установить такое же священнослужение, какое совершается над святыми мощами преподобных Трифона Печенгского и Варлаама Керетского».

В настоящее время почитание этой Северной святыни восстановлено. С 2001 года на могиле приходским священником села Варзуга регулярно справлись поминальные службы. Тропинка к могильному кресту и резной иконе-голубцу была протоптана даже в Полярную зиму. Имеется несколько свидетельств чудесной помощи в рыбной ловле и исцелений по молитвам к Терскому Угоднику. В июле 2003 года попечением благочестивых ревнителей памяти преподобного Безымянного Инока Терского над могилой воздвигнута новая красавица-часовня.

16


17


18


19


Добрались до мыса Корабль и рядом с Чаечьей скалой поставили палатку и заночевали.

https://instagram.com/p/BmRIJZ3lZPF

Утро было тёплым и солнечным. Прогноз погоды не подвёл.

20


Бывшее месторождение аметистов относится к штокверковому типу. К поверхности земли выходит жила аметиста видимой площадью 20 на 5 метров и мощностью 15-20 сантиметров. Кроме аметиста в породах мыса встречаются полевой шпат, мусковит, кварц, флюорит, кальцит и барит.

21


Месторождение полностью отработано, оно было известно аметистовыми щётками с ровной и иногда достаточно тёмной фиолетовой окраской, размером до 500 см² с кристаллами величиной от нескольких миллиметров до 2 сантиметров[4]. Окрас аметистовых щёток ровный, от бледно-сиреневого до тёмно-фиолетового. Изредка в щётках наблюдаются вкрапления гетита. В западной части памятника расположен флюоритовый шток, где в песчаник вкраплены прожилки флюорита мощностью до 15 сантиметров, чередующегося полосами густо-фиолетового и белого цвета.

22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33




Море, камни, экспедиция, Кольский, Храм, pajero sport

Previous post Next post
Up