Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь долгое время был самым северным монастырём. Множество раз разрушался и переносился с места на место. Сейчас восстановлен на месте первоначальной закладки.
01
Основан монастырь в 1533 году преподобным Трифоном Печенгским, на месте, где река Мана (современное название Нама-Йоки) впадает в Печенгу. В 1548 году, после вынужденного ухода Трифона из монастыря, братия самовольно перенесла монастырь ближе к устью Печенги, в место удобное для промысла и торговли.
02
В декабре 1589 года монастырь подвергся нападению финского отряда, подданных шведского короля. Финны перебили всех находившихся в монастыре, после чего сожгли обитель. После этого монастырь был переведён на территорию Кольского острога, к церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы.
03
После пожара в 1619 году монастырь вновь был перенесён на новое место, за реку Кола. Была построена соборная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Однако в 1765 году монастырь указом императрицы Екатерины II был упразднён.
04
Только в 1886 году указом Святейшего Синода монастырь был возобновлён в устье Печенги, на месте гибели печенгских мучеников.
05
После Октябрьской революции, в конце 1920 года, монастырь был разорён. Эвакуированная во время советско-финской войны в Финляндию монашеская община монастыря вошла в состав Ново-Валаамского братства, а настоятель игумен Паисий (Рябов) попал в руки советских спецслужб и 12 декабря 1940 года был расстрелян. 30 января 1984 года, в Финляндии, в возрасте 110 лет, скончался последний из печенгских монахов - отец Акакий (Кузнецов).
06
Монастырь в 2015 году
Русская православная церковь объявила о возобновлении деятельности монастыря в 1997 году. В монастыре хранятся мощи 116 мучеников, погибших при разорении монастыря в 1589 году.
07
В ноябре 2007 года власти Печенгского района Мурманской области приняли постановление о передаче Трифонов-Печенгскому монастырю исторически принадлежащих ему земель в районе посёлка Луостари, где находилась могила преподобного Трифона Печенгского. Кроме того, там были похоронены мученики Иона и Герман, первыми пострадавшие от меча разбойников при разорении монастыря в XVI веке.
08
1 декабря 2007 года в монастыре случился пожар. Полностью сгорел главный храм обители[2]. Решено было восстановить монастырь в том виде, какой он имел в начале XX века на месте его первоначального расположения, в посёлке Луостари, Печенгского района, Мурманской области.
09
Известное «Житие святого Трифона» было написано приблизительно во второй половине XVII века на основании кратких записей-памятей, хранившихся в Печенгском монастыре. Не имея возможности восстановить биографию святого, его агиограф просто привёл разрозненные записи к виду классического жития, заполнив пробелы стандартными агиографическими оборотами о благочестивой жизни святого. Однако существуют документы, которые представляют обращение к молитве и покаянию святого в ином свете. В «Сообщении о земли лопи» голландский купец Симон ван Салинген передаёт рассказ самого Трифона о годах его молодости, когда тот был атаманом шайки разбойников, но пришёл к раскаянию: «Он был грозным для врагов воином, много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил, в чём раскаялся и о чём горько сожалел: поэтому, он поклялся не носить в своей жизни полотна, решил сделать себе обруч вокруг пояса и (вдали) от всех людей, в пустыне, среди диких зверей каяться перед Богом…»
10
В голодный 1548 год братия Кольского монастыря преподобного Феодорита, настаивая на облегчении монастырского устава и, как пишет князь Курбский, обладании землями и угодьями, избивает и изгоняет своего игумена. После этого они явились на Печенгу, к преподобному Трифону. Приход столь буйной братии вынудил и Трифона покинуть монастырь. Канон преподобному Трифону сообщает, что его жизни была угроза от «лихих людей». Варлаам Керетский, когда после своего покаянного плавания он оказался в Печенгском монастыре, предрекает о братии Трифону: «Будут люди и села зело неукротимы, яко дикие звери, твоей ярости и острожелчию подобящиеся». Трифон вместе с небольшой группой монахов на восемь лет отправляется в скитание, собирая милостыню, которую он отсылает в монастырь. В отсутствие преподобного оставшаяся там братия самовольно перенесла монастырь ближе к устью реки, в место более удобное для промысла и торговли. В 1556 году Трифон вернётся сюда с новым игуменом Гурием и царской жалованной грамотой, дарующей монастырю льготы. С этого времени Трифон окормлял свою буйную братию до конца жизни. А обращённые им лопари всегда видели во святом наставника в христианской жизни и защитника от притеснений «лихих людей».
11
12