Началось всё в 2001 году, когда поисковый отряд «Эхо войны» из Обнинска в лесном массиве, в районе деревень Зуев Хутор, Таракановка и Рыляки, случайно обнаружил два захоронения. В одном из них находились останки десяти, в другом - пяти человек.
Там же удалось найти несколько солдатских медальонов. Некоторые из них были пустые, но в трёх хранились сведения о владельцах.
В одном из медальонов оказалась справка, выданная Ноговицыну Аркадию Антоновичу в подтверждение того, что он выполняет особое задание командования в тылу противника и все граждане и органы власти на оккупированной территории обязаны оказывать ему содействие. На документе стояла размытая печать, прочитать которую сразу не удалось.
В другом медальоне верхняя часть вложенного листка бумаги с фамилией, именем и прочими данными красноармейца была утрачена.Но поисковикам удалось прочитать окончание текста, где обычно указывались родственники, которым следовало сообщить о ранении или гибели солдата: «Вескер Берта Соломоновна».
Третий медальон принадлежал Холостову Михаилу Александровичу 1917 года рождения.
01
Были видны отличия в обмундировании и вооружении погибших бойцов от обычных пехотинцев: у них не было противогазов и сапёрных лопаток, вместо трёхлинеек - карабины и автоматы ППД. Командир, комиссар и радист отряда были вооружены маузерами, снайперские винтовки оборудованы глушителями и снаряжены специальными облегченными патронами, обеспечивающими дозвуковую скорость пуле.
02
Начали опрос ветеранов: кто это такие? Одновременно о находке было сообщено в ФСБ. Подняли архивы. И весной-летом 2006 г. поисковиками среди праха бойцов 42-й дивизии в указанном месте были обнаружены останки еще десяти воинов-спецназовцев. Их захоронили во временной братской могиле на берегу реки Рессы вблизи деревни Таракановки, ныне не существующей.
Согласно архивным данным, которые обнародовал Центр общественных связей ФСБ, весной 1942 г. в тыл противника были заброшены семь разведывательно-диверсионных групп. Приказ на это отдал лично командующий Западным фронтом генерал армии Георгий Жуков. Всего из состава 1-го полка ОМСБОН за линию фронта было направлено 259 человек. Группы получили кодовое обозначение "Особые". Общее командование ими было поручено майору Петру Коровину.
03
В ночь на 31 марта 1942 года сводный отряд ОМСБОН в количестве 259 человек по личному приказу Георгия Жукова пересёк линию фронта под городом Кировом и выдвинулся за Варшавское шоссе в район треугольника между Смоленском, Вязьмой и Ельней.
Здесь располагались крупные транспортные артерии, подпитывавшие гитлеровские войска новой техникой и пополнением. Именно железные дороги стали главной целью отряда, который занимался диверсиями в тылу врага, подрывом коммуникаций и сообщал на большую землю сведения о передислокации подразделений противника.
За линией фронта отряд разделился на семь частей, у каждой из которых были свои командир, место базирования и район боевых действий. В отличие от партизан чекисты действовали автономно, всё время находились в лесу. Чтобы не раскрыть себя, им было запрещено заходить в деревни.
Положение затруднялось тем, что после чрезвычайно снежной зимы весна 1942 года выдалась бурной и в апреле многие реки разлились так, что затопили окрестные леса. Учитывая, что во время выхода на задания бойцы иногда преодолевали по нескольку десятков километров и при этом несли на себе тяжёлые вещмешки со взрывчаткой, можно себе представить, в каких невероятно тяжёлых условиях им приходилось жить и воевать. Для этого нужно было обладать недюжинной физической силой, выносливостью и железной волей.
Личный состав особого отряда составляли именно такие люди - все спортсмены, в том числе заслуженные мастера спорта Советского Союза, студенты Государственного центрального института физической культуры.
Поставленную задачу отряды выполнили, о чём свидетельствует положительная оценка руководителя 4-го управления НКВД СССР Павла Судоплатова, координировавшего партизанские и разведывательно-диверсионные операции в ближнем и дальнем тылу противника.Из достоверных источников известно, что за 90 дней своего пребывания в тылу врага отряд ОМСБОН на 50 дней фактически полностью остановил движение гитлеровских поездов на своём участке фронта.
04
Получив приказ на возвращение, майор Коровин собрал 120 своих бойцов и примкнувших к ним окруженцев в сводный отряд и 26 июня предпринял попытку прорыва фронта в районе юго-западнее города Юхнов. К тому времени бойцы отряда вследствие ранений и голода были предельно истощены, многие уже не могли самостоятельно передвигаться. На исходе были и боеприпасы. Утром 30 июня сосредоточившиеся в лесу непосредственно у немецких позиций "Особые" были обнаружены.
Отряд занял круговую оборону и в 9 часов утра 30 июня 1942 года принял свой последний бой. Силы были неравными, но даже в таких условиях советским воинам удалось продержаться шесть часов. Противник обрушил на них шквал огня, обстреливая из всех видов оружия. Чекисты постоянно маневрировали, выискивая брешь в обороне фашистов. Им удалось невозможное - с боем под непрерывным огнём противника пройти около километра и прорваться до первой линии немецкой обороны. Но там их ждали укреплённые траншеи и огневые точки гитлеровцев.
Сохранились описания очевидцев этого страшного боя. О том, как лейтенант Георгий Шевченко с оторванной кистью руки и выбитым глазом поднимал солдат в атаку. Виталию Маслякову пуля раздробила челюсть, практически все бойцы получили ранения, но до последнего шли вперёд на врага…
В трофейных немецких документах 260-й пехотной дивизии 480-го пехотного полка исследователи обнаружили запись о том, что 30 июня 1942 года был бой, в результате которого было уничтожено 70 солдат противника. Ещё 32 человека попали в плен, практически все - из-за полученных тяжёлых ранений, многие - в бессознательном состоянии.
05
Лес вдоль Ресы до сих пор хранит память о тех боях. Везде встречаются мотки колючей проволоки. А сам лес весь изрыт немецкими окопами. Оборона нем цев здесь была глубоко эшелонированной.
06
Незаживающие раны земли.
07
08
09
10
11
12
13
14
15