Балаклава небольшой городок на берегу чёрного моря. Бухта Балаклавы имеет изогнутую форму, так что со стороны моря не видно что происходит в бухте. Это и стало одним из обстоятельств постройки здесь двух секретных объектов.
База подводных лодок . Этот секретный объект начали строить в 1957 году. В те годы между Советским Союзом и США разгоралась «холодная война». Для сохранения конфиденциальности объект было решено называть ГТС (городской телефонной станцией) № 825. По утверждениям специалистов, сегодня ни один из военных объектов (рассекреченных) не превзошёл по величине и мощи станцию в Балаклаве.
01
Объект 825 ГТС представлял собой сооружение противоатомной защиты первой категории и общей площадью около 15 тысяч кв.м. Автономность жизнедеятельности - 30 суток, включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть.
Вход в канал закрывался большим батопортом. Это плавучий гидротехнический затвор. Это позволяло полностью «закупоривать» подземный объект. Выход на северную сторону также перегораживался батопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море.
02
Предназначался для ремонта торпедных подводных лодок проектов А615, 613, 633, 633РВ. В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около 3000 человек. Комплекс был способен выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.
03
Штольня ведущая в минно-торпедную часть.
04
Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.
05
Центральная галерея с противоударными воротами.
06
Галерея ведёт к сухому доку.
07
Механизм привода дверей.
08
В галерее расположена небольшая выставка.
09
10
11
12
13
Все галереи и центральная не исключение, имеют загнутую форму. Это сделано для того что бы гасить ударную волну, если ворота по какой либо причине будут открыты или не смогут противостоять силе взрыва.
14
В этом месте когда-то дислоцировался ремонтный завод подводных лодок "Металлист".
15
16
Водный канал, ведущий к северной стороне, где подлодки могли напрямую выйти в открытое море.
17
А это вид на канал в обратную сторону.
18
Единственная настоящая подводная лодка которая сейчас находится на объекте. По словам экскурсовода это действующий экземпляр.
19
Идём вдоль канала ко входу в объект 820 РТБ.
20
Малый батопорт, который закрывал сухой док.
21
Подземный канал глубиной более восьми метров. Ширина его на разных участках составляла от восьми до двенадцати метров. Все помещения подводной базы занимали огромную территорию (5000 квадратных метров). Площадь акватории, под которой расположен объект, равна 3000 метров.
22
Объект 820(РТБ) "Арсенал". Ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами.
23
Противоударные гермоворота объекта 820, сделанные из листовой стали и залитые бетоном М-500. Выдерживают нагрузку 60кг/см2. Общий вес каждой двери 10 тонн. Ворота имеют электрический привод.
24
Ворота имеют электрический привод. В случае отключения электричества ворота можно было открыть вручную. Для это предусмотрен специальный механизм.
25
Так же здесь установлены водо-газонепрницаемые ворота. В арсенале строго соблюдался и поддерживался температурно-влажностный режим (от 5 до 15 °С влажность - 50-60%), а также максимально возможная звукоизоляция. На ГТС такие тоже были, но не сохранились. Порезали на металл
26
27
Макет авианосца Киев. После распада СССР был продан китайца. Они устроили из него плавучую гостиницу и ресторан с украинской кухней. Киев все таки.
28
29
30
31
Одна такая тележка весит 996 кг, грузоподъёмностью 7 тонн и перемещалась только вручную!
32
Одна из первых крылатых ракет.
33
34
35
Так же здесь располагались так называемые кабинеты сейфы.
36
А хранилось в них...
37
На базе проходили службу около 150 военнослужащих. Арсенал состоял из технической площадки, локальной зоны, большого транспортного коридора, склада для хранения подготовленных боеприпасов и погрузочной площадки.
38
39
40
Фрагмент корпуса подводной лодки проекта 690 "Кефаль"
41
42
Так как противоударные ворота полагалось держать всё время закрытыми, то для прохода людей на объект был устроен людской ходок. С обоих сторон ходок запирался дверями. Механизм был такой, что одну дверь не откроешь, пока не закроешь вторую.
43
На выходе небольшой музей под открытым небом.
44
45
46
47
48
Граница на замке.
49
50