План был такой: едем сначала на Гремячий, а потом прокатится вдоль Киржача и где нибудь там на берегу заночевать. Проезжая Сергиев Посад, возникло желание заехать в Гефсиманский скит. Так он и стал первой точкой в поездке.
01
С середины XIX века и вплоть до установления советской власти он являлся одним из двух родственных, но все же самостоятельных скитов, находившихся по разные стороны Корбушинского, или, как его ещё называют, Верхнего Скитского пруда.
02
Скит который находился слева от пруда до сих пор принадлежит военным и отдавать территорию они не собираются.
03
В российском православии с незапамятных времён сложилась традиция: особо ревностные монахи, испросив благословения у настоятеля, покидают стены обители и селятся в отдалении от неё. Такой уход позволял им в большей степени сосредоточиться на молитве, избегая всего мирского и суетного, что, так или иначе, проникает в стены монастыря. Административно они оставались приписанными к основной обители и во всём повиновались её настоятелю, но избранная ими форма жизни позволяла установить для себя более строгий устав, построенный на правилах строжайшей аскезы. Порой иноки селились уединённо и становились отшельниками, но иногда они, объединившись по несколько человек, основывали небольшой, но самостоятельный монастырь, именуемый скитом.
04
«Скит» (на коптском языке «шиет») - пространная равнина. Так называлась дикая песчанная местность в Египте, начало пустынножительства в которой положил прп. Макарий Египетский в IV в. Впоследствии этим же именем стали называть подобные уединённые места, устраиваемые при некоторых монастырях для искавших безмолвия и жаждущих более сторого подвижничества монахов.
05
Наиболее ранний скит Троице-Сергиевой лавры - Гефсиманский - был основан в середине XIX века иноками, пожелавшими предаться более уединённой молитвенной жизни. Место для него они избрали на противоположном от лавры берегу Корбушинского пруда. Произошло это, как явствует из документов, в 1845 году, а уже через два года на ближнем берегу в Исаковской роще поселился весьма чтимый в те годы московский юродивый Филиппушка.
06
Прежде этот человек Божий был насельником лавры, но, испросив у настоятеля благословение на подвиг отшельничества, удалился от братии и в уединённом месте ископал себе земляную келью. Но это не была простая землянка, в каких нередко селились на Руси те, кому жизнь оказалась мачехой. Свою келью Филиппушка строил по образцу пещер, устроенных в Киево-Печерской лавре, где довелось ему побывать во время своих бесконечных странствий. Четыре года провёл юродивый в неустанных трудах. Постепенно к нему стали присоединяться и другие монахи. В результате их усердия в 1851 году был выстроен целый комплекс подземных ходов с маленькими кельями и пещерный храм, освящённый в честь Архангела Михаила.
07
С начала семидесятых годов XIX века Черниговско-Гефсиманский скит приобретает особую славу. Это происходит потому, что в нём селится Василий Ильич Меркулов, ставший одним из ярких представителей российского старчества. Для беседы с ним в скит со всей страны съезжаются те, кто жаждет Божьей правды, а в январские дни 1905 года за духовной поддержкой после известных событий на Дворцовой площади приезжает император Николай II. В 1866 году Меркулов принимает постриг с именем Варнава.
08
Начиная со второй половины пятидесятых годов XIX века Черниговско-Гефсиманский скит расширяется, и на его территории возводятся новые сооружения. В частности, была построена деревянная церковь святых преподобных Антония и Феодосия. Увеличили и пещерную церковь. Но основное строительство пришлось на конец столетия. Пещерный комплекс стал официально называться Черниговским монастырём.
09
В 1919 году инициированная Лениным атеистическая компания затронула и Сергиев Посад. В ноябре лавра была закрыта. По распоряжению городских властей насельников обязали перейти в оба находившихся у Верхнего Скитского пруда скита - Гефсиманский и Черниговский. Но прожили в них монахи недолго. В 1921 году Черниговский скит был закрыт, а находившаяся в нём чудотворная икона передана в московский храм преподобного Сергия Радонежского. Несколько дольше просуществовал Гефсиманский скит. В период НЭПа ему был присвоен статус сельскохозяйственной общины, и обитель какое-то время ещё держалась на самообеспечении.
10
Однако уже в 1924 году закрылась последняя церковь, освящённая в честь Успения и Вознесения Божьей Матери, а вскоре за этим последовало выселение с обжитого места и самих монахов. Последний настоятель скита - игумен Израиль - был отправлен в ссылку, где и скончался в начале пятидесятых годов. По окончании войны Сергиев Посад попал в число тех немногих городов, где возродилась монашеская жизнь. В 1946 году по распоряжению правительства вновь открыли Троице-Сергиеву лавру, где в Успенском соборе в Великий четверг было совершено первое богослужение. Однако о возвращении монахам отобранных у них скитов речь не шла. На территории, где прежде находился Гефсиманский скит, с начала пятидесятых годов разместилась воинская часть. Для её благоустройства были взорваны все сохранившиеся до той поры монастырские строения. Уцелела лишь незначительная часть ограды
11
Судьба Черниговского скита сложилась не менее печально. В период советской власти он длительное время использовался как тюрьма, а затем в качестве интерната для инвалидов. Лишь в 1988 году, когда изменилась государственная политика по отношению к церкви, начался процесс его возрождения. В связи с этим по инициативе Московского Патриархата и при участии православных активистов был учреждён специальный комитет.
12
Архитектурным центром комплекса является Черниговский храм, построенный в 1889 году. Под ним находится пещерный храм, положивший начало строительству скита. Его трапезная была значительно расширена в последние годы XIX века, и в той части, которую создал своими трудами основатель скита юродивый Филиппушка, сегодня помещается алтарь. Храм полностью восстановлен и в нём проводятся богослужения
Дальше двинулись в сторону Гремячего...