Начиная с момента зарождения отечественной исторической науки и по сегодняшний день, в центре внимания исследователей находятся различные вопросы, связанные с историей Сибири. В настоящее время, с вводом новых архивных, этнографических и археологических источников, а также развитием методологии исследования, история Сибири привлекает не только все большого внимания историков, но значительно расширяет горизонт исследования. Сегодня всё чаще поднимаются вопросы о вотчинном дискурсе и поиске имперских механизмов в период становления и развития Русского государства и Российской империи.
Ханство Туран (Сибирь) на карте Азии XIII века (обведено жёлтым). Из книги «Литературный и исторический атлас Азии» (под ред. Э. Риза), Нью-Йорк, 1912 год).
Сибирь - регион особенный. В первую очередь, стоит отметить, его неоднородность в плане населяющих территорию Сибири различных народов и племен. По берегам Оби жили остяки (ханты). Главным их занятием была рыбная ловля. На лесистых склонах Урала жили вогулы, которые занимались преимущественно охотой. В северной тундре жили ненцы, занимавшиеся оленеводством. Далее, к востоку от Енисея, жили эвенки (тунгусы). Их основным занятием была охота на пушного зверя, а также рыбная ловля. На юге Сибири, в верхнем течении Енисея, жили хакасы-скотоводы. У Ангары и Байкала обитали буряты. Их главным занятием было скотоводство. Стоит отметить, что в отличии от вышеназванных образований, буряты находились уже на пути становления классового общества. В Приамурье жили племена дауров и дючеров более развитые в хозяйственном отношении. Якуты занимали территорию, образуемую Леной, Алданом и Амгою. Отдельные группы размещались на р. Яне, вустье Вилюя и района Жиганска. На территории Сибири были следующие государственные образования: Сибирское ханство, Тюменское ханство, Югра и Мангазея.Процесс вхождения Сибири в состав России начался в концe XVI в. И имел длительную историческую перспективу. Это было не только военное закрепление за Россией новых территорий и народов восточнее Урала, крестьянское переселение и хозяйственное освоение сибирских земель, но и осмысление Сибири как Земли Русской. Русские основали в Сибири многие остроги, которые затем превратились в города. В 1550-х гг. произошел перелом в русско-татарских отношениях. К Московскому государству были присоединены Казанское и Астраханское ханства, русское подданство признала Большая Ногайская Орда. В 1555-57 сибирский хан Едигер, ища поддержки в борьбе с Кучумом - сыном бухарского правителя Муртазы, признал себя вассалом Ивана IV с ежегодной уплатой дани. Однако начавшаяся Ливонская война не позволила царю оказать помощь Едигеру, который в 1563 потерпел поражение от Кучума. Новый правитель Сибирского ханства повел враждебную политику в отношении Москвы, в 1573-1582 гг. его отряды при поддержке пелымского князца Аблегирима совершили нападения на русские владения в Приуралье.
Sibier Provincia показана на реке Яик в юго-восточном углу карты Московии Герберштейна (1549 г)
В условиях Ливонской войны Иван IV поручил оборону северо-восточных границ государства купцам, солепромышленникам и землевладельцам Строгановым, которые наняли вольных казаков. В 1581 или 1582 казачий отряд под руководством атамана Ермака по собственной инициативе, поддержанной Строгановыми, двинулся в сибирский поход, который, начавшись как типичный казачий разбойничий набег, кардинально изменил ситуацию в Западной Сибири и характер русско-сибирской политики. Разгромив в сражениях на урочище Бабасан (река Тобол) и на Чувашевом мысу (река Иртыш) войско Кучума и союзных ему остяцких и вогульских князцов, Ермакова дружина заняла столицу ханства - Кашлык.
Покорение Сибири Ермаком, картина Василия Сурикова
К 1585 казаки нанесли еще ряд поражений кучумовским татарам и объясачили часть татар, остяков и вогулов. После гибели Ермака остатки его дружины в 1585 возвратились. Однако, с этого времени в Западную Сибирь стали прибывать правительственные отряды. Они занялись строительством острогов и подчинением окрестного населения. В XVI веке были основаны города в Западной Сибири: Тюмень, Тобольск, Сургут и др. В XVII веке в Восточной Сибири: Томск, Красноярск, Якутск, Иркутск, Чита, Охотск и др. В XVIII веке: Омск, Барнаул, Петропавловск-Камчатский и др. К началу XVII в. русское подданство признали тарские, барабинские и чатские татары. В результате похода 1697-99 В.В. Атласова началось подчинение Камчатки. С конца 1720-х гг. российское правительство, планируя расширить и укрепить позиции России в северной акватории Тихого океана, активизировало усилия по подчинению народов и земель на крайнем северо-востоке Сибири. В 1727 была создана военная экспедиция, названная позднее Анадырской партией, во главе с А.Ф. Шестаковым и Д.И. Павлуцким. В первой половине XIX в. Россия значительно усилила свои позиции в Азии. Активизировался начавшийся еще в предыдущем столетии процесс присоединения казахских жузов. К 1850-м гг. в состав России был включен Семиреченский край до реки Или, с 1853 началось освоение Заилийского края.
Башня Якутского острога в краеведческом музее. 2002 год
Проводя политику, направленную на политико-административную и экономическую интеграцию азиатских окраин в единое имперское пространство, самодержавие придерживалось определенной последовательности при переходе от военно-административного надзора за традиционными институтами власти к введению общероссийской бюрократической системы государственных учреждений. Первый этап представлял из себя процесс первоначального освоения и присвоения «первооткрывателями» «исторического» права на данную территорию, создания опорных военно-промышленных пунктов и установления периметра (зоны, рубежа) внешней границы, обеспечения государственной безопасности и формирования имперского тыла (в том числе за счет естественных преград, слабой доступности и бедности природных и трудовых ресурсов, низкой привлекательности окраинной территории), создания оборонительных рубежей, государственной границы, размещения вдоль границы вооруженной силы (регулярных и иррегулярных войск, казачьих линий, военных опорных пунктов).
Второй этап заключался в том, что власть стремилась «оцентровать» новую территорию путем установления региональных административных центров (на первых порах превалировали военные и фискальные интересы, а затем уже собственно экономические), что сопровождалось хозяйственной колонизацией регионального тыла (часто этот процесс шел от границ региона вглубь). Империя как бы проскакивала внутренние районы ради ускоренной внешней экспансии. Изменение внешнеполитических и внутриполитических задач, расширяющееся экономическое освоение региона, демографические процессы приводили к частой миграции региональных центров.В ходе третьего этапа происходило определение административно-политического статуса территории (наместничество, генерал-губернаторство, губерния, область), поиск оптимальной модели взаимоотношений местной власти и центра (сочетание принципов централизации, деконцентрации и децентрализации). Организация имперской инфраструктуры региона (пути сообщения, почта, телеграф), его культурное закрепление (церкви, школы, медицина) и научное «завоевание» (картографирование, землеописание, статистическое и этнографическое исследования) . Создание смешанных органов местного управления и суда, сохранение норм обычного права и конфессионального регулирования («инородческое», «военно-народное» управление, традиционные судебные институты, организация контроля и управления иноверческими вероисповеданиями).
В начале XIX в. Сибирь составляло единое генерал-губернаторство, которое в 1822 г. в результате реформ М.М. Сперанского было разделено на два генерал-губернаторства: Западно- и Восточно-Сибирское. Однако в 1882 г. Западно-Сибирское генерал-губернаторство было упразднено, и от Сибири отделился Степной край, став самостоятельным генерал-губернаторством с центром в Омске. С этого времени можно говорить, что Западная Сибирь превратилась в своего рода «внутреннюю окраину» , повысив свой статус интегрированности в имперское пространство, что заметно отличало ее от Восточной Сибири , Дальнего Востока и Степного края. Фактически до начала хх в. понятие «Восточная Сибирь» употреблялось не столько в географическом смысле, сколько в административном и было тождественно Восточно-Сибирскому генерал -губернаторству. В 1884 г., с созданием Приамурского генерал-губернаторства, от Сибири отпочковался Дальний Восток, породив затянувшийся спор о границах между ними, а в 1887 г. Восточно-Сибирское генерал-губернаторство было переименовано в Иркутское. Как и в Европейской России, в Сибири с 1898 г. округа стали называться уездами, чтобы устранить признаки терминологической обособленности.
На четвертом этапе происходило имперское «поглощение» региона путем создания унифицированных управленческих структур, усложнения административно территориальной сетки (включая специальные ведомственные административно- территориальные образования: военные, судебные, горные и т.п. округа), специализации институциональной организации различных уровней управления и суда, сокращения сферы действия традиционных институтов и их бюрократизации, усовершенствования системы управленческой коммуникации, закрепления за империей территории путем интенсивной земледельческой и промышленной колонизации русскими, миссионерской и культуртрегерской деятельности, расширения сферы применения русского языка и имперского права, обрусения народов, распространения на окраины реформ, апробированных в центре страны, включая экономическую и социокультурную модернизацию.
«Чертёж всех сибирских градов и земель» из атласа Семёна Ремезова, составленного в 1701 году. Чертёж ориентирован на юг (юг-вверху). На юго западе - озеро Балхаш, море Аральское и Хвалынское (Каспийское). На севере «земля Лопарская», «Море мангазейское» (Обская губа). На востоке - «остров Камчатка», южнее - река Амур с притоками. В юго-восточном углу карты за китайской стеной - «Китайское царство»
Региональная политика империи преследовала в конечном итоге цели политической и экономической интеграции страны, установления социальной, правовой и административной однородности. Но конкретные потребности управления заставляли правительство продолжать учитывать региональное своеобразие территорий, в результате чего имперская политика на окраинах была противоречива. Это отражалось на взаимоотношениях центральных и местных властей, приводило к серьезным управленческим коллизиям. Переход от поливариантности в административном устройстве к внутренне усложненной моновариантной модели неизбежно приводил к росту централизации и бюрократизации управления, допускающих лишь некоторую деконцентрацию власти на окраинах.Экономическая политика Российской империи в Сибири защищала финансовые интересы Кабинета Е.И.В., казны, дворян и российских фабрикантов. Именно по этой причине она благоволила сибирским «инородцам» в их столкновениях с русскими крестьянами, ведь «инородец» нес ясак Кабинету, а крестьянская подать шла в государственную казну. Однако в XIX в., по мере уменьшения доли ясака в общих доходах Кабинета, охранительная политика стала анахронизмом и сменил ась политикой окрестьянивания «инородцeв», особенно на землях Кабинета, где часть податей платил ась императору как собственнику земли.
Во второй половине ХIХ века здесь начинают активно складываться капиталистические отношения, но уже с начала века была очевидна ориентация экономики Сибири на разработку месторождений и освоение земель. В этих условиях значительное развитие промышленности в Восточной Сибири могло начаться лишь с такой отрасли, которая при минимальной зависимости от перечисленных неблагоприятных условий обеспечивала бы высокую норму прибыли. Такой промышленностью с 30-х годов XIX века оказалась золотопромышленность. Разработкой золотых месторождений разрешалось заниматься потомственным и личным дворянам, купцам первой и второй гильдии и почётным гражданам. Стоит отметить, что большинство золотопромышленников принадлежало не к постоянным жителям Сибири. Они были людьми приезжими из Европейской России и с Урала. Никита и Иван Мясниковы, С. Попов, А. Рязанов, А. Баландин, П. Кузнецов, Н. Блинов, А. Тарасов, В. Скарятин, Пономарёв, Базилевский, Асташев, Расторгуев и др. вкладывали свои капиталы в разведку и разработку месторождений. Стоит также отметить, что из 86 горных пород и минералов, добывавшихся к моменту крестьянской реформы в России, не менее 12 добывались только в Сибири. Сибирская горнодобывающая промышленность была сконцентрирована в южных, более обжитых и удобных для жизни районах. В то же время возникают новые бумажные, кожевенные, мыловаренные, стекольные, мукомольные производства.
Карта Тартарии голландца Николая Витсена, 1705. Национальная библиотека Португалии.
Капиталистические отношения подрывали патриархально-натуральную замкнутость Сибири, внедряли новые хозяйственные формы, приводящие к варварским, хищническим приёмам капиталистической эксплуатации, неравноценному обмену продуктами земледелия на промышленные изделия. Особо хотелось бы отметить, что сибирское хозяйство неразрывными меновыми связями с мировым рынком соединила железнодорожная магистраль. Строительство железной дороги нарушило устойчивые хозяйственные отношения и внесла существенные изменения в социально-нравственные отношения сибиряков. С одной стороны, произошло сокращение извозчичьего промысла по Московскому тракту, появилась проблема невостребованной рабочей силы, традиционно им занимающимся. С другой стороны, железная дорога, в свою очередь, создав большой спрос на рабочие руки, вызвала к жизни многие промыслы и вообще оживила местную хозяйственную жизнь. Эти процессы стимулировали заинтересованность местного населения к получению знаний. Транссибирская железная дорога усилила связь с общеевропейским и мировым рынком, способствовала росту товарооборота, возникновению новых предприятий, увеличению численности населения губернии.
Панорама Барнаула, конец XIX века
Колонизация сопровождалась массовой христианизацией. 18 июня 1714 г. Петр I издал указ «Об уничтожении кумиров и кумирниц у вогуличей, у остяков, у татаров и якутов, и о крещении сих народов в христианскую веру», то есть указ о массовом крещении сибирских аборигенов. Принятие христианства влекло за собой полную перестройку жизни аборигена. «Новокрещеный» вынужден был уйти из своего юрта на новое местожительство, расположенное в окрестностях русского города. Обычно такие люди делались служилыми или выполняли городские повинности - строительную, извозную, дровяную. Захваченных в плен кыргызов (жен и детей) обращали в холопов. Новокрещеные аборигены назад не выдавались и своими не принимались. Принудительные меры христианизации одновременно подкреплялись дарованием властью определенных льгот крестившимся. В 1720 г. выпустили сразу два указа: по одному предписывалось награждать инородцев, воспринявших христианскую веру; по другому - на три года давать льготы новокрещеным от всяких сборов и податей. Спустя 11 лет указ о льготах новокрещеным был повторен.
Типы рабочих в Тюмени , конец XIX века
Наряду с государственными органами русификаторскую политику приняла на себя Русская православная церковь, особенно после провозглашения доктрины Уварова. В 1828 г. организовалась первая в Сибири Алтайская духовная миссия. В основе миссионерского дела лежал принцип планомерного постепенного перевода язычников-кочевников в оседлых христиан. Происходил процесс прямого захвата «земель язычников» был не только принят на вооружение миссией, но и значительно усилился к концу 19 в. не без ее стараний. Механизм был таков. Обратив в православие одного-двух калмыков миссионеры ставили на стойбище деревянный крест и объявляли, что язычники могут совершать свои обряды не ближе, как за 5 верст от креста. Калмыки уходили на худые земли, а вокруг креста селились крестьяне, пользуясь благославением священника. Такая политика государства и церкви, безусловно, обеспечивало лояльность местного населения и консолидировало Сибирь с русской культурой.
Таким образом, на основе вышесказанного, можно говорить о том, что форма взаимоотношений Российской империи и Сибири представляла из себя типичную модель отношений метрополии и колонии. Сибирь - это регион в чем-то схожий и расхожий с западными окраинами Российской империи, Кавказом и Cредней Азии, но в целом, конечно, особенный. Говоря о колониальной политики России, то политика в отношении народов Сибири, оказалась наиболее эффективной. Сегодня Сибирь - это неотъемлемая часть России, а сибиряки - наши, россияне.
(c) Шишка Е.А.
https://vk.com/uhist - "История Украины"
https://www.facebook.com/groups/899402453852394/ https://vk.com/mongols_and_rus - "Монголы и Русь"
https://www.facebook.com/groups/mongols.and.rus/