Юлиуш Коссак. «Керубин Гневош в битве под Сучавой (1497)». 1890 г.
XVI-XVII вв. - период начала формирования национального сознания и идеологии в Восточной Европе. В это время, в обществе Речи Посполитой была сформирована сословная идеология польского дворянства - сарматизм. Известный российский историк М. В. Лескинен в своей знаменитой книге «Мифы и образы сарматизма. Истоки национальной идеологии Речи Посполитой» дала следующие определение: «Сарматизм - это совокупность присущих польскому шляхетскому сословию особенностей мировоззрения, образа жизни, системы взглядов, поведенческих стереотипов и соответствующей ему культуре».
Юзеф Брандт. «Богородица». Около 1909 г.
Идеология сарматизма, на протяжении всего периода своего существования, вбирала в себя элементы мифа. Собственно с мифа о происхождении от славян-сарматов всё и началось. Как писал в свое время Т. Маньковский, теория сарматизма в геополитическом и генеалогических аспектах родилась в результате поисков польским народом своего места в европейской культуре, а для этого им было необходимо найти связующее звено с другими европейскими славянскими народами - тут-то и сыграл свою роль этногенетический миф, позволяющий добиться поставленных польскими интеллектуалами своей цели.
Шляхта в костюмах воеводств Речи Посполитой. Рис. XVIII в.
В европейской средневековой летописной традиции процесс этногенеза народов связывался, в первую очередь, с легендой о Вавилонском столпотворении и другими библейскими преданиями. Польские книжники того времени вели свою родословную от Ноя, считая своим прародителем его внука Иавана. В свою очередь, хронисты в ранее Новое время отождествляли себя со славянами, а славян с сарматами. Тут отражается второй основной источник о происхождении народов - сведения античных авторов, откуда и был заимствован древний этноним.
Одни польские авторы XVI-XVII вв связывали происхождение термина «сарматы» с географическим названием обширной европейской территории, заселенной славянами вплоть до Урала, - Сарматией. Другие книжники того времени склонны были подчеркивать этническое происхождение славян от сарматов, и либо называли «сарматское племя» в качестве первоначального в истории народа, либо исходили из имени первого мифологического родоначальника, ведшего от сыновей библейского Ноя (Асармота). Несмотря на дуальность взглядов, обе эти трактовки никоим образом друг другу не перечили.
Юзеф Брандт «Хотинская битва» (1867)
Целью польских интеллектуалов было повышение авторитета и престижа славянского этноса путем сроднения поляков с другими народами. Древность происхождения польского народа сравнивалась с разными античными народами - греками, римлянами, древними евреями. В работах авторов XVI-XVII писалось о двух и более Сарматиях, об азиатской и европейской и пр., подчеркивая опять-таки родство с другими славянскими народностями. Постепенно в польской хронико-летописной литературе складывалось представление о Сарматии, как о европейском, регионе, населенным главным образом, хотя и не исключительно, славянскими народами, имеющими общие корни и говорящими на общих языках. Выдвигалась гипотеза, что Европейская Сарматия - это и есть польские земли, которые когда-то были заселены предками славян - сарматами.
Именно эта мифологическая трактовка исторических событий и легла в основу формирующейся идеологии сарматизма, поскольку, во-первых, для польских хронистов было важно вписать польскую историю в мировую, нежели почеркнуть свое славянское единство, а во-вторых, поиск «корней» и «первоначал» занимал их большей степени, чем генеалогия правителей, так как власть короля в польском обществе с начала XVI века уступала свои позиции шляхте.
Пауль Кастельс «Венская битва»
Книжники эпохи сарматизма пытались всячески определить отличия своего народа от других славян. В XVI-XVII вв. предпринимаются попытки сформировать четкие этнические особенности, которые позволили бы выделять отличия «своего» от «чужого» - поляков от других народов. Польские авторы стали формировать «национальные портеры» и «национальные характер» польского народа. Именно во всех этих процессах, на мой взгляд, закрадывался другой не менее важный процесс, происходивший в XVI-XVII вв, - процесс зарождение этнической (национальной) самоидентификации польского народа
Следование древним «сарматским традициям» оказывало влияние на государственный строй Речи Посполитой. Идеалом для поляков стал строй Римской империи - демократическое управление государством. Отсутствия аналогов польскому государственному строю позволяло полякам чувствовать свою исключительность, а исполнение сарматским народом своих служебных обязанностей сакрализовалось и воспринималась, как служба Богу. Географическое положение и соседствование с мусульманской Портой и православной Московией превращали Речь Посполиту в форпост Европы и защитника католической веры.
«Рейтан. Упадок Польши», картина Яна Матейко. Холст, масло, 1866
Элементы этой идеологии просуществовали в общественном сознании поляков на протяжении нескольких веков, видоизменялись и мифологизировались, однако отзвуки сарматской идеологии и культуры продолжают обнаруживать себя вплоть и до наших дней. Таким образом, на основе всего вышесказанного, с большой долей вероятности, можно говорить о том, что именно благодаря этномифотворчеству, процессу характерному практически всем протонациональным государствам того времени, в XVI - XVII вв. был создан, во-первых, новый образец идеального человека, во-вторых, выкована устойчивая национальная идея для целого народа.
(c) Шишка Е.А.
https://vk.com/uhist - "История Украины"
https://www.facebook.com/groups/899402453852394/ https://vk.com/mongols_and_rus - "Монголы и Русь"
https://www.facebook.com/groups/mongols.and.rus/