Что такое ментальные карты?

May 12, 2020 15:43


Понятие «ментальная карта» (mental map, kognitive Landkarte) было впервые введено Е.С.Толманом в 1948 г. Главные работы по этой тематике относятся к 70-м годам XX века. Географ Р.М.Доунз и психолог Д.Стеа определяли ментальную картографию как «абстрактное понятие, охватывающее те ментальные и духовные способности, которые дают нам возможность собирать, упорядочивать, хранить, вызывать из памяти и перерабатывать информацию об окружающем пространстве». Немецкий историк Ф.Б. Шенк писал, что ментальная карта - это «созданное человеком изображение части окружающего пространства… Она отражает мир так, как его себе представляет человек, и может не быть верной».



Туринская папирусная карта - древнейшая бумажная карта в мире



Несмотря на то, что понятие «ментальные карты» вошло в научный оборот относительно недавно, сама карта и потребность людей отражать окружающую их среду и местность существовали с древнейших времен. На наш взгляд, для понимания и раскрытия рассматриваемого нами понятия, необходимо обратиться к истории картографии. Первые карты были созданы или же написаны на камне. Как отмечает американский исследователь Харли, на наскальных рисунках первобытные племена нацарапывали, обозначали карту их местности. На этих изображениях отражались какие-то особенности рельефа и ландшафта, водоемы, жилища и т.д. Карты в Вавилонский период были сделаны основываясь на измерительных методах. На них указывалось количество земельных участков, стороны света, а также показаны холмы, реки, города. В эпоху ранней античности появляются знаменитые карты Анаксимандра, Гекатея, Анаксимена, Пифагора, Геродот, которые строились на исследовательских наблюдениях и математическом подходе. В римское время на картах, в форме свитков, стали указываться все дорожные переходы и расстояния каждой из существовавших на тот момент римских дорог.



Карта Птолемея, изданная Николаем Германусом в 1482 году на основании карты 1406 года Якобуса Анжелуса, которая была составлена по греческим рукописям, переведенным Максимом Планудусом в конце XIII века на латинский язык.

Параллельно, картографирование развивалось на Востоке. Первые упоминания о карте в Китае относятся уже к III веку до нашей эры. В эпоху Цинь и Хань, карты содержали большое количество хорошо продуманных символов и включали в себя дополнительную информацию о местных военных объектах и о местном населении. В средневековье картография получало свое развитие в мусульманском мире, появилось понятие «региональной карты». В Европе того, вплоть до эпохи Великих географических открытий, к картографии утратили интерес, так как вопрос о форме Земли перестал быть важным для раннесредневековой философии, многие снова начали считать Землю плоской. Однако в эпоху Возрождения и Нового времени интерес к картографии вернулся: появились детализированные трехмерные макеты, нарисованные планы местностей, первые атласы Земного шара.



Карта аль-Идриси (сер. XII в.)

Уже к первой половине XIX века во многих странах мира существовало несколько видов карт. Первой разновидностью было то, что Б. Андерсон называет «космографией»: строгое по форме символическое представление «трех миров» традиционной буддийской космологии. Карты второго типа, были целиком посюсторонние, содержали в себе схематичные ориентиры для военных кампаний и прибрежного мореплавания. Одной из характерных особенностей вышеприведённых разновидностей карт, являлось отсутствие графических указателей межгосударственных границ, которые являются, обязательными сегодняшним политическим, физическим и другими видам карт. Поэтому Западная Европа, в лице ведущих в XVIII веке ученых, стала предпринимать первые попытки подчинить Восточную Европу именно картографическим путем. Если в XVI веке между Западом и Востоком была война оружием и слов, то в последующие века, с развитием картографии, между ними разразилась и война изображений.



Карта Тартарии Ортелия 1570 г.

Карты XVIII-XIX вв. являлись научной абстракцией реальности. Картография репрезентировала нечто, уже объективно «вот здесь» существующее. Карта становилась не моделью той реальности, которую она намеревалась представить, а образцом для сотворения самой этой реальности. История стран Юго-Восточной Азии показывает нам, что в ходе таких вот картографических реформ, новые «ментальные» карты, созданные европейскими картографами, становились уже в конце XIX-XX вв. прообразом официальных национализмов в колониальных владениях Великобритании, Франции, Германии и других метрополий. Тут же можно упомянуть об этнических картах Украины, которые также создавались в XIX - нач XX вв, а в годы революций из «этнических» и «ментальных» превратились в политические. Воображаемое стало реальностью. Все революционные силы (УНР, ЗУНР, Махно, «Белые», «Красные»), задействованные в 1914-1922 гг. на территории Украины, видели ее в тех границах, которые отражали вышеперечисленные типы карт.



Украина на момент провозглашения Центральной Радой независимости в январе 1918. Карта издана в Харькове в 1918 году

Однако стоит сказать и об еще одной стороне картографии XVIII-XIX вв. - о тех проблемах, с которыми сталкивались географы и картографы. В первую очередь, картографы были зависимы от путешественников, от которых они получали информацию. В свою очередь, путешественники опирались на данные картографии. Из-за этого возникала путаница и неурядица. Во-вторых, картографы в Новое время были зависимы от той или иной политической программы монарха, перед ними стояла вопрос о том, насколько быстро и насколько полно им необходимо отражать инициативы их правителей. В свое время, Дж.Б.Харли отметил, что карты являются языком исключительно власти, а не протеста». Наиболее яркими примерами таких вот «проблем картографов XVIII- XIX вв., стали венгро-турецкий вопрос, разделы Польши и др. В-третьих, важную роль играла не только политическая, но и культурная составляющая, которая влияла на виденье Западной Европы, Восточной Европы, Московии (России), Азии на карте мира. Слабые или ложные представления о соседних, и в особенности далеких государствах, порождало необъективное и не точное картографирование местности.



Карта Тартарии 1806 года: сиреневым обозначена «китайская Тартария», жёлтым - «независимая»

Ментальные карты были также отражением геополитических изменений. Карты, как и литературные произведения, так как и публицистика рассматриваемого времени были инструментом, орудием в этнополитических и этнокультурных противостояниях ведущих стран Запада и Востока. «Рисование» более мелких или новосозданных государственных образований было одним из способов принять желаемое за действительное. Точно такой же эффект способны были оказывать произведения изобразительного искусства, а сегодня - кино.



Зарубежная Русь. Этнографическая карта, составленная Д. Н. Вергуном. 1915.

Карты любого государства отражали представления о своих соседях. Помимо уже сказанного на эту тему в данном эссе, можно также добавить о том, что само картографическое изображение часто сопровождалось всевозможными описаниями и пояснениями. Например, вполне распространённым было добавить к изображению местности информацию об истории народа или страны, о языке и нравах, проживающих здесь людей. Как раз-таки анализ таких вот текстовых постскриптумов позволяет понять, насколько точно и объективно картограф был осведомлен об описываемой им территории, преследовал ли он при создании карты политические цели, был ли это политический заказ или этнографическое и географическое исследование.



Украина на карте Европы 1919 года

Кроме того, есть спекуляция на картах. Например, на картах XVII века, где изображена Тартария. В исторической науке не принято реалии XIII века восстанавливать по картам XVII века. Как в свое время говорил Ю.В. Селезнев, это все равно, что мы будем говорить о современной России по картам середины XIX века. Однако понимание причин этой спекуляции или фальсификации сможет дать ответ на вопросы, зачем и почему нужны были такие карты в тот или другой период времени.

Таким образом, на основе вышесказанного, можно сделать вывод о том, что специфические представления о пространстве в историческом и культурном аспектах, выраженные в так называемых «ментальных картах», являются своего рода презентацией этничности «больших» и «малых» народов. И не смотря на то, что такое явление более характерно для средневековых карт и карт Нового времени, и сегодня на одной карте п-ов Крым обозначен одним цветом, а на второй - другим.

(c) Шишка Е.А.

https://vk.com/uhist - "История Украины"

https://www.facebook.com/groups/899402453852394/

https://vk.com/mongols_and_rus - "Монголы и Русь"

https://www.facebook.com/groups/mongols.and.rus/

теория империй, история, картография

Previous post Next post
Up